Развитие внимание и памяти у обучающихся 6-х классов на уроках математики

Разделы: Математика


В настоящее время во многих школах происходит слияние общеобразовательных классов и классов для детей с задержкой психического развития. Невзирая на тот факт, что в обучении детей с ЗПР следует использовать специфические средства развития и методы обучения, которые не применяются при работе с нормально развивающимися детьми, часы на развитие и коррекцию психических процессов у учащихся в таких классах не выделяются. Стоит заметить, что потребность в развитии и совершенствовании психических процессов есть не только у обучающихся с ЗПР, но и у остальных детей.

Известно, что все психические процессы у детей поддаются коррекции. При этом важно лишь обратить должное внимание на индивидуальные особенности обучающихся (возраст и характерное для него развитие психических процессов), на школьные условия развития детской психики и на используемый учителем арсенал методов. С точки зрения данного подхода мы поставили следующую цель: представить примеры упражнений, направленных на развитие и коррекцию внимания и памяти у обучающихся 6 классов на уроках математики.

Для начала рассмотрим специфику психических процессов памяти и внимания.

Память – способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить её в сферу сознания и поведения. В подростковом возрасте происходит качественная перестройка процессов памяти: наряду с активным развитием логической памяти начинает замедляться развитие памяти механической. Вследствие появления в школьной жизни подростка большого количества новых учебных предметов, а соответственно и новой информации, которую он должен запоминать, в том числе и механически, у школьника возникают проблемы с памятью.

Внимание – сосредоточенность и направленность психической деятельности на определённый объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. К основным характеристикам внимая можно отнести устойчивость, объём (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени), распределённость (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей), возможность переключения. Концентрация внимания – сложное волевое качество, формирование которого начинается в подростковом возрасте. К тому же заложенные в подростковом возрасте основы самовоспитания (концентрации внимания в нашем случае) оказывают непосредственное влияние на дальнейшую учебную, профессиональную работу личности. Внимание является отражением аналитико-синтетических процессов головного мозга [3, С. 71].

Как следует из вышесказанного и внимание, и память имеют прямое отношение к мышлению. Коррекционно-развивающая работа с обучающимися в урочное время должна осуществляться именно за счёт выполняемых ими мыслительных операций.
Приведём примеры заданий, направленных на развитие памяти и внимания у обучающихся 6 классов посредством урочного материала.

Задание 1.

Назовите все делители числа 20, одновременно записывая их в убывающем порядке.

При выполнении данного задания у обучающихся активизируется такой психический процесс, как припоминание. Процесс запоминания у подростка «сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям» [2, С. 117].

Задание 2.

Выполните действия:

а) 3/7 * 2/5;
б) 7/13 * 39/56;
в) 1/9 * 1/7;
г) 1/7 * 4/5;
д) 1/9 * 3/10;
е) 4/11 * 7/12.

Запомните ответы и внесите их в таблицу.

Предполагается, что обучающиеся должны закрыть тетрадь с решением и внести в таблицу, представленную в раздаточном материале, ответы по памяти.

а)                   в)                   д)                  
б) г) е)

Задание 3.

Найдите:

а) 15% от 84;
б) 3/4 от 6, 3;
в) 4,5% от 20,4;
г) 4/15 от 60%;
д) 0,35 от 2,8;
е) 13,5 от 300.

Закройте тетрадь, вычеркните из таблицы те числа, которые не встречали при решении задания.

4/15 300 13, 5 12,3
84 6,3 4,5 20,7
0,35 2,8 3/4 20,4

Задание 4.

Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок, пять клеток тетради. Отметьте на этой прямой точки А(2), В(– 3), С(– 1), Д(1,2), Е(– 2/5), F(– 1/5), М(– 2,6). Закройте тетрадь, восстановите по памяти чертёж.

Задание 5.

Рассортируйте слова по темам и заполните таблицу: делитель, сокращение дробей, пропорция, признаки делимости чисел, основное свойство дроби, нахождение дроби от числа, отношения, шар, модуль числа, коэффициент, графики, координаты на плоскости, кратное, масштаб, столбчатые диаграммы, параллельные прямые, простые числа, взаимно обратные числа, НОД, НОК.

Координаты на плоскости                                       
Решение уравнений  
Отношения и пропорции  
Положительные и отрицательные числа  
Делители и кратные  
Обыкновенные дроби  

Задание 6.

Выполните сложение, закройте тетрадь,  соотнесите цвет и ответ, соединив их стрелками.

а) 37 + (– 56) = белый
б) – 43+ 75 = зелёный
в) 4,61 + (– 2, 29) = красный
г) – 3, 08 + 1, 69 = синий
д) 3/10 + (– 4/5) = оранжевый
е) – 1/20 + 1/30 = фиолетовый
ж) 5/8 + (– 1) = сиреневый
з) 3/4 + (– 5/6) = малиновый

Цвет Ответ
фиолетовый – 19
синий – 0,5
красный – 1/60
малиновый 2, 32
зелёный 32
оранжевый – 1,39
сиреневый – 3/8
белый  – 1/12

Задания, подобные рассмотренным выше и направленные на развитие и коррекцию внимания и памяти, могут применяться учителем для изучения, закрепления и повторения любого учебного материала. Тем не менее, их количество на одном уроке должно быть минимальным (1, 2 упражнения). Это связано с достаточно длительным по времени интервалом выполнения данных заданий.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что при планировании коррекционно-развивающей деятельности на уроке необходимо, в первую очередь, опираться на психические и возрастные особенности детей. Учёт данных особенностей позволит спроектировать максимально успешную для проведения в классе коррекционно-развивающую работу. Так при работе с обучающимися 6 классов следует внимательнее подойти к развитию и коррекции процессов внимания и памяти.

Литература

  1. Большой энциклопедический словарь. Изд. 2-е, перераб., доп./ Под ред. А. М. Прохорова. – М.: Большая российская энциклопедия, научное издательство, 1998 г. – 1456 с.
  2. Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования / Р. С. Немов. – М. : Просвещение: Владос, 1994. – С. 116-117.
  3. Психология: учеб. / В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова [и др.]; отв. ред. А. А. Крылов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 752 с.