Математический праздник "По родному краю дружно мы шагаем!"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • Активизировать интерес учащихся к изучению математики;
  • Развивать логическое мышление, память, внимание;
  • Воспитывать любовь к родному городу, уважение к его жителям.

Ход праздника

I. Организационный момент.

II. Вступление учителя. Звучит песня.

(Слова и музыка В.Ф.Разенкова)

Есть на Волге-реке городок небольшой,
Пусть на карте почти не заметен.
Чистым сердцем своим и богат он душой,
И людьми он своими приметен.
Чистым сердцем своим и богат он душой,
И людьми он своими приметен!

Припев:

Здесь живут простые люди, 
Здесь живут мои друзья,
Есть на Волге город Сызрань,
Это родина моя!
И куда бы ни уехал
Я домой всегда вернусь, 
Милый сердцу город Сызрань 
Моя маленькая Русь!
Милый сердцу город Сызрань 
Моя маленькая Русь!
Здесь родился и жил, здесь любовь повстречал,
Ту, которую в мире всех краше
Здесь родительский дом, мой надежный причал,
Здесь, взрослея, живут дети наши.
Здесь родительский дом, мой надежный причал,
Здесь, взрослея, живут дети наши!
Припев: тот же.
Так живи много лет, город мой дорогой,
Лучше Сызрани города нету.
Я навеки с тобой, стал моей ты судьбой,
Я тебе благодарен за это.
Я навеки с тобой, стал моей ты судьбой,
Я тебе благодарен за это.

Припев:

Здесь живут простые люди, 
Здесь живут мои друзья,
Есть на Волге город Сызрань,
Это родина моя!
И куда бы ни уехал
Я домой всегда вернусь, 
Милый сердцу город Сызрань 
Моя маленькая Русь!
Милый сердцу город Сызрань 
Моя маленькая Русь!

- Ребята, наш урок не случайно начался с песни о нашем городе. Для Сызрани этот год (2013 г.) праздничный, юбилейный, ему исполняется 330 лет. Сегодня наш праздник необычный. Город Сызрань был основан как город – крепость для защиты от врагов. Сначала построили Кремль, т.е. сторожевую башню (учитель демонстрирует изображение Кремля). С этой башни воины наблюдали, не приближается ли неприятель к нашим границам, и, в случае опасности, предупреждали жителей. В настоящее время Кремль является символом города.

Украшением Кремля является герб города Сызрани (учитель демонстрирует герб). Чёрный бык на золотом фоне символизирует плодородие нашей земли (жёлтый цвет – цвет спелых пшеничных колосьев) и разведение животных для получения мяса и молока.

III. Основная часть.

Станция “Геометрическая”

- Давайте построим похожий “кремль” из геометрических фигур (учитель демонстрирует образец)

- Какие геометрические фигуры могут понадобиться для постройки “кремля” (анализ образца)

Коллективная работа по построению фигуры.

- Какие геометрические фигуры использовали? (прямоугольники, квадраты, треугольники)

- Что общего у этих геометрических фигур? Чем они отличаются? (ответы учащихся)

- День рождения города - День города - отмечается в сентябре. У Кремля и по всему городу проходят праздники.

- На каких праздничных мероприятиях в нашем городе вы бывали? (ответы учащихся)

Станция “Играй и считай”

- Да, много интересных событий проходит в праздничные дни, но в центре внимания жителей города – господин Помидор сызранской прописки и связанные с ним конкурсы, забавы, соревнования, представление достижений садоводов и огородников. Так проходит праздник “Сызранский помидор”. Считается, что в нашем городе вырастают самые вкусные томаты, и главный секрет получения хорошего урожая краснобоких красавцев – огромное трудолюбие наших земляков – сызранцев.

- У нас на уроке сегодня гостья с праздника – Помидорка, которая предлагает вам поучаствовать в конкурсах, где вы сможете показать свои знания, но для победы в конкурсах нужно хорошо потрудиться на уроке.

1 конкурс “ Назови число”

Работа организуется с использованием построенной из геометрических фигур модели “кремля”.

- Назовите номера фигур в порядке возрастания (убывания)

- Как можно назвать эти числа, что их объединяет? (эти числа однозначные)

2 конкурс “Молчанка” (повторение знания состава однозначных чисел)

- Увеличьте данные однозначные числа на один десяток (т.е. на 10 единиц)

- Как можно назвать полученные числа? (двузначные)

- Чем отличаются однозначные числа от двузначных?

3 конкурс “Волшебный мяч” (повторение знания состава двузначных чисел)

4 конкурс “Математическое лото”. (Детям раздаются карточки и проводится математический диктант в форме теста с использованием разноуровневых заданий. Дети закрашивают цветными карандашами ячейки с нужным ответом.).

Счётный материал.

Карточка № 1 (задание) Карточка №2 (задание)
Первое слагаемое – 5, второе слагаемое – 2, найдите сумму(7) Увеличьте полученную сумму на 2 (9).
Уменьшаемое 10, вычитаемое – 4, найдите разность(6) Уменьшите разность на 3(3)
Отметьте величину измерения массы(кг) Обведите “лишнюю” величину. (кг)
Найдите число, которое больше 4 на 5 К полученному числу прибавьте 2 (11)
К 3 прибавьте 7 (10) Найдите число, которое меньше полученного числа на 8 (2)

- Какой арифметический знак получился у тех ребят, кто работал по карточке №1? (знак “больше”); у тех, кто работал по карточке №2? (знак “меньше”).

- Для чего в математике используются эти знаки (понятия)? (для сравнения чисел, величин, решения задач)

- Составьте задачи с использованием понятий “больше”, “меньше”:

а) в условии задачи:

б) в вопросе задачи

(учащиеся устно составляют задачи)

Физминутка

К речке быстро мы спустились.
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так рукам нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

- Ребята, на берегу какой реки расположен город Сызрань? ( на берегу реки Волга)

- Верно. Река Волга – самая крупная река в нашей стране. Эту реку называют “матушкой”, “кормилицей”. Рядом с нашим городом в 19 в. был открыт Сызранский (Александровский ) мост – в то время крупнейший в Европе. Волга для нашего города – источник питьевой воды, сызранцы любят порыбачить на реке, отдохнуть на её живописных берегах.

Станция “Смекай, решай, доказывай”

Учащимся предлагается условие задачи: “На Волге у пристани стояло 9 катеров и 16 лодок”. (На доске – краткая запись условия)

- Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась действием вычитанием.

Учащиеся в ходе анализа задачи (под руководством учителя) формулируют вопрос: “На сколько больше катеров(меньше лодок) стоит у пристани?”

При решении задачи (16 – 9) создаётся проблемная ситуация.

- Кто смог произвести данное вычисление? Как вычисляли? Кто решил задачу другим способом?Далее производится анализ решения задачи разными способами( приём вычитания по частям; приём , основанный на знании состава чисел и связи между суммой и слагаемыми).

- На празднике “Сызранский помидор” жительницы нашего города соревнуются в кулинарном искусстве, представляют на конкурс блюда – салаты, консервированные овощи, томатный сок – приготовленные своими руками. Сколько фантазии, умения у сызранских хозяек!

(представляется выставка консервированных продуктов с использованием помидоров, подготовленная с помощью родителей учащихся)

- Посмотрите, ребята, какие мастерицы ваши мамы, им обязательно нужно поучаствовать в таком конкурсе!

Станция “Сюрприз для Помидорки”

- Попробуем сделать сюрприз для нашей гостьи, Помидорки, “приготовим” наши овощные блюда, но для этого нужно найти значения числовых выражений, объясняя способ решения.

На доске – изображение овощей (морковь, капуста, лук, свекла), каждому соответствует определённый пример(13 – 5, 18 – 9, 14 – 7, 11 – 4).

По мере решения, учащиеся складывают овощи в “корзину”. Далее дети предлагают блюда, которые можно приготовить с использованием данных овощей.

Физкультминутка.

Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки,
Луку полторы головки
Да петрушки корешок,
Да капусты кочешок.
Потеснись скорей, капуста,
От тебя в кастрюле густо
Раз! Два! Три!
Огонь зажжён,
Кочерыжка, выйди вон!

- На празднике “Сызранский помидор” жители представляют свои поделки из природного материала, изделия из дерева, глины, ткани, вязаные вещи – всего того, что может пригодиться человеку.

Станция “Умелые руки не для скуки”

- Помидорка приглашает на конкурс и предлагает показать ваше умение решать задачи.

(учащиеся выбирают поделки с выставки и составляют задачи по заданным числовым выражениям).

Станция “Математический салют”

Помидорка подготовила для вас загадку:

В тёмном небе, посмотри,
Распускаются цветы.
Красный, жёлтый, голубой
Не достать до них рукой!
(Салют)

Салют обычно завершает праздник, и в конце нашего урока Помидорка приглашает вас на математический салют. (На “звёздочках” с обратной стороны написано высказыывание. Учащиеся решают устно примеры, после чего соответствующая “звёздочка” переворачивается и составляется высказывание: “Люби родной край!”.

IV. Рефлексия.

- Ребята, а кто из вас считает, что высказывание “Люби родной край!” он может применить к себе и сказать, что сегодня на уроке хорошо потрудился? (ответы учащихся)

V. Подведение итогов мероприятия, вручение детям сувениров “помидорчиков” со стихотворениями о Сызрани.