Повышение мотивации учащихся на уроках информатики в профессиональных училищах

Разделы: Информатика


Мониторинг последних лет показывает, что получать профессиональное образование в НПО приходят учащиеся с низкой мотивацией. Большинство идёт по совету друзей, настоянию родителей, по территориальному расположению и даже случайно. Лишь малая часть из них осознанно выбирает имеющуюся специальность, а это означает, что интерес к будущей профессии в большинстве случаев отсутствует. Следовательно, отсутствует интерес и ко всему процессу обучения.

Именно поэтому перед преподавателями информатики стоит трудная задача: необходимо подготовить таких специалистов, которые не только владеют теоретическими основами предмета “информатика”, но способны применять средства информатики и ИКТ для решения жизненных задач. Это подразумевает, что, выйдя специалистом из учебного заведения, учащийся не должен переучиваться или проходить дополнительные курсы компьютерной подготовки – он должен в совершенстве владеть навыками работы в условиях современной информационной среды. Следовательно, основная задача преподавателя – создать такие условия на уроке, чтобы учащиеся были заинтересованы в получении знаний по данному предмету, чтобы понимали необходимость использования средств информатики и ИКТ для решения жизненных задач и в профессиональной области.

В ВУЗАХ для решения данной проблемы вводят профессионально ориентированные курсы и предметы, где реализуются необходимые задачи с использованием ИКТ.

В НПО такие предметы предусмотрены не для всех специальностей, но это не означает, что решение жизненных задач в профессиональной области должно остаться без внимания, наоборот, на уроках необходимо максимально вводить задания с профессиональной направленностью для повышения мотивации к получаемой профессии и изучаемому предмету.

Кто-то скажет: зачем на уроках общеобразовательных дисциплин обращать внимание на профессиональную подготовку специалистов. Я считаю такой подход неверным. Мы преследуем единую цель – выпустить специалиста, профессионально ориентированного в своей области, и в этот процесс должны быть включены все: преподаватели специальных дисциплин, общеобразовательных дисциплин и, конечно, сами учащиеся.

Хочу представить некоторые задания, направленные на повышение профессиональной мотивации на уроках информатики для профессий повар-кондитер, продавец контроллер-кассир, бармен-официант.

Таблица 1. Примерные задания для повышения мотивации учащихся

Тема урока Перечень заданий по профессиям
Повар-кондитер Продавец контроллер-кассир Бармен-официант
Алгоритм. Виды и способы описания алгоритмов. Линейный алгоритм - алгоритм приготовления супа;

Циклический алгоритм - алгоритм приготовления блинов;

Алгоритм ветвления – если на ужин готовим спагетти, то покупаем кетчуп, если салат, то- майонез;

Линейный алгоритм - алгоритм обслуживания покупателя;

Циклический алгоритм - алгоритм выкладки товара;

Алгоритм ветвления – если товар качественный, то не меняем поставщика, если не качественный, то возвращаем деньги покупателю;

Линейный алгоритм - алгоритм сервировки стола;

Циклический алгоритм - алгоритм приготовления коктейля;

Алгоритм ветвления – если на ужин вино, то покупаем кетчуп, если салат- то майонез;

Создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста. Создание шаблона технологической карты и его заполнение.

Создание шаблона калькуляционной карточки и его заполнение.

Создание меню ресторана.

Создание шаблона “приходно-кассовый ордер” и его заполнение.

Создание шаблона “отчет кассира” и его заполнение.

Создание шаблона “накладная” и его заполнение.

Создание шаблона технологической карты и его заполнение.

Создание меню ресторана.

Создание шаблона накладной и его заполнение.

Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. Составление калькуляции блюд, используя готовый шаблон или создавая свой. Представление полученных данных в виде графиков. Расчет выручки магазина за отчетные периоды. Представление полученных данных в виде графиков. Расчет сметы на обслуживание банкета. Расчет выручки обслуживание банкета. Представление полученных данных виде графиков.
Создание базы данных. Создание и заполнение базы данных “Предприятие общественного питания”. Создание и заполнение базы данных “Предприятие торговли”. Создание и заполнение базы данных “Предприятие общественного питания”.
Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов. Создание рисунков украшения выпечки.

Создание индивидуальных открыток рецептов для группового сборника. Учебный проект “Блюдо” (история блюда, технология приготовления и т.д.).

Создание этикеток продовольст- венных и непродовольственных товаров. Учебный проект “Товар” (история товара, технология изготовления и т.д.). Создание индивидуальных открыток рецептов для группового сборника.

Учебный проект “Напиток” (история напитка, технология приготовления и т.д.).