Что мы знаем об интонации?

Разделы: Логопедия


Ребёнок попадает в школу с 6–7 лет. С первых же занятий становятся слышны примитивные речевые конструкции одних детей и образная эмоциональная речь других. Корни этого явления , конечно, в семье. К сожалению, большинство родителей не имеют возможности, умения да и желания заниматься развитием речи своих детей. Поэтому начинать работать над выразительностью речи нужно в детском саду и продолжать в школе.

Умение выразительно говорить и читать формируется у учащихся в течение всего начального обучения. Именно в этом возрасте детям свойственны и эмоциональная открытость и острота эмоционального восприятия. Работа с учащимися начальных классов показала, что многие из них имеют недостатки в произношении, речь невнятна и даже монотонна. При чтении художественного текста или предложения наблюдается целый ряд недочётов: пропуск букв, искажения, смешения и замены, обусловленные акустико-артикуляционным сходством звуков и т.д. А читать выразительно умеет далеко не каждый ученик! Слова “глотают”, торопятся, речь неэмоциональная, дыхание сбивчивое, поверхностное, логическое ударение ставят неверно. В школе на изучение таких разделов, как: “Фонетика”, “Орфоэпия”, “Культура устной речи” отводится довольно мало времени по сравнению с другими разделами языкознания. Причина этого заключается в том, что многие педагоги недооценивают устную речь по сравнению с письменной, относятся к ней, образно говоря, как к падчерице. Это невнимание к культуре устной речи, правилам произношения и ударения привело к тому, что большая часть нашего общества не умеет правильно и красиво говорить. На улице, в транспорте, по радио и телевидению мы часто слышим грубую речь с вульгарной интонацией, неряшливым произношением, массой неправильных ударений и речевых ошибок. Откуда же детям брать пример для подражания?!

Что же считать выразительной речью?

“Выразительность речи - умение внятно, убедительно и в тоже время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя” - писал Н.С. Рождественский*.

Интонация. Интонационная выразительность.

Большую роль в речи играет интонация, усиливающая значение слова. Иногда с её помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово.

Выразительность речи зависит также от правильного дыхания, звучного голоса, чёткой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.

Интонация - явление сложное, целостное. Интонация – совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания. Она состоит из ряда компонентов:

Компоненты интонации Характеристика
Ударение Языковое явление, в основе которого лежит интенсивность, сила звука. Для интонирования речи значимы словесное ударение (силовая и тональная вершина слова) и ударения смысловые: синтагматическое, фразовое, логическое.
Мелодика речи Тональный контур речи – модуляции высоты (повышение и понижение) основного тона голоса при произнесении высказывания.
Темп речи Скорость произношения речи, относительное ускорение или замедление отдельных её отрезков (звуков, слогов, слов, предложений и т. д.) зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания.
Тембр Дополнительная окраска звучания, сообщающая речи различные эмоционально-экспрессивные оттенки голоса.
Пауза Интонационное средство, которое по акустическому выражению может быть действительным или мнимым (нулевым).Действительная пауза -это остановка, перерыв в звучании.

Именно интонация фактически организует устную речь в целом, в том числе и чтение. С её помощью предложениям придаётся значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (грусть, тревогу, радость...), его отношение к описываемому (ирония, уважение, гордость...). В трудах Н.И. Жинкина утверждается, что интонация присуща также письменной речи, т.е. читающий должен определить ту интонацию, которая вписана в текст сочинителя. Без этого невозможно верное прочтение и понимание текста.

Конечно, не все учащиеся начальной и даже средней школы справляются с этой работой, чаще они не умеют выразительно “читать” знаки препинания, передавать голосом смысловые отношения между частями предложения и текста, логическое и эмоциональное содержание читаемого.

Овладение интонационными средствами языка находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребёнка.

Из всего вышесказанного следует, что интонационные структуры не являются чем-то врождённым, так как их возникновение и развитие обусловлены при непосредственном эмоциональном развитии, а формирование его средства начинается с эмоциональной интонации.

Диагностика сформированности интонационной выразительности речи

Задание 1:

А) произнести предложение с повествовательной интонацией.

Мы любим школу.

Определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чём-то...) (Напомнить детям, что когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса.) Изобразить повествовательную интонацию графически ;

Б) произнести предложение с радостью, восторгом.

Мы любим школу!

Изобразить восклицательную интонацию графически;

В) произнести предложение с удивлением, сомнением.

Мы любим школу?

Изобразить вопросительную интонацию графически.

Цель: выявить умение детей голосом и графически воспроизводить повествовательную, восклицательную, вопросительную интонации.

Инструкция: в заданиях.

Задание 2: изобразить графически воспринимаемое на слух предложение.

Цель: выявить умение детей графически изображать предложение.

Инструкция: графически отобрази восклицательное, повествовательное, вопросительное предложения, прочитанные педагогом.

Задание 3: прочесть текст с восклицательной, повествовательной, вопросительной интонацией.

Цель: выявить умение детей использовать восклицательную, повествовательную, вопросительную интонацию.

Инструкция: прочти про себя текст, обрати внимание на знаки препинания, подумай, с какой интонацией нужно читать.

Задание 4: произнести фразу с различной эмоциональной окраской (грустно, весело, торжественно, испуганно, сердечно, ласково).

Мы поедем на экскурсию.

Цель: выявить возможности детей произносить фразу с различной эмоциональной окраской.

Инструкция: произнеси фразу так, чтобы все поняли, как ты рад поехать на экскурсию; у тебя были другие планы, и ты огорчен, что приходится ехать на экскурсию; ты боишься ехать с другим классом; тебе надоели экскурсии; ты очень любишь экскурсии.

Задание 5: прочесть отрывки из стихотворений, используя эмоциональную окраску, исходя из содержания текста.

Цель: выявить возможности детей читать текст с различной эмоциональной окраской, исходя из содержания текста и собственного настроения.

Инструкция: прочти про себя текст, подумай, что автор хотел сказать этими строчками. Прочитай вслух и объясни, почему так прочитал.

Трудности, встречающиеся у детей:

- повышать или понижать тон голоса на одном из слов в предложении (во фразе);

- передать голосом, эмоционально окрасить текст, исходя из содержания.

Речевой материал для диагностики сформированности интонационной выразительности речи

1.

Мне грустно-
Папе на меня
Нажаловалась мама.
Конечно, я не слушался,
Я вёл себя упрямо,
Но можно было шлёпнуть
И даже накричать,
Сама ж меня учила:
Не ябедничать.
С.Махотин

2.

Приехали! Приехали!
Родители приехали!
С конфетами, с орехами
Родители приехали!
А.Барто

3.

Плачет киска в коридоре –
У неё большое горе:
Злые люди
Бедной киске
Не дают
Украсть
Сосиски!
Б.Заходер

4.

Возле речки, у обрыва,
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дёрнул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить?
И.Токмакова

5.

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо плачет тёмный лес.
Н.Некрасов

6.

Я под краном руки мыла,
А лицо помыть забыла.
Увидал меня Трезор,
Зарычал: “Какой позор!”
Г.Ладонщиков

7.

Тронь её нечаянно-
Сразу - караул!
“Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!”
А.Барто

8.

Звенит звонок,
Рассыпав смех весёлый.
Он стосковался
В летний час по нас.
День, добрый, школа,
Дорогая школа!
День добрый,
Наш уютный светлый класс!
М. Чернявский

9.

Весна! Весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он...
Е.Баратынский

10.

Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там чеспчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои.
С.Погореловский