Экологическое образование в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Экология


Современное общество ставит перед подрастающим поколением все новые и новые задачи и открывает новые возможности для изучения и познания окружающего мира. Но нельзя познать окружающий мир, если с детства не прививать культуры экологических знаний и умений, если не развивать у будущих жителей планеты представление о том, что очень многое зависит от отношения к окружающей нас природе.

Одним из главных моментов воспитания экологической культуры детей является привитие знаний, что человек и природа не могут существовать без тесной связи друг с другом, что любое вторжение человека в природу несет за собой непоправимые последствия. Важно донести до сознания младшего школьника, что человек – это не только часть природы, ее потребитель, но и охранник. Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс.

В последнее время слово “экология” звучит все чаще и тревожнее. Если мы раньше не очень-то вникали в смысл этого понятия, то сегодня ситуация изменилась коренным образом. Информация об экологических катастрофах ежедневно обрушивается на нас со страниц газет, с экранов телевизоров.

За последние 30-40 лет на планете исчезли многие виды животных и растений. Кислотные дожди губят почвы. Леса вырубаются, горят, загрязняются водоемы, болезни, причиной которых являются экологические катастрофы, уносят ежегодно сотни тысяч жизней.

Главная задача учителя – привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам и учить находить пути решения этих проблем. Эту задачу нельзя решить только в рамках урока, поэтому мы с ребятами проводим экологические праздники, конференции.

С удовольствием и интересом дети принимают участие в исследовательских работах. Исследовательская деятельность младших школьников начинается с удивления и вопросов: почему? зачем? как? Взгляд удивления позволяет увидеть то, что взрослый ученый и не увидел. Вот в этом и заключается ценность исследовательской работы младших школьников, в их первых шагах. На все вопросы детей на уроках невозможно ответить, поэтому исследовательской работой мы занимаемся во внеклассное время. Часто в сборе материалов детям помогают родители, получаются очень интересные семейные проекты. А значит, через детские работы мы и родителей подключаем к экологическим проблемам. Мы даем возможность родителям сблизиться со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому дети в лучшем случае читают только учебники. Первая наша исследовательская работа называлась “Зеленая аптека на службе человека”. Вместе с родителями ребята работали по плану:

  1. Выбрать растение для исследования, просмотреть литературу об этом растении, спросить у других людей, использовать Интернет, понаблюдать.
  2. Сделать рисунок или фотографию.
  3. Провести обследование своего двора, огорода, придорожного участка и составить перечень обнаруженных лекарственных растений (использовать определитель, собственные знания, помощь родителей).
  4. Провести опрос родителей и принести семейный рецепт использования полезных свойств лекарственных растений.
  5. “Экологическая листовка”. Написать письмо от имени лекарственного растения людям с просьбой о помощи и советами.

Собранные работы, защищались каждым учеником на уроках окружающего мира, классных часах.

Вторая большая исследовательская работа – “В мире фантиков”. На уроке технологии мы делали аппликацию из фантиков. У нас возникли вопросы: кто изобрел фантики? Зависит ли вкус конфет от фантиков? И закипела работа: библиотека, интернет, энциклопедии, экскурсии на кондитерские фабрики, анкетирование учеников и учителей: кто какие конфеты любит. Получилась интересная работа, с которой ребята выступали на окружной конференции.

А потом были другие интересные работы: “Что может солнечный луч”, “Голубое золото Земли”, “Экология моего города на примере района Солнцево”.

Выполняя такие работы, ребята становятся экологически образованными, а значит, нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этих ребят.