Разработка урока ОБЖ по теме "Когда ты становишься водителем. Езда на велосипеде". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Познакомить с основными правилами безопасности и езды на велосипеде, с основными требованиями, предъявляемыми ПДД к велосипедистам.
  • Закрепить основные понятия и термины по ПДД.
  • Развивать внимание, речь, мышление учащихся.

Оборудование: технические средства обучения: экран, проектор; конверт с письмом, карточки с дорожными ситуациями, фломастеры, листы картона.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Проверка домашнего задания.

Раздается стук в дверь. В класс входит почтальон Печкин. В руках у него большой конверт. Учитель открывает и читает:

“Здравствуйте, дорогие ребята! К вам обращаются сотрудники ГИБДД. Мы хотим проверить ваши знания правил дорожного движения и принять вас в клуб “Юных знатоков правил дорожного движения”.

Учитель достает из конверта и раздает нескольким ученикам карточки, на которых изображены разнообразные дорожные ситуации.

Ученики оценивают действия ребят, изображенных на картинках, находят ошибки и составляют по ним небольшие рассказы. На подготовку отводится 5-7 минут. В это время остальные учащиеся разгадывают кроссворд “Основные понятия и термины по ПДД”.

“Предлагаем вам кроссворд,
С ним не будет вам хлопот
Коль проявите внимание
И покажете все знания”.

В кроссворде представлены следующие слова:

  1. Для этого коня еда –
  2. Бензин, и масло, и вода.
    На лугу он не пасется,
    По дороге он несется. (автомобиль)

  3. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством. (водитель)
  4. Две пары ног на мостовой,
  5. И две руки над головой. (троллейбус)

  6. Опережение движущегося средства, связанное с выездом из занимаемой полосы. (обгон)
  7. Зорко смотрит постовой
  8. За широкой мостовой.
    Как посмотрит красным глазом –
    Остановится все сразу.
    А зеленым подмигнет –
    И машины, и народ
    Отправляются вперед. (светофор)

  9. Часть дороги, расположенная по обе стороны проезжей части, служит для остановки автомобилей и движения пешеходов. (обочина)
  10. Место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне. (перекресток)
  11. Посмотри, силач какой,
  12. На ходу одной рукой
    Останавливать привык
    Пятитонный грузовик. (регулировщик)

  13. Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. (пешеход)

 

После разгадывания кроссворда прослушиваются ответы детей, работавших по карточкам.

Учитель:

- А теперь хором прочитаем слово, которое получилось по горизонтали: в е л о с и п е д.

III. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с основными правилами безопасной езды на велосипеде, с основными требованиями, предъявляемыми ПДД к велосипедистам.

IV . Объяснение новой темы.

1. Знакомство с термином “велосипед”

- Все вы, ребята, любите кататься на велосипеде. А что такое велосипед?

(Ученики раскрывают смысл понятия “велосипед”. Учитель, обобщая их ответы, открывает слайд, где дано точное определение термина “велосипед”.

Велосипед – это транспортное средство, имеющее 2 или более колеса и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.)

2. Знакомство с основными правилами безопасности и езды на велосипеде.

Учитель: Какие правила безопасной езды на велосипеде вы знаете?

Учащиеся приводят свои ответы. Учитель обобщает ответы учащихся и знакомит их с правилами безопасной езды.

а) По правилам движения управлять велосипедом при движении на дорогах разрешается только с 14 лет;

б) Строго следить за исправностью тормозов у велосипеда, перед каждой поездкой не забывать их проверять;

в) Обязательно имейте на велосипеде звонок, чтобы оповещать людей о своем приближении;

г) Будьте особенно внимательны на подъездных дорожках к дому, где в любой момент может появиться машина.

д) Не переезжайте через дорогу на велосипеде, а пересекайте ее по переходу, ведя велосипед за руль.

е) Не устраивайте скоростных гонок там, где ходят люди. Будьте внимательны к тем, кого вы объезжаете, особенно к пожилым людям и маленьким детям.

ж) Не катайтесь в местах, где можно случайно выехать на проезжую часть.

3. Знакомство с дорожными знаками, разрешающими и запрещающими движение на велосипедах.

Учитель показывает следующий слайд, на котором изображены дорожные знаки. Учащиеся, на приготовленных заранее карточках размером 6x8 см, зарисовывают эти знаки.

Этот знак называется “Велосипедная дорожка”. Он относится к группе предписывающих знаков. Этот знак разрешает движение только на велосипедах и мопедах. По велосипедной дорожке могут двигаться также пешеходы (при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки).

Это – запрещающий знак “Движение на велосипеде запрещено”. Запрещается движение велосипедов и мопедов.

V. Физкультминутка (проводится после объяснения нового материала).

По дороге едет наш автомобиль (сидя за партой дети имитируют движение водителя).
Тихо, тихо едет мой велосипед (имитационные движения ногами).
А теперь я пешеход – перехожу дорогу (дети встают, шагают на месте).
А теперь я ученик – занимаюсь в школе (тихо садятся за парты).

VI. Первичное закрепление пройденного.

Открывается следующий слайд. На нем нарисован юный инспектор дорожного движения. Он предлагает детям вопросы для первичной проверки понимания пройденного материала. Каждый вопрос отмечен отдельным кружком. Каждый правильный ответ заменяется кружочком с буквой. Ответив на вопросы, учащиеся читают слово “М о л о д ц ы”.

М - Что вы должны обязательно проверить перед каждой поездкой на велосипеде?

О - Почему нельзя кататься в местах, где можно выехать на проезжую часть?

Л - С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дорогам?

О - Зачем нужно иметь на велосипеде звонок?

Д - Покажите знак, который запрещает велосипедное движение.

Ц - Какой знак разрешает движение на велосипеде? Как он называется? К какой группе относится?

Ы - Как нужно переходить дорогу на велосипеде?

VII. Проблемные вопросы по пройденной теме.

Детям предлагаются 2 рисунка.

 

Учитель задает вопрос: “Оцените действия мальчиков. Каким правилам они противоречат? Почему?”

- Какие ошибки допустил другой мальчик во время езды на велосипеде?

Учащиеся обсуждают эти ситуации в группах.

Проверка – выслушивание ответов по группам.

VIII. Обобщение изучаемого. Подведение итогов.

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Что запомнили?

Учитель оценивает ответы учащихся, отмечает самых активных учеников.

IX. Домашнее задание.

Подготовить материал о движении на велосипедах. Каждый ученик получает карточку с заданием “Найди на рисунке пять нарушителей правил дорожного движения. Обоснуйте свой ответ. Почему езда на скейтборде и роликовых коньках опаснее езды на велосипеде”.

X. Итог урока.

Включается CD-диск. На нем обращение к ребятам:

“Дорогие ребята! К вам обращается сотрудник ГИБДД младший лейтенант Сергей Сергеевич Хромочкин. Сегодня на уроке вы показали хорошие знания и мы с удовольствием принимаем вас в клуб юных знатоков правил дорожного движения. Желаем вам успехов в учебе, крепкого здоровья и безопасных дорог. Всего вам хорошего, ребята. До свидания!”