Поэты Серебряного века о времени и о себе (литературная композиция)

Разделы: Литература


Оборудование: плакаты с цитатами из стихотворений поэтов Серебряного века:

О, я хочу безумно жить:
Все сущее – увековечить,
Безличное - вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
А.Блок

Я – соловей, и кроме песен,
Нет пользы от меня иной.
Я так бессмысленно чудесен,
Что Смысл склонился надо мной!
И Северянин

На экране во время композиции появляются слайды с изображением портретов поэтов.

Ведущий 1. С начала 1980 – х годов на авансцену культурной жизни России выходит поэзия, которая получила название “поэзия Серебряного века”.

Ведущий 2. Постепенно этот термин стали относить к той части художественной культуры России конца 19 – начала 20 века, которая была связана с символизмом, акмеизмом, новокрестьянской и футуристической поэзией.

Ведущий 1. “Серебряный век”не имеет своего поэтического “солнца”, подобно пушкинскому. Этот период создавался ярчайшими индивидуальностями, резко различными по своим творческим исканиям, особенностям мировоззрения.

Ведущий 2. Их объединяло осознание своей эпохи как совершенно исключительной. Именно поэзия с ее мгновенностью ощущения и быстротой воплощения, с яркостью и силой переживания является главным рупором настроений этой эпохи.

Ведущий 1. Символизм – одно из модернистских течений в русской поэзии рубежа веков. Его основные принципы:

  • искусство – постижение мира иными, нерассудочными путями;
  • символ – поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления, передающий индиви дуальное, сиюминутное представление поэта.

Ведущий 2. Поэзия символистов – элитарная, она рассчитана на читателя-соавтора, читателя-творца. Символисты – это Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт, Андрей Белый, Александр Блок и другие.

Чтец 1. А.Блок. “О доблестях, о подвигах, о славе...”

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем...
Вино и страсть терзали жизнь мою...
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость мою...

Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла...
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла...

Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.

Ведущий 2. Акмеизм – модернистское течение, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. Основные принципы акмеистов:

- отказ от мистической туманности;

- принятие земного мира в его многообразии, звучности. Красочности;

- предметная четкость образов, отточенность деталей.

Ведущий 1. Акмеизм представлен в литературе следующими именами: Николай Гумилев, Анна Ахматова, Сергей Городецкий, Осип Мандельштам.

Чтец 2. Н.Гумилев. “Жираф”.

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелиться только Луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит Земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав...
Ты плачешь? Послушай...далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ведущий 2. Футуризм как литературное течение представляют Велимир Хлебников, А.Крученых, Владимир Маяковский.

Ведущий 1. Основные принципы футуристов:

- отрицание культурных традиций;

- попытка создать искусство, устремленное в будущее.

Чтец 3. В. Маяковский. “Послушайте!”

Послушайте!
Ведь если звезды зажигают -
Значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки
Жемчужинами? олуденной пыли,

И, надрываясь,
в метелях полуденной пыли,
врывается к Богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется-
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
“Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!”
Послушайте!
Ведь если звезды
зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

Ведущий 2. К новокрестьянским поэтам относятся Николай Клюев, Петр Орешин, Сергей Клычков, Сергей Есенин. Эти поэты воспевали и поэтизировали наразрывную связь человека с миром живой природы.

Чтец 4. С Есенин. “Разбуди меня завтра рано...”.

Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.

Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.

На рассвете он завтра промчиться,
Шапку – месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.

Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.

Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров...
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.

Звучат песни на стихи С.Есенина “Письмо к матери”, “Не бродить, не мять в кустах багряных...”, “Отговорила роща золотая...”

Ведущий 1. Они были разными, поэты Серебряного века. Они жили сложной внутренней жизнью, трагической и радостной, наполненной исканиями, чувствами, стихами.