Повторение и обобщение по всем изученным буквам "Что за птицы на странице?" 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (22 МБ)


Цель:повторить и обобщить изученный материал.

Задачи:

  • Закрепить и совершенствовать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные;
  • Формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;
  • Развивать умение делать слого-звуковой анализ слов, соотносить слова и предложения со схемой;
  • Учить правильно интонировать предложение;
  • Развивать фонематический слух, речь, память, мышление учащихся;
  • Формировать объективную самооценку и взаимооценку.
  • Воспитывать усидчивость, внимание, интерес к языку и живой природе.
  • Воспитывать бережное отношение к птицам, помогать им.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке присутствуют ваши родители. Повернитесь и поздоровайтесь с ними.

- Сегодня на уроке нам потребуется внимание и память, наши знания, доброе и хорошее настроение и отношение к окружающим людям.

- Садитесь.

II. Постановка темы урока.

- Мы изучили все буквы русского алфавита. Как вы думаете, какая тема урока будет сегодня? (Предположения детей.)

- На уроке мы будем применять полученные знания: составлять звуковые схемы слов, предложений, читать слова с изученными буквами, работать с текстами.

III. Актуализация опорных знаний.

- Повторим, что мы знаем с вами о звуках и буквах.

- Посмотрите на ленту букв. На какие группы делятся все звуки и буквы? (На гласные и согласные.)

- Как отличить гласный звук от согласного? (Когда мы произносим согласный звук, воздух во рту встречает препятствие.)

- На какие две группы можно разделить гласные? (На гласные, обозначающие твёрдость и мягкость предшествующего согласного.)

- Назовите гласные, которые обозначают твёрдость согласного звука.([а], [о], [у], [ы], [э]).

- Какие гласные буквы, отличные от других, вы знаете? (е, ё, я, ю – они обозначают два звука.)

- Всегда ли они обозначают два звука? (Эти буквы обозначают два звука, если стоят в начале слова, после другого гласного, разделительного твёрдого и мягкого знаков.)

- На какие группы делятся согласные звуки? (На звонкие и глухие.)

- Назовите звонкие и глухие согласные звуки.

- Чего больше: звуков или букв? Почему? (Звуков больше, так как некоторые согласные буквы обозначают два звука.)

- Какие буквы не обозначают звуков? (ь и ъ.)

IV. Закрепление опорных знаний.

- Отгадайте, кому будет посвящён наш урок.

Ы

(Птицы)

Фонетический разбор слов.

- Откройте тетради для схем.

- Отгадайте загадку (текст читает ученик на доске):

Живет в лесу,
Ухает, как разбойник;
Люди его боятся,
А он людей боится. (Филин)

- Что вы знаете о филине?

(Учитель добавляет:

Филин - это самая крупная на земле сова, известная под названием “ухало” или “пугач”. Длина его около 70 см. Окраска красновато-бурая с тёмными полосами. Над глазами перьевые ушки. Глаза большие, оранжево-красные. Гнездится филин в дуплах, в нишах скал, а в пустынях прямо на земле. Охотится и днём и ночью. Кормится птицами и млекопитающими: мышами, зайцами и куницами.)

- Составьте схему слова в тетради. (Проверка на доске.)

- Прочитайте следующую загадку (текстчитает ученик на доске):

У меня ходули -
Не страшит болото:
Лягушат найду ли -
Вот моя забота. (Цапля)

- Что вы знаете о цапле?

(Учитель добавляет:

Цапля - крупная болотная птица с длинным клювом. Она живётв тёплых краяхна всех континентах, кроме Австралии и http://www.luchiksveta.ru/enziklop_2/zaplja.jpgАнтарктиды. Питается рыбой, водными насекомыми и мелкими змеями. Отлавливает добычу главным образом в воде. Цапли очень полезны. В водоёмах они уничтожают малоценную и больную рыбу. На зиму улетают в Африку.)

- Составьте схему слова в тетради. (Проверка на доске.)

ФИЗМИНУТКА под музыку

Запись слов в тетради, деление на слоги, постановка ударения.

- Напечатайте в тетради слова-названия птиц, которых вы видите на экране.

(На экране: утка, ласточка.)

Для этого отступите вниз 2 клетки, справа тоже две и печатайте первое слово.

- Кто хочет написать на доске?

- Покажите сигнальные карточки, согласны ли вы.

- Подчеркните гласные буквы красным карандашом. Разделите слова на слоги, поставьте ударение.

- Кто хочет выполнить задание на доске?

- Покажите сигнальные карточки, согласны ли вы.

- Запишите ещё 2 названия птиц.

- Какие названия птиц записали?

Работа со схемой предложения.

- Угадайте, о какой птице я вам сейчас скажу.

Большую часть времени проводят в воздухе, беспрерывно летая в погоне за добычей. Их рот в полёте широко раскрыт, и поэтому в него попадают разные мухи, комары, мошки и другие насекомые. Скорость полёта 50-60 км/ч. Перед http://www.luchiksveta.ru/enziklop_2/lastochka.jpg дождём эти птички летают низко над землёй, поэтому по их полёту можно предсказывать погоду. Осенью улетают в тёплые страны.(Ласточки.)

- Какие ещё птицы так же, как ласточки, улетают на зиму в тёплые края? (Утки, стрижи...)

- Как называют таких птиц? (Перелётные.)

- Группыещё каких птиц вам известны? (Зимующие, кочующие.)

- Составьте предложение о ласточке по схеме:

(Ласточки летают быстро. Ласточки питаются насекомыми. Ласточки предсказывают погоду.)

- Поднимите сигнальные карточки.

ФИЗМИНУТКА

Подвижная игра “Зимующие и перелетные птицы”

Учитель: Когда я называю зимующих птиц, вы летаете около своего места, а когда перелетных - садитесь на корточки. Будьте внимательны.

(Соловей, ворона, скворец, воробей, дятел, жаворонок, синица, кукушка, сорока, журавль, голубь и т. д.)

- Послушайте, голос какой птицы вы сейчас слышите? (Соловья).

- Что вы можете рассказать о соловье?

- Откройте стр. 62 “Азбуки”. Найдите последний текст на странице. Прочитайте.

(Чтение предложений текста “по цепочке”.)

- Что вы узнали о соловье из текста?

- Прочитайте этот текст ещё раз и подумайте, как вы его озаглавили бы.

- Как вы озаглавили бы текст? Почему?

- Поднимите сигнальные карточки.

- Составьте в тетради схему к последнему предложению.

- Выберите на доске схему, которая подходит к этому предложению. Покажите карточку с номером предложения.

(На доске – три варианта схем.)

- Почему вы так думаете?

- Прочитаем стихотворение о соловье.Найдите вверху страницы стихотворение Антона Антоновича Дельвига(1798 — 1831), русского поэта, который вместе с А.С. Пушкиным учился в лицее и был его другом.

(Чтение стихотворения в парах, затем вслух.)

- Это стихотворение написано в духе русских народных песен. Композитор Александр АлександровичАлябьев(1787-1851) написал музыку. Так появился романс “Соловей мой, соловей”. В русской народной лирике соловей — вольная пташка, друг, верный крылатый посол, символ ласковости и нежности. Послушайте отрывок из романса.

(Слушают часть романса А. Алябьева на слова А.Дельвига “Соловей мой, соловей”)

- Как называется романс, который вы слушали?

- Кто его написал?

- Послушайте голос ещё одной птицы. Может быть, кто-то узнает её. (Слушают голос птицы.)

- Можете назвать эту птицу?

- Попробуйте узнать её по фотографии. (Показ.)

- Найдите изображение этой птицы на странице 63. Назовите, что это за птица. (Чибис.)

- Прочитайте стихотворение о чибисе и подумайте, почему птица получила такое название. (Сначала читают про себя, потом вслух.)

- Почему птицу так назвали?

- Прочитаем стихотворение по ролям в парах.

(Чтение стихотворения по ролям в парах, 2 пары читают вслух.)

- Как вы думаете, почему чибис волнуется и кричит: “Зачем идёте вы сюда?” (Предположения детей.)

- Прочитайте текст о чибисе по цепочке в парах и ответьте на этот вопрос.

(Чтение по заданию.)

- Прочитай текст, ... (1 ученик читает текст.)

- Почему же волнуется чибис?

- Послушайте песню “У дороги чибис...” (Слушают песню, слова М. Иорданского, муз.А.Пришельца))

- Какие хорошие слова у этой песни:

“Видишь - мы ребята,
Мы друзья пернатых...”

Сейчас зима, холодно. Трудно птицам. Почему им тяжело зимой? (Трудно добывать себе пищу.)

- Что страшнее для птиц и зверей зимой: холод или голод?(Голод.)

- Послушайте, как об этом пишет в своём рассказе “Кто сыт, тому холод не страшен” В. Бианки:

У зверей да птиц всё дело в сытости. Хороший обед изнутри греет, кровь горячей, по всем жилкам разливается тепло. Под кожей жирок – лучшая подкладка под тёплую шерстяную или пуховую шубку. Сквозь шерсть пройдёт, а жир под кожей никакой мороз не прошибёт. Если бы пищи вволю, не страшна была бы зима. А где её взять – пищу?

- Что мы можем сделать для того, чтобы птицам легче было пережить зиму?(Вешать кормушки и насыпать в них зёрна, крупу, крошки хлеба.Если люди живут за городом, они могут специально заготавливать осенью семена растений, чтобы зимой ими подкармливать птиц.)

- Правильно. Птицы очень благодарные. Они летом остаются жить в том саду, где зимой висела кормушка, и уничтожают вредных насекомых.

- Как можно сделать кормушку для птиц? (Рассказ учащихся, дополнение учителя.)

- Какие птицы зимой прилетают к кормушке? (Ответы учащихся.)

V. Итог урока. Рефлексия.

- Что мы сегодня повторили? В чём упражнялись?

- Как Вы думаете, где нам могут пригодиться эти умения? (Правильно читать слова, переносить слова с одной строки на другую, понимать смысл прочитанного.)

- О каких птицах вы запомнили что-то интересное?

- Что вас заставило задуматься на уроке?

- Что на уроке у Вас хорошо получалось?

- Над чем надо поработать?

- У Вас на столе лежат домики-кормушки трёх цветов. Я прошу Вас выбрать цветовую карточку, оценивая свою работу на уроке:

- зелёная – не допустил ни одной ошибки, доволен собой;

- жёлтая – допустил неточность;

- красная – надо постараться, и успех придёт.

- Намажьте домики клеящим карандашом с изнаночной стороны и приклейте к нашему “Дереву успеха”. (По колонкам прикрепляют.)

VI. Рекомендации для самостоятельной работы.

- По желанию предлагаю вам выполнить следующие задания самостоятельно или вместе с родителями:

- сделать кормушку;

- найти, прочитать и рассказать что-то интересное о других птицах;

- найти и выучить загадку о птице;

- нарисовать птицу;

- выучить стихи о птице со стр. 62 или стр. 63 “Азбуки”