Примеры заданий для практических работ по географии

Разделы: География


Практические работы составляют часть содержания предмета, в них находят отражение методы исследования, свойственные науке, основы которой изучаются в школе. Главное назначение практических работ состоит в том, чтобы вооружать школьников умениями и навыками, специфичными для данного учебного предмета. Для географии – это умения и навыки работы с картами, наблюдения в природе, производстве, работа со статистико – экономическими показателями и пр.

Круг практических работ при изучении географии весьма обширен, и характер их разнообразен. К ним можно отнести: а) ориентирование на местности; б) различные виды измерений на местности; в) проведение наблюдений и др…

“Методика обучения географии в средней школе” под ред. А.Е.Бибик и др. (М.: Просвещение, 1975 г.) Глава 19. Практические и самостоятельные работы по географии. С. 306, 308

В практике современного обучения географии программной практической работой называют самые разные по образовательным целям, содержанию, уровню и степени познавательной самостоятельности, а также способам выполнения работы с разными формами представления их результатов. Следовательно, практическая работа – это общее название разных по образовательным целям учебных работ по географии с обязательным представлением учащимися результатов работ. [1]

Приведенные примеры заданий позволяют сделать практические работы для учащихся более интересными, познавательными. Они стимулируют к поиску и дальнейшей работе с дополнительным материалом.

Задания для практической работы в 6 классе

по теме “Гидросфера”. “Описание вод Мирового океана”

1. На контурной карте проложите маршрут кругосветного путешествия по водам Мирового океана так, чтобы он соединил все океаны.

А) какие проливы, моря, заливы вы пересечете? Подпишите их на карте.

Б) какие острова встретятся на вашем пути? Подпишите на карте.

В) с какими путешественниками и географическими экспедициями и на каких участках совпадет ваш маршрут?

Г) как сделать маршрут максимально коротким? Почему Ф. Магеллан не мог бы воспользоваться вашим маршрутом?

2. Покажите красными и синими стрелками течения, которые вам помогут в путешествии, а какие будут препятствовать.

3. Составьте рекомендации, какую одежду иметь с собой и особенности пищевого рациона для разных участков маршрута.

4. В каких крупных портах мира вы можете остановиться? И на каких языках надо будет общаться?

Задания для практических работ в 7 классе.
“Мир от экватора до полюса в мультфильмах” к теме “Природные зоны Земли”

Цель: изучить природные зоны мира и выяснить, есть ли соответствие содержания мультфильмов реальности.

Задачи:

1) собрать материал о природных зонах Земли: растительности, животных, населяющих данную природную зону, их образе жизни, приспособлениях;

2) просмотреть предложенный список советских мультфильмов

“Рикки-Тикки Тави ”, “Умка”, “Маугли ”, “Серая Шейка”, “Крошка Енот” , “ Заяц Коська и родничок ”

3) определить в какой природной зоне происходит действие;

4) подобрать еще мультфильмы по недостающим природным зонам,

5) создать каталог соответствия мультфильма и природной зоны для изучения материала,

6) сделать вывод о том, насколько мультипликационные фильмы соответствуют действительности.

Тема: “Комплексная характеристика океана”

1. Общие сведения об океане (площадь, средняя глубина, объем, максимальная глубина).

2. Охарактеризуйте географическое положение океана:

А) определите, как расположен океан относительно экватора, тропиков, полярных кругов и нулевого меридиана;

Б) в каком направлении имеет наибольшую протяженность;

В) между какими материками расположен; с какими океанами граничит.

3. В пределах каких литосферных плит расположен.

4. Тектонические области и формы рельефа дна океана, которые находятся в его пределах.

5. Укажите направления основных морских путей. В какой части океана проходит большинство из них?

Выявите, есть ли зависимость между направлениями морских путей и

- формами рельефа дна океана,

- границей плавучих льдов,

- океаническими течениями,

- атмосферными явлениями, формирующимися над океаном,

- зонами землетрясений и цунами.

6. Установите районы основных направлений хозяйственного использования океана (рыбного промысла, приморского туризма, добычи полезных ископаемых). Какие районы океана загрязнены и почему?

7. Какие государства расположены на его берегах и связана ли хозяйственная деятельность и жизнь людей с океаном?

Задания для практической работы по географии Воронежской области

I. Определение по картам  атласа “География Воронежской области” географического положения территории.

  1. Определить положение территории области по отношению к другим субъектам.
  2. Определить географические координаты крайних точек, площадь и протяженность территории с севера на юг и с запада на восток, сравнить с другими областями Черноземья.
  3. Сделать общий вывод с вычислением всех положительных и отрицательных черт географического положения.

Территорию наносят на контурную карту, подписывают названия соседних субъектов, координаты крайних точек, обозначают протяженность территории.

II. Определение особенностей размещения населения по территории области.

  1. Определить плотность населения для всей территории. Сравнить с общероссийской плотностью населения.
  2. Определить плотность населения в Новоусманском районе и сравнить с показателем области.
  3. Определить районы с наибольшей и наименьшей плотностью населения, объяснить причины высокой и низкой плотности.

III. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.

  1. Установить по картам особенности рельефа.
  2. Установить особенности климата, агроклиматических ресурсов.
  3. Дать характеристику:

А) минеральных ресурсов (количественная и качественная оценка);

Б) почвенных ресурсов, структуры земельного фонда;

В) водных, биологических ресурсов.

IV. Дать оценку эффективности использования всех природных ресурсов.

V. Дать общую оценку состояния окружающей среды.

Таким образом, выполнение заданий практических работ формирует положительную мотивацию учащихся к самостоятельной работе; совершенствует знания, умения и навыки учащихся по географии;стимулирует самостоятельную деятельность учащихся; совершенствует качества самостоятельной деятельности на практических занятиях по географии.

Литература.

1. Крылова О.В. Материалы курса “Система практических работ по географии в 6-10 классах”: - М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2008.

2. http://www.studyexperts.ru