Путеводитель по предприятиям Приморского края как образовательный ресурс

Разделы: География, Общепедагогические технологии, Экономика


В последние годы в Приморском крае, к сожалению, сложилась такая тенденция, что наиболее образованная и активная часть населения уезжает за пределы региона. С одной стороны это можно рассматривать как вполне закономерный процесс, что люди стараются развиваться и из сельской местности уезжают в города, из городов – в мегаполисы, затем в другие страны. Но данная тенденция никогда не всегда была характерна для Приморья, наоборот, Приморский край  всегда являлся центром притяжения, особенно город Владивосток.

Владивосток был заложен в июле 1860 г., то есть совсем недавно по историческим меркам. Расположен город так, что от него многие мировые центры находятся ближе, чем от Москвы: Сан-Франциско, Токио, Сеул, Пекин. Владивосток в центре АТР – это выгодное географическое положение. Создавался город изначально как военное поселение и одновременно как порт. За пятьдесят лет город прошел такой путь развития, который многие старые русские города проходили столетиями. И к началу ХХ века был уже мощным центром притяжения всякого рода торговой и промышленной активности.

Теперь же мы видим обратную ситуацию. Молодежь, получив образование в наших учебных заведениях, уезжает из региона. Так, по данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, в 2010 г. из Приморья уехало 31358 человек, а в 2011 г. уже 58379!  С кем же мы остаемся? К нам ежегодно поступает большое количество мигрантов из Китая и стран СНГ – с низким уровнем образования, дохода, иногда даже без знания русского языка.

Можно сделать вывод, что на данный момент в задачи педагога школы входит не только научить, но и  показать, что Приморский край – это территория больших возможностей. И в этом вопросе нам очень помогает близость к странам Азиатско-тихоокеанского региона.

Педагогам Приморья следует показать, что за странами АТР будущее, и, что именно Приморье может и должно связать Россию и страны Западной Европы с тихоокеанским регионом. Подтверждение – прошедший во Владивостоке саммит АТЭС в 2012 году. А для молодого поколения это новые рабочие места, востребованность, карьерный рост и, соответственно, достойный уровень жизни. Особенно важно донести это до детей старших классов, наших выпускников. И тут встает главный вопрос – как это лучше сделать? Однозначного ответа дать нельзя, тут необходимо к каждому классу подходить индивидуально, как к отдельному ученику.

Лучше всего изучать связь Приморского края с АТР в региональной части курса экономической географии России (9 класс). Именно при изучении экономики Приморья проще всего показать все те перспективы, которые открываются нашему краю, если Россия начнет сотрудничать со странами АТР. Проектная деятельность всегда наиболее удачна в тех вопросах, где нет достаточного материала в учебнике (тем более что новых учебников по географии Приморского края просто нет), она заставляет детей углубиться в суть вопроса, самим найти необходимый материал и изучить его. Таким проектом может быть создание «Путеводителя по предприятиям Приморья».

Цели данного проекта – это показать учащимся условия для реализации их потенциала, а также научить ориентироваться в современном экономическом пространстве.

Как можно представить «Путеводитель»? Это ряд презентаций,  сделанными самими же детьми, которые рассказывают о вполне конкретных, реально существующих предприятиях: то есть  изучение отраслей па схеме  – сначала мы рассматривает предприятие той или иной отрасли, а потом уже всю отрасль и насколько она в регионе развита.  В данном «Путеводителе» необходимо отразить появление таких новых производств для Приморья, как сборка японских и корейских автомобилей, строительство нефтехимического завода, большая часть продукции которого пойдет на экспорт в страны АТР, постройка новой судовой верфи, суда с которой планируется использовать не только в России, но и продавать за рубеж.

К презентациям должны предъявляться определенные требования. В ней должны быть указаны название предприятия, его местоположение, немного истории, основной вид деятельности, но кроме того, здесь также надо рассказать о тех рабочих местах и специальностях, которые могут быть востребованы. В виде дополнения можно указать на учебные заведения, которые готовят специалистов для данной отрасли, существующие вакансии и др. Ведь ни для кого не секрет, что наши дети, выбирая профессиональное учебное заведение, не всегда понимают, где они впоследствии могут применить свои знания.  Таким образом, география берет на себя еще и задачи профориентации.

Использовать «Путеводитель» можно не только в 9 классе, но и в 10-11 при изучении экономической географии мира. В данном случае основной упор необходимо делать на международное сотрудничество и возможность вливания России в международное пространство через Приморский край. Но для этих классов простого знакомства с предприятиями уже мало, поэтому необходимо использовать его в совокупности с другими образовательными ресурсами.

В 10 классе изучается отраслевая структура хозяйства мира. Здесь необходимо показать все те изменения, которые произошли в социально-экономической географии мира за последние годы. А именно выход стран  АТР на ведущие позиции по некоторым отраслям. Учитель должен продемонстрировать необходимые статистические материалы, схемы, таблицы, фотографии стран и предприятий. В ходе изучения темы в качестве домашнего задания можно предложить учащимся составить кроссворды на тему «Страны АТР – население и хозяйство». Другие же ученики должны будут решить эти кроссворды на уроке, что заставит заинтересоваться темой и лишний раз «порыться в учебнике и конспектах». Кроме этого, поскольку наши дети сейчас много путешествуют, чтобы вызвать интерес к странам АТР можно создать выставку туристических буклетов (готовых и созданных учениками), в которых будет рассказываться не только о достопримечательностях этих стран, но и  их достижениях в различных областях экономики.

Ну а в 11 классе возможно все! Это уже не дети, а почти взрослые люди, они много где побывали, многое видели, много знают. Но именно они являются теми нашими выпускниками, которые в скором времени, получив образование, уедут из Приморья, вот на них и должна быть направлена вся наша работа. В ходе изучения отдельных стран у них больше возможностей, чем у других классов более подробно изучить страны АТР. Задача учителя состоит в том, чтобы они заинтересовались не только странами региона, в котором мы живем, но связали их с Приморским краем, с перспективами развития Приморья и себя лично в этом регионе. Здесь, как говориться, все средства хороши. Это и просмотр презентаций, и создание выставки с фотографиями из поездок, и изготовление туристических буклетов.

Причем все созданное обязательно необходимо демонстрировать ученикам разных классов, всем будет интересно узнать, в каком мире мы живем, что нас окружает. Может тогда наши выпускники и перестанут уезжать из Приморья.