Различные приемы и формы работы на уроках литературного краеведения с применением ИКТ

Разделы: Русский язык, Литература


ИКТ являются большим вспомогательным материалом для учителя школы, а в особенности для учителя литературы по литературному краеведению. Большим недостатком современной школы в области изучения национально-регионального компонента является нехватка художественных текстов и методической литературы как для учащихся, так и учителей. Второй проблемой является проблема отсутствия у учащихся мотивации в изучении краеведческой литературы, отстраненность и отсутствие интереса к национальному характеру в художественных произведениях.

Решить эти актуальные проблемы помогают информационные компьютерные технологии.
Электронные тексты  решают проблему недостатка книг в школьных библиотеках.
Для учителя литературы работа с текстом не ограничивается чтением произведений. ИКТ применяются при подготовке собственных материалов к уроку; подготовке раздаточных материалов для учащихся. Использование ИКТ – составляющая педагогической деятельности, связанная с подготовкой материалов для урока, может быть значительно облегчена. При этом для каждого учителя сегодня, я считаю, жизненно необходимы хорошие пользовательские навыками: работы на компьютере.

На уроках литературы удобно использовать готовые ЦОРы, но это не всегда приемлемо для учителя на уроках по литературному краеведению. Поэтому я всегда учитываю особенности восприятия моих учащихся и требования ГОСа по литературе и программы.
В своей практике я начала применять интересный и продуктивный метод распространения электронных материалов урока: после урока учащиеся могут скопировать на свои флешки необходимый материал, представленный учителем в виде презентации или источника информации к размышлению и анализу.  Современные носители информации в виде флеш-карт решают проблему передачи информации. Вновь обратиться к изученной на уроке теме ребенок может вновь после уроков, но уже в домашней обстановке у своего компьютера.

Я заметила, что после таких уроков с передачей информации возрастает мотивация к изучению литературы. Дети с живым интересом обсуждают прочитанное, становятся более свободными в высказываниях, активны в подготовке проектных работ и презентаций по предлагаемым темам, при этом охотно работают как индивидуально, так и в группах.
Благодаря такой насыщенности урок получается запоминающимся и актуальным: дети понимают необходимость использования современных средств обучения, видят проделанную мною работу, осознавая необходимость и собственной компетенции в ИКТ.

Использую ИКТ не только на уроках русского языка и литературы, но и во внеклассной работе: общешкольная конференция «Учись учиться!», предметная неделя, конкурсы, игры, олимпиады, интеллектуальные марафоны, посещение учащимися сайтов www.edu.yar.ruwww.svetozar.orgwww.erudites.ruwww.karusel.desc.ru,   www.talant.perm.ru,  где представлены широкие возможности для творческого развития учащихся.
Таким образом, ИКТ, открывая широкий путь для самореализации педагога, формируют компетентностный подход в обучении учащихся.

Презентация