Создание условий для развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с народным творчеством. "Матрешка"

Разделы: Работа с дошкольниками


“Народная игрушка – матрешка”

Введение.

С самого рождения ребенок является исследователем мира, который его окружает. Для него всё впервые: день, снег, солнце, радость, смех. Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему должны помочь педагоги и родители. Педагоги используют метод проектов: сбор информации, вопросы и загадки, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, практическая деятельность по изготовлению творческих работ и т.д. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Проблема: приобщить дошкольников и их родителей к истории русского прикладного искусства, способствовать развитию творчества через ознакомление с игрушкой-матрешкой.

Участники проекта:

Педагоги дополнительного образования.

Обучающиеся объединения “Дошкольник” (дети старшего дошкольного возраста, не посещающие ДОУ).

Родители обучающихся.

Время и место проведения: 2012-2013 учебный год, МБОУ ДОД ДДТ г. Собинки, объединение “Дошкольник”.

Вид проекта: творческий.

Задачи.

  1. Познакомить детей с историей народного промысла по изготовлению матрешки.
  2. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства и семьи.
  3. Учить сотрудничать, уважать свой и чужой труд.
  4. Освоить некоторые классические художественные элементы изготовления матрешки.
  5. Подарить матрешки мамам на празднике 8 Марта.
  6. Создать коллекцию игрушек (рисование, лепка, аппликация).
  7. Оформить мини-выставку “Матрешки”.

Этапы работы.

Подготовительный

  • Определение объектов изучения.
  • Подбор литературы, иллюстраций.
  • Приобретение материалов для изобразительной деятельности обучающихся.

Исследовательский

  • Ознакомление с разными видами матрёшек в рисовании, лепке, аппликации.
  • Изучение художественных элементов росписи матрешки.
  • Участие педагога Романовой М.В. в мастер – классе педагога дополнительного образования студии художественной росписи “Палитра”. Аршиновой В.Н. по теме “Русская матрёшка”. <Рисунок 5>

Темы занятий.

  • Знакомство с народной игрушкой “Русская матрёшка”.
  • Разучивание танца “Мы – весёлые матрёшки”, игр с матрешками.
  • История возникновения и развития народного промысла по изготовлению матрешек.
  • Виды матрёшек.
  • Изучение приемов рисования, лепки и аппликации матрешек.
  • Беседа с родителями обучающихся “Матрёшка- символ большой и дружной семьи”.
  • Экскурсия в студию художественной росписи “Палитра”, педагог Аршинова Вера Николаевна. <Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 6>.
  • Рисование простейших элементов росписи матрешки.
  • Аппликация, лепка: составление простейших узоров.
  • Детская авторская матрёшка <Рисунок 11>.

Самостоятельные задания родителям: собрать информацию об истории матрешки и видах, оформить стенд “Русская матрешка – символ дружной семьи”.

Все дети объединения разбиваются на 4 группы, которым педагог предлагает самостоятельные задания.

1. Познакомиться с рисунками и иллюстрациями матрешек в студии “Палитра” Дома детского творчества, выбрать лучшие и рассказать о них в объединении “Дошкольник”.

2. Встретиться в руководителем музея нашего учреждения “Город детства” Медниковой В.В. с целью ознакомления с русским народным костюмом.

Представить в рисунках русский народный костюм детям.

3. Посетить детскую городскую библиотеку с целью “Найти книги о русской народной матрешке” <Рисунок 3>.

4. Найти игрушки – матрешки дома, у родственников, знакомых и рассказать о них. <Рисунок 4>

Заключительный.

* Обобщение результатов работы.

* Сбор коллекции игрушек – матрёшек.

* Изготовление матрешек для подарков мамам.

* Оформление выставки.

* Выбор лучших работ на международную выставку “Лидице – 2013”.

Практический выход: изготовление русской матрешки.

Дата защиты проекта: май 2013.

Форма проведения защиты: выставка “Русская матрёшка”, праздник “8 марта – День особенный”.

Творческие работы детей оцениваются членами жюри в составе: директор Дома детского творчества, заместитель директора по УВР, педагоги дополнительного образования, родители обучающихся объединения “Дошкольник”.

Заключительный этап проекта - изготовление матрешек для мам.

План итогового занятия по изобразительной деятельности “Русская матрёшка”

Автор: Романова Марина Владимировна.

Должность автора: педагог дополнительного образования.

Название учреждения, в котором работает автор: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Собинского района. Дом детского творчества г. Собинки.

Объединение “Дошкольник”.

Возраст обучающихся: дети старшего дошкольного возраста, не посещающие ДОУ.

Тема занятия “Русская матрёшка”.

Цель: развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста через приобщение к декоративно-прикладному творчеству.

Задачи:

  • познакомить детей с народной игрушкой-матрёшкой;
  • учить составлять узор из отдельных элементов и развивать умения в рисовании узора всем ворсом кисти и её концом;
  • развивать чувство цвета, ритма в узоре;
  • формировать и развивать эстетическо-творческие возможности детей в процессе разнообразных видов деятельности: словесной, исторической, художественной и игровой;
  • воспитывать добрые и нежные чувства к русскому народному творчеству.

Предварительная работа: посещение выставки матрешек в студии художественной росписи “Палитра” МБОУ ДОД ДДТ , прослушивание русской народной музыки на занятиях “Музыка”, проведение игр “Одень матрешку”, “Заря” на занятиях “Подвижные игры”, “Познай себя”, рисование и лепка, аппликация матрешек на занятиях по художественному творчеству.

Оборудование и материалы: шаблоны матрёшек, гуашь, кисти № 1-3, стаканы с водой, салфетки, подставки под кисти, таблица “Этапы росписи матрёшек”, иллюстрации и игрушки “Матрёшки”, диск “Русская народная музыка”, пасхальное деревянное яйцо, Русские народные костюмы: сарафаны, рубаха, фартук, кокошник, накосник, пояс.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети входят в кабинет под русскую народную музыку “Ах, вы сени, мои сени…” . Их встречает педагог в русском народном костюме (Сказочница).

2. Обобщение пройденного материала.

Сказочница: Здравствуйте, мои дорогие! Как я рада, что вы ко мне в гости зашли. А знаете кто я? Я хранительница русских сказок. Знаю я их великое множество. Только сегодня я хочу вам не сказки рассказывать, а показать маленькое чудо.

Вот домик расписной. Что в нём? Показывает разные игрушки из домика: Ваньку-встаньку, неваляшку, дымковских дам и коней. А вот следующую игрушку я покажу, когда отгадаете загадку, только до конца дослушайте, она вам о многом расскажет:

Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой чёрных смородинок – глаз.

Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская…

Дети: Матрёшка.

Сказочница: Правильно, самыми любимыми игрушками в народе у детей были матрёшки. Вам с родителями было дано задание найти материал игрушке- матрешке, ее видах. Рассказы родителей о видах матрешек с использованием иллюстраций (Приложение 1).

Загадка.

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка.

Слово Сказочницы о видах матрешек.

Да, на Руси в давние времена у людей в разных местностях были свои особенности костюма, поэтому матрёшки имеют разные названия в зависимости от той местности, откуда она родом: Загорские, Семёновские, Полхов-майданские и другие. Все эти матрёшки отличаются друг от друга и имеют свои особенности: они демонстрируют особенности национальной женской одежды, характерные цвета и детали костюмов. Полюбуйтесь красавицами матрёшками. Каждая матрешка состоит из двух частей, а в ней оказывается еще фигурка, и так до 10-12 кукол. Сегодня матрёшку знают во всём мире, ее дарят на память о нашей стране. Эта игрушка (матрешка (стала традиционным русским сувениром. Со всего мира приезжают к нам туристы, чтобы полюбоваться богатыми традициями нашего народа

Кажется, что матрёшка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Много есть версий, как и когда она родилась. Но одна из них это то, что её прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрёшка – присмотритесь, даже её форма в чем-то напоминает яйцо. Почему игрушку назвали матрёшкой, точно неизвестно. Может быть, потому, что имя Матрёна было наиболее распространённым на Руси.

Для того чтобы игрушки-матрёшки получились красивыми, сначала их вытачивают на станке, затем делают фон, расписывают и после этого покрывают несколько раз лаком. Каждая игрушка хороша по-своему: одна – весёлая, другая задумчивая, третья – озорная. Всё зависит от художника, который старается выполнить неповторимый образ для своей любимицы.

Сказочница: Матрёшка отражает образ русской женщины. Она одета в русский костюм (выставка русских народных костюмов). Русские женщины в старину ходили с покрытыми головами: это были платки, кокошники или вышитые повязки

Раньше русские женщины носили очень длинные кофты, их называли рубахами. Они были под горло и с длинными рукавами, одного цвета. Поверх рубах носили очень длинные сарафаны, поэтому и у матрёшки ног не видно. Рубаха и сарафан украшены различными узорами, иногда еще надеты бусы и другие украшения. Часто у матрёшки на сарафан надет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами.

3. Практическая работа.

Сказочница: Я сегодня предлагаю вам стать мастерами по росписи матрёшек. Садитесь поудобнее. и проверьте свои готовность к работе: наличие инструментов: шаблоны, кисти, стаканы с водой, гуашь, палитра.

Инструктаж выполнения практического задания:

1. Повторить правила работы с красками и кистями.

2. Подумать и выбрать цвет матрешки: платка, сарафана.

(Педагог показывает 3 заготовки матрёшек, у которых разного цвета платки и сарафаны, фартуки).

3. Раскрасить шаблон матрешки (фон) самостоятельно.

Дети закрашивают шаблоны матрешек.

Сказочница: А пока наша краска подсыхает, мы с вами поиграем. На Руси издавна умели не только работать, но и веселиться. А какое же веселье без игры! вот и давайте-ка сейчас поиграем в русскую народную игру “Заря”.

Проводится игра “Заря” (3-4 минуты)

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить ленту.

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – “заря” ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые – за водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарёй. Игра повторяется.

Продолжение практического задания.

4. Сказочница: А вот и набор узоров, которые использовали мастера при росписи. Они немного отличались друг от друга в зависимости от той местности, откуда пришла матрёшка. Со многими из них вы уже знакомы. Давайте вспомним, как правильно их рисовать кисточкой. Педагог демонстрирует таблицу “ Этапы росписи матрёшек” <Рисунок 7>.

К доске вызываются 2-3 ребёнка для показа росписи некоторых элементов всей кистью и концом кисти (цветы, ягодки, стебельки) на пробниках (на доске).

Сказочница: Узор располагается в центре сарафана (или фартука), а на рубахе украшение по вороту и по краю рукава.

Дети приступают к росписи матрёшек. Во время их работы тихо звучит русская народная музыка. Педагог подходит и подсказывает, подводит детей к тому: как лучше сделать, какие цвета более сочетаются, что ещё можно добавить в цвете или узоре. И обращает особое внимание детей на свой стиль росписи матрешки, поощряя творчество словом.

4. Подведение итогов.

После окончания практической работы проводится мини-выставка “Народная игрушка – матрешка”. Дети вместе с педагогом, родителями рассматривают выставку и выбирают матрешки: самую весёлую, самую грустную, самую яркую, самую аккуратную, авторскую, похожую на маму или педагога и т.д. Дети отмечают красоту, самобытность и величие этой игрушки.

Сказочница: Такие интересные и замечательные работы мы подарим нашим мамам на празднике 8 Марта <Рисунок 8>, а самые лучшие матрешки будут представлены на итоговой выставке Дома детского творчества “Величальная красоте” в апреле 2013 года <Рисунок 10> и отправлены на Международную выставку детского рисунка “Лидице 2013”.

<Рисунок 9>

Использованная литература

  1. Алексахин Н.Н. Матрёшка: Методика преподавания росписи матрёшки. – М.: Народное образование, 1998. – 96 с.
  2. Волчкова В.Н. “Конспекты занятий со старшими дошкольниками. Познавательное развитие”, ТЦ “Учитель”, 2006 г.
  3. Дидактическая игра “Народные промыслы” из серии “Учись играя” , ООО “Десятое королевство”, 2004.
  4. Скольникова Н.М. Изобразительное искусство для детей. Волшебный мир красок. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 139.
  5. Сайт www.vipdol.ru/история - матрешки.

Рисунок 12

Рисунок 13

Рисунок 14