"Единством славится Россия" (посвящается Дню единения России)

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Расширение знаний детей по истории.

Задачи: Формировать патриотические чувства; воспитывать уважение к прошлому и настоящему нашей страны.

Оборудование: стенд с символикой Российского государства; презентация слайдов по истории праздника “Единством славится Россия”; музыкальное сопровождение, костюмы.

Ход мероприятия

Звучит: Гимн РФ (Все встают) (Слайд 3)

I. “История возникновения праздника” (монтаж) (Слайд 4)

1. В день четвёртый ноября
Выходной у нас не зря.
Праздник, пир, увеселенья –
День народа единенья!

2. Минин К. и Д. Пожарский,
Что на службе были царской,
Град Москву освободили,
Подвиг славный совершили!

3. Вот что было в день сей в мире.
Века уж назад четыре.
Соберемся ж вместе, братья,
За столом, не в поле ратном!

4. Дети раз отца спросили:
– Все ли русские в России?
– Как сказать вам, малыши?
Вот соседи – чуваши,
Кум – еврей наполовину,
Дядя – славный армянин,
Прадед крестной тети Нины
Настоящий был грузин.

5. Все мы разные, так что же?
Все – мы люди, мы – похожи.
Будем жить в единстве дружном,
Кровь друг друга пить не нужно!

6. Наша матушка Россия
Как и прежде, станет сильной.
Праздник – день патриотизма,
Славься, гордая Отчизна!

Ведущий 1: С 4 ноября 2005 г. в России стали отмечать новый государственный праздник – День народного единства. История нашей страны богата примерами, когда именно единение всего многонационального народа во имя блага и процветания России открывало путь к укреплению независимости государства, способствовало развитию общества и сохранению культурно-исторического наследия. (Слайд 5)

Ведущий 2 : Почему возник этот праздник?

Ведущий 1: Это дата связана с освобождением Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских захватчиков в 1612 году. (Слайд 6)

Ведущий 2: С сентября 1610 года Москва была занята польскими войсками. Боярское правительство договорилось с королем Польши Сигизмундом 3 о признании его сына Владислава русским царём, но на условиях независимости государственной жизни, православной церкви и национального быта. Однако поляки не собирались выполнять условия этого договора. (Слайд 7)

Ведущий 1: Центром освободительной борьбы с осени 1611 года становится Нижний Новгород. Нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к жителям города с призывом помочь всеми силами и средствами в создании нового народного ополчения для освобождения России от иноземных захватчиков.

(Чтения стиха.)

Стихотворение:

Друзья и братья! Русь святая гибнет!
Друзья и братья! Православной вере,
В которой родились мы и крестились,
Конечная погибель предстоит
Святители, молитвенники наши,
О помощи взывают, молят слезно
Вы слышали их слезное прошенье!
Поможем братья, родине святой!
Что ж! Разве в нас сердца окаменели.
Не все ль мы дети Матери одной?
Не все ль мы братья от одной купели?

Ведущий 2: 4 ноября 1612 года ополчение Минина и Пожарского полностью освободило столицу от врагов. Вот почему день 4 ноября признан Днём народного единства России. (Слайд 8)

Стихи:

Ученик 1:

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Ученик 2:

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов – изгоев,
Обрёл свободу на века!

Ученик 3:

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословлённая молитвой
Под звон грядущих перемен.
Деревни, сёла, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

Ведущий 1: Память о героях ополчения увековечена в Нижнем Новгороде. В честь их названы улицы и центральная площадь города. Площадь Минина и Пожарского стала местом главных городских торжеств и зрелищных мероприятий. (Слайд 9)

Ведущий 2: Каждый из нас может гордиться тем, что наша Родина – Россия, с её белоствольными берёзами, пением птиц, журчанием ручейка. (Слайд 10, 11)

Ведущий 1: Символом России была и есть берёзка. Её с сравнивают с молодой стройной красивой девушкой. Раньше, после тяжелых трудовых будней, чтобы отдохнуть и повеселиться, молодежь собиралась где- нибудь на окраине деревни. Пели песни, водили хороводы вокруг берёзки. (Исполнение танцевальных движений под музыку русской народной песни “Во поле берёза стояла”)

II. Война 1812 года: (Слайд 12)

Ведущий 2: Спустя два столетия на Россию обрушилось новое испытание – война с императорам Франции Наполеоном Бонапартом, который претендовал на мировое господство. Так началась великая Отечественная война 1812 года. (Слайд 13)

Ведущий 1: Главным её событием было Бородинское сражение. Бородинская битва состоялась 7 сентября 1812 г. Это сражение выдалось очень упорным и кровопролитным. Армия Наполеона численно превосходила русскую. Наши войска, защищая свою землю, сражались, так яростно и упорно, что своей самоотверженностью победили французов. (Слайды 14–17)

Ведущий 2: У русских одинаково храбро бились и солдаты и офицеры. В тыл Наполеона совершили рейд Давыдов Денис с казаками (Слайд 18). Генерал Ермолов Алексей Петрович, храбро повел войска на неприятеля (Слайд19). Доблестно и с огромным пренебрежением к смерти вели себя генералы Барклай – де – Толли Михаил Богданович (Слайд 20) и Милорадович Михаил Андреевич (Слайд 21). Огромную роль в Бородинской битве сыграл Багратион Петр Иванович (Слайд 22), долго удерживая французов. Этот доблестный генерал погиб в этом сражении. Главнокомандующим был Михаил Илларионович Кутузов (Слайд 23). Про него солдаты говорили “Вот едет Кутузов бить французов”. И их слова оказались пророческими. Наполеон потерпел поражение, которого не ожидал. Об этом хорошо сказано в стихотворении М.Ю. Лермонтова (Инсценировка отрывка из стихотворения “Бородино”).

III. Великая Отечественная Война 1941–1945 гг. (Слайд 24)

Звучит музыка “Священная Война!” и на этом фоне:

Звучит голос Левитана: “О начале войны с фашистской Германией”) (Слайд 25)

Ведущий 1: Прошло 130 лет. 22 июня 1941 г. в 4 часа утра без объявления войны гитлеровская Германия вероломно нарушила мирный договор. Фашистские армии перешли границы Союза Советских Социалистических республик. Началась Великая Отечественная Война, которая продлилась 4 года. Она унесла более 20 миллионов жизней советских людей. 1710 наших городов были полностью разрушены. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Дорогой ценой досталась победа нашему народу. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей родины.

Ведущий 2: Более 70 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей родины. (Слайды 26–33)

Ведущий 1: В этой войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженных тружеников тыла. Несмотря на все трудности войны, наши воины свято верили в победу и не теряли оптимизма (песня фронтового шофёра) .

Ведущий 2:

И как бы не было трудно России,
Знала Россия – она победит.
Знала Россия, в чём главная сила.
Знала Россия – народ устоит.

Ведущий 1:

Великий русский человек
Такая русская порода
Единство, сила, доброта
Вот сила русского народа.

(Слайд 34)

Используемая литература.

  1. Козакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников - школьников II Обруч – 2003 г.
  2. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России II Педагогика 1997 г.
  3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.
  4. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина Издат. Радяньска школа 1989 г.
  5.  Кондыкинская Л.А. С чего начинается Родина Т.Ц. Сфера 2008 г.
  6. Журнал Дошкольное воспитание Педагогика 2009 г.
  7. Антонов Ю Е. Как научить детей любить Родину АРКТИ, 2003 г.
  8. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в школе.
  9. Зеленова Н.Г. Мы живем в России Гражданско-патриотическое воспитание школьников М Издат. Скрипторий 2003 г.
  10. Писарева А.Е. Патриотическое воспитание в ДОУ МТЦ Сфера 2007 г.
  11. Венгер Л.А. , Мухина В.С. Психология М Просв. 1981 г.
  12. Баранов С.П. Педагогика М Просв. 1997 г.