Четырехугольники. Свойства четырехугольников. Решение задач

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (840 кБ)


Стремительно происходит компьютеризация всех сфер деятельности человека, школы оснащаются компьютерами, электронными ресурсами, доступом в Интернет. Современные дети не мыслят своей жизни без компьютера. Отсюда меняются цели и задачи образования:формирование знаний и умений уступает место формированию компетентностей. Этим обоснована необходимость применения ИКТ на уроках. Считаю, что использование компьютера на всех стадиях учебного процесса является очень эффективным. Большие возможности появляются при изучении геометрии, как в среднем звене, так и в старших профильных классах. Повышение качества образования по геометрии необходимо в силу того, что укрупняется блок геометрических задач на государственной итоговой аттестации в 9 классе и едином государственном экзамене в 11 классе.

В своей работе по преподаванию алгебры и геометрии я использую модульно-блочную систему обучения. ЕЕ применение, как мне кажется, дает возможность для хорошего усвоения материала, приводит к быстрому осознанию сфер применения материала, позволяет расширить границы его применения.

В курсе геометрии 8 класса основные темы для изучения – это “Четырехугольники”, “Площади фигур”, “Подобие треугольников” и др. Эти большие темы я делю на блоки, по каждому блоку распределяю часы. Планирование уроков составляю так, чтобы по возможности ИКТ использовать на каждом этапе учебной деятельности.

На этапе предъявления учебной информации учащимся теоретический материал даю в виде лекции четко, научно. Лекцию строю с помощью компьютерной презентации с необходимыми чертежами и доказательством теорем, свойств фигур. Материал конспектируется в тетрадь после объяснения учителем и проговаривания учащимися. Мною подготовлены презентации по всем темам геометрии 8 класса.

На этапе усвоения и закрепления учебного материала: на уроках, предназначенных для практики, идет целенаправленная отработка навыков решения задач у доски, в парах и т.д. Для этого готовится большое количество задач различной сложности. Разбор задач производится согласно принципу доступности: от простых к сложным задачам . На этом этапе также применяю презентацию, на слайдах которой рассматривается решение задач, а также даются задачи для самостоятельного решения. Это объясняется тем, что закрепление предполагает использование множества чертежей к задачам, а также недостатком количества задач в учебных пособиях для выработки навыков, необходимых для сдачи ГИА и ЕГЭ по математике. На уроках, предназначенных для продвижения учащихся по уровням, учащиеся имеют возможность свободы выбора задач для решения. За счет решения задач той сложности и содержания, которую учащийся выбрал сам, происходит формирование ситуации успеха, и тогда для учащегося становится неважно, какая у него будет оценка, главное, что он справился с определенными задачами сам.

На этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения: на этом этапе я также использую слайды презентации с условиями контрольных и самостоятельных работ.

В результате использования в учебном процессе подачи материала с помощью презентации, у учащихся:

  • меняется отношение к предмету;
  • рационально используется учебное время;
  • повышается качество обучения;
  • уменьшается уровень тревожности.

Представленная на конкурс презентация“Четырехугольники. Их свойства. Решение задач” создана и предназначена как раз для использования мультимедиа ресурсов по этой теме на уроках геометрии 8 класса. Презентация содержит подробные доказательства теорем, выражающих основные свойства четырехугольников, задачи на эти свойства с решениями, а также задачи для самостоятельного решения с последующей самопроверкой.

Эту презентацию можно использовать частично, встраивая отдельные слайды в планы уроков по теме “Четырехугольники”. Слайды с доказательством теорем можно использовать при изучении свойств четырехугольников, т.е. на уроках изучения нового материала. Слайды с задачами могут быть использованы на уроках для выработки навыков решения базовых задач, для подготовки к контрольным и самостоятельным работам, для проведения работы над ошибками.

Практически в каждом плане урока геометрии присутствуют задачи с готовыми чертежами. Наличие наглядных, качественных чертежей на слайдах помогает наиболее рационально использовать рабочее время на уроке. Эти задачи можно решать устно, а по мере необходимости записывать краткое решение в тетрадь. Это позволяет большую часть времени отвести для решения дополнительных задач, задач повышенной сложности, содержащихся в Кимах ГИА.

Ниже я привожу пример планирования темы “Четырехугольники”, где указывается, какие слайды представленной презентации можно использовать на уроке.

Дата урока Тема урока Номер пункта ЭОР
1 3-8.09 Многоугольник. Выпуклый многоугольник. 39, 40  
2 3-8.09 Четырехугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника 41  
3 10-15.09 Параллелограмм и его свойства 42 слайды 2-5
4 10-15.09 Решение задач на свойства параллелограмма. 42 слайды 6-9
5 17-22.09 Признаки параллелограмма 43  
6 17-22.09 Решение задач по теме “Параллелограмм” 43 слайды 10-16
7 24-29.09 Трапеция. Решение задач 44  
8 24-29.09 Прямоугольник. Свойство диагоналей прямоугольника 45 слайды 17-22
9 1-5.10 Ромб и квадрат. Решение задач 46 слайды 23-25, 31-32
10 1-5.10 Решение задач по теме “Четырёхугольники” 46 слайды 26-30
11 7-12.10 Обобщающий урок по теме “Четырёхугольники” 41-46  
12 7-12.10 Контрольная работа №1 по теме “Четырёхугольники”    
13 14-19.10 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками    

Пояснительная записка

В настоящее время создано много учебных мультимедиа продуктов по разным темам, которые можно использовать в учебном процессе. Но т.к. планирование учителем урока индивидуально для каждого классного коллектива, то учитель вправе сам конструировать урок так, как он считает удобно и рационально. Форма подачи материала с помощью презентации приводит к экономии учебного времени, к повышению познавательного интереса и качества обучения.

Обучающая презентация “Четырехугольники. Их свойства. Решение задач” была выполнена специально для демонстрации на уроках геометрии для изучения свойств четырехугольников с целью формирования более качественного навыка по решению задач при изучении темы “Четырехугольники”. Использование презентации способствует решению следующих задач:

  • систематизация сведений о четырехугольниках; изучение новых свойств фигур; совершенствование практических навыков по решению задач; формирование и расширение геометрического аппарата;
  • совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развитие логического мышления;
  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к процессу обучения, желания учиться;
  • повышение интереса к предмету.

Презентацию можно применять на уроках геометрии 8 класса при изучении темы “Четырехугольники”.Слайды с доказательством теорем можно использовать при изучении свойств четырехугольников, т.е. на уроках изучения нового материала. Слайды с задачами могут быть использованы на уроках для выработки навыков решения базовых задач, для подготовки к контрольным работам.

Презентация содержит 4 части:

  • Параллелограмм. Свойства параллелограмма. Решение задач. 15 слайдов. Эта часть содержит теоремы о свойствах углов, сторон, диагоналей параллелограмма, а также задачи с готовыми чертежами на нахождение элементов параллелограмма.
  • Прямоугольник, его свойства. Решение задач. 6 слайдов. Эта часть содержит теорему о свойствах диагоналей прямоугольника, задачи с чертежами на нахождение элементов прямоугольника.
  • Ромб, его свойства. Решение задач. 8 слайдов. Эта часть содержит теорему о свойствах диагоналей ромба, задачи с чертежами на нахождение элементов ромба.
  • Квадрат, его свойства. 2 слайда. Эта часть содержит информацию о свойствах квадрата.

Слайды презентации выполнены с применением анимации, что позволяет проводить пошаговое доказательство свойств, пошаговое решение задач.