Игра. Функции, методы, диагностика

Разделы: Школьная психологическая служба


Игра как один из методов развития способствует развитию интеллекта, мышления, логики, способов коммуникации, воображения и способности выражать свои эмоции. Это способствует всестороннему развитию личности. Игра – способ активного получения знания о чем-либо. Проявляя активность, субъект формирует свое “Я”, свои взгляды на жизненные ситуации, учится сотрудничать.

Игра в тренинге является главным “оружием”. Через шутки, метафоры, постановку и обыгрывание определенной ситуации мы можем найти пути решения проблем, выхода из тупиковых и некомфортных для нас ситуаций, просто позитивный отзыв о своих действиях и получить варианты альтернативных решений.

Леванова Е.А., в своей книге “Игра в тренинге. Возможность игрового взаимодействия” гл.1 стр. 11(2-е издание, Питер, 2008) пишет: “Гросс видел в игре первичную форму приобщения человека к социуму через добровольное подчинение общим правилам/лидеру. Так же в игре воспитываются чувства ответственности за себя (свом поступки) и группу…”.

В игре развиваются лидерские качества, которые нужны в повседневной жизни. В процессе игры снимается напряжение и человек становится менее скованным, что позволяет ему раскрыться в широком смысле. Он получает свободу для самовыражения, по сути, становится тем, кто он есть, не боясь пересудов, стремясь к своему совершенствованию.

Игра в психологическом тренинге, с точки зрения Вачкова И.В., выполняет две самые важные функции: диагностическую и развивающую.

Диагностическая функция игры определяется тем, что она обладает большей предсказательностью, прогностичностью, чем любая другая психологическая деятельность, во-первых, потому что человек ведет себя в игре “по максимуму” (физические силы, интеллект, творчество), во-вторых, игра сама по себе – особое поле “самовыражения”, в котором человек наиболее естественен, искренен, открыт.

Игровые методы можно разделить на операционные и ролевые.

Операционные (деловые, управленческие) игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм “правильности” и “неправильности” принимаемого решения, то есть обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события. В таких играх подчеркнут аспект инструментального обучения, и в то же время формализован и минимизирован по сравнению с реальностью межличностный аспект. Таким образом, имитационная игровая модель неизбежно упрощает реальную действительность.

Ролевые игры с элементами драматизации способствуют раскрытию и совершенствованию потенциала самовыражения. Они сталкивают участника с ситуациями, характерными для реальной и значимой для него деятельности, ставит перед необходимостью изменить свои установки, создают условия для формирования новых, более эффективных коммуникативных навыков (вербальных и невербальных, деятельностных и эмоциональных, и пр.).

Развивающая функция ролевой игры определяется тем очевидным фактом, что значения игры для раскрытия сущностных сил человека переоценить попросту невозможно.

И.В. Вачков в своей книге “Психология тренинговой работы” приводит классификацию игр используемых в тренинговой работе.

Операциональные игры определяются активностью, направленной на инструментальные изменения, определяющие разворачивание будущих событий- хотя опять через взаимодействие с другими (иными словами, являются методом формирования технологических умений). К операциональным играм могут быть отнесены два типа игр: деловые и поступочные.

Деловая игра характеризуется моделированием предметного и социального содержания профессиональной деятельности, включая системы отношений, характерных для этой профессиональной области. В ней обрабатываются новые технологические умения , необходимые в будущем в конкретной профессии, скажем, умение продавать тот или иной товар.

Поступочная игра выходит за рамки деловых отношений. В ней “репетируются” такие действия, которые могут быть оценены как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя в своем отношении к другому человеку, себе самому, к группе, к миру в целом. Фактически идет работа с будущими событиями очень широкого диапазона.

Иногда, к деловой игре относят такие типы игр как дидактические, управленческие и профориентационные.

Дидактические игры имеют цель преподнести некоторые новые знания и изменить представления участников. Такие игры раскрывают смысл и важность определенных знаний и, как правило, содержит задание учебного характера.

Управленческие игры – метод тренировки профессиональных умений менеджеров разного уровня(в образовательном учреждении,например, завучей или директоров).

Профориентационные игры помогают участникам в выборе сферы возможной профессионализации и соответствующего самоопределения.

Игра подразумевает, что полученная роль в процессе деятельности, точнее, человек, ее исполняющий, сможет отразить все особенности и черты человека, свойственные только ему одному, таким образом, проявить индивидуальность.

Интерактивные игры, по утверждению А.Грецова, - это игровая деятельность участников тренинга, структурированная в соответствии с целями и задачами работы, подразумевающая возможность и необходимость межличностного взаимодействия. Они делятся на: разогревающие, сюжетные и ролевые, деловые и имитационные.

Разогревающие игры (подвижные) помогают познакомиться с участниками тренинга, снять скованность, напряжение, настроить на работу и дают положительный эмоциональный заряд.

Ролевая игра – примеряемая роль ( социальная), которую человек играет в течение своей жизни, например, врач, учитель.

С помощью этого вида игры, участник получает возможность увидеть себя в роли, которую либо выбрал сам, либо ту, которая досталась по жребию, и понять сможет ли он в жизни, а не в игре, взять на себя ответственность за действия, которые будет выполняться в связи с выбранной профессией.

К игровым методам можно отнести:

1. Социодраму (ситуационный тренинг). Его цель заключается в достижении эффективного взаимодействия с партнерами в условиях делового или повседневного общения.

2.Технику психодрамы, которая направлена на разрешение внутренних конфликтов индивида путем проигрывания жизненных ситуаций и создания условий для осознания себя как целостной личности.

3. Контригру (трансактный метод осознания коммуникативного поведения). Контригровая задача группы состоит в том, чтобы в условиях откровенного общения под руководством психолога-тренера разобраться в преобладающих эго-состояниях и специфике своих скрытых игр, манипуляций, “ролей-по-жизни”, и так далее.

Эти методы являются очень эффективными, так как осуществляют целостный подход к когнитивному, эмоциональному и поведенческому компоненту личности, приближают ситуацию обучения к реальной.

Ролевые игры, по А.Грецову, делятся на:

  • Игры-тренировки конкретных социальных навыков;
  • Игры-драматизации;
  • Игры со скрытыми целями сторон;
  • Игры-делемы;
  • Игры со свободным сюжетом;

Задача тренера при этом состоит в:

  • Описании ролей, задействованных в игре;
  • Введение в ситуацию ролевой игры;
  • Распределении ролей;
  • Проведении инструктажа;
  • Организации деятельности (контроль за игрой - соблюдение правил);
  • Обсуждение игры (обратная связь, рефлексия);

В момент игры важно придерживаться правил, если они были озвучены, не ущемлять права участников тренинга, не комментировать действия других (для этого специально будет отведено время).

Исторический взгляд на игровое взаимодействие открыл Даниил Борисович Эльконин. Он связывал возникновение игры на ранних этапах формирования личности с исторически сложившимся положением ребенка в обществе. Он утверждал, что игра возникла в результате разделения возрастного и полового труда с целью подготовки будущего ремесленника (скотовод, охотник, землевладелец). Так возникли игры - упражнения. Ролевая игра возникла уже позднее и связано это с усовершенствованием и усложнением орудий труда и структурой общества.

Игра - исторически сложившаяся форма взаимодействия членов коллектива, в результате которого происходит усвоение жизненного опыта, принятие различных стратегий поведения и выбор желаемого жизненного сценария.

В процессе игры можно проследить манеру и способ общения каждого человека с коллективом (коллеги, одноклассники), выявить потребности играющего человека, например: желание быть активнее, больше общаться, проявить себя в другом амплуа, попробовать себя в другой профессиональной области, стремление к лидерским позициям или, наоборот, желании сбросить с себя путы руководителя и почувствовать себя обычным, спокойным и умиротворенным членом общества).

Так же в игре очень важно как ты играешь, на сколько удалось вжиться в отведенную именно тебе роль и только от актера зависит доведет он до совершенства свой образ или предпочтет только поверхностно перевоплотиться, ведь о успешности выполнения работы можно судить по результатам группового взаимодействия либо по “индивидуальному зачету”.

В игре мы получаем возможность корректировать свою манеру поведения, свои взгляды на различные события, учимся самоанализу, самопониманию, рефлексии. Игра помогает добиться совершенства в том, что человек считает для себя наиболее важным, приобрести необходимые знания и навыки.

Игра - история, сказка со своим сюжетом и с правилами, которые устанавливаются внутри группы и которым желательно следовать для установления лучшего контакта между членами группы.

Через игровое взаимодействие мы получаем новые знания и делимся тем, что знаем сами. Проявляя активность, мы открываем каналы доступа информации к нам, учимся сотрудничать.

Шутки, игры, метафоры, сказки помогают людям общаться, интересоваться, рассуждать, интриговать, заинтересовывать, так же познается прелесть коллективной работы. Не следует забывать, что по окончании занятия каждый из участников(по желанию) может высказаться, озвучить плюсы и минусы занятия, общую оценку проделанной работы, свои пожелания на будущее.

Список литературы:

  1. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы- М.: Эксмо, 2008.- 416 с.
  2. Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2000.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2000.
  4. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2007.
  5. Эльконин Д.Б. Монография
  6. Леванова Е.А. Игра в тренинге. Возможность игрового взаимодействия. 2-е издание, Питер, 2008.