Этапы и двигательные навыки в обучении плаванию

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1

Ключевые слова: Аспекты обучения плаванию, этап, двигательные навыки


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Цель: показать структуру методических приемов обучения плаванию.

В процессе обучения детей плаванию следует обратить внимание на следующие аспекты:

  • ребёнок должен иметь опыт общения с водной средой (пространственные представления о бассейне);
  • важно уделить внимание освоению детьми свойств водной среды (преодоление водобоязни);
  • до начала занятия необходимо создать эмоциональный “заряд” (используя художественное слово или музыкальное сопровождение);

Умение плавать — жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Однажды приобретённый навык плавания сохраняется на всю жизнь. И самое главное — плавание с раннего возраста способствует возникновению и поддержанию у детей положительных эмоций. Дети, занимающиеся плаванием, обычно более уравновешены, чем их сверстники. Они хорошо спят и обладают хорошим аппетитом, у них развита координация и ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности. Плавание особенно эффективно способствует развитию ритма движений у дошкольников и детей младшего школьного возраста, а тем самым и совершенствованию деятельности всех систем детского организма.

Этапы обучения плаванию

1 этап 2 этап 3 этап 4 этап
Ознакомление детей с водой и ее свойствами (плотностью, вязкостью и прозрачностью). Приобретение детьми умений и навыков, которые помогут чувствовать себя в воде достаточно надежно. Обучение плаванию определенным способом. Продолжение усвоения и совершенствования техники способа плавания.
Продолжается до того момента, как ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно с помощью взрослого и самостоятельно передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть. Дети учатся держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы краткое время получают представление о еевыталки-вающей и поддерживающей силе, а так же самостоятельно выполнять упражнение вдох – выдох несколько раз подряд. Дети должны уметь проплыть в воде сохраняя согласованность движения рук, ног и дыхания, характерную для разучиваемого способа плавания. Дети приобретают умение плавать спортивными способами: кроль, брасс, баттерфляй.

Структура методических приёмов обучения плаванию

1 этап - младший дошкольный возраст.

Ознакомление ребенка с водой и ее свойствами (плотностью, вязкостью и прозрачностью).

Продолжается до того момента, как ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно с помощью взрослого и самостоятельно передвигаться но дну, совершать простейшие действия, играть.

2 этап - средний дошкольный возраст.

Приобретение детьми умений и навыков, которые помогут чувствовать себя в воде достаточно надежно.

Дети учатся держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы краткое время получают представление о ее выталкивающей и поддерживающей силе, а так же самостоятельно выполнять упражнение вдох - выдох несколько раз подряд.

3 этап - старший дошкольный возраст.

Обучение плаванию определенным способом.

Дети должны уметь проплыть на мелкой воде (глубина воды по грудь), сохраняя согласованность движения рук, ног и дыхания, характерную для разучиваемого способа плавания.

4 этап - старший дошкольный возраст.

Продолжение усвоения и совершенствования техники способа плавания.

Дети приобретают умения плавать на глубокой воде.

Двигательные навыки.

Младший возраст (3–4 года)

  • При обучении детей младшего дошкольного возраста плаванию большое внимание уделяется начальному этапу формирования правильных навыков.
  • Обучение новому плавательному упражнению сводится к игре (игровая деятельность).

Средний возраст (4–5 лет)

  • У детей 4–5 лет закрепляются умения и навыки плавания, приобретенные на занятиях в младшей группе.
  • Детей среднего возраста учат выполнять упражнения сначала на суше, а затем повторяют их в воде. Преподаватель должен показать упражнение и объяснить детям технику его выполнения.
  • Особенно важен показ упражнений в воде: дети восприми мают последовательность выполнения и понимают, что сделать его в воде вполне возможно.
  • Краткое и доступное объяснение помогает ребенку сознательно овладевать правильными движениями.
  • В объяснении можно прибегать к образным сравнениям, так как мышление детей среднего возраста образное.
  • Большое значение следует уделить воспитанию у детей организованности и дисциплинированности.
  • В обучении используют разнообразные упражнения и игры.

Старший дошкольный и младший школьный возраст (5–7 лет)

В обучении детей старшего дошкольного возраста ставятся основные задачи:

  • освоение спортивных способов плавания;
  • изучение техники движения кролем на груди и на спине.

Если ребенок продолжает занятия, перейдя из средней группы в старшую, то порядок их проведения остается прежним.

Техническая подготовка ребенка позволит решить поставленные на данном этапе задачи.

При начальном обучении плаванию детей старшего дошкольного возраста занятия начинаются по укороченной схеме содержания занятий младшего и среднего возрастов.

В процессе овладения новыми упражнениями детьми старшего дошкольного возраста используются следующие методические приемы.

Показ упражнений: наиболее сложные и новые упражнения преподаватель показывает в сочетании с детальным описанием техники их выполнения. Легкие упражнения показывает заранее подготовленный ребенок. Этот прием направлен на то, чтобы вызвать стремление детей максимально проявить себя и показать свою самостоятельность.

Средства наглядности: применение наглядных схем способствует развитию у детей умственных способностей.

Разучивание упражнений: упражнения выполняются детьми только по словесному объяснению тренера или сообразно названию упражнения.

Оценка (самооценка) двигательных действий: после проведения упражнений педагог проговаривает последовательность их выполнения и оценивает их воздействие на организм ребенка, задает вопросы детям об их самочувствии и ощущениях.

Подвижные игры на суше и в воде: благодаря игровым приемам дети быстрее усвоят программный материал.

Исправление ошибок: это необходимо для более внимательного и осознанного отношения детей к замечаниям преподавателя.

Соревновательный эффект: эмоции приспосабливают организм к лучшему выполнению движения и обостряют работу органов чувств, необходимую для данного движения.

Контрольные задания: основным правилом смены упражнений является не переход от простого к более сложному, а контрастность заданий. Это позволяет активизировать детей и постоянно поддерживать их интерес к выполнению упражнений. Благодаря такой организации занятий новое движение осваивается гораздо быстрее и легче, чем в традиционных формах.

Упражнение, выполняемые в зале и в воде при обучении плаванию.

Упражнение которые выполняется перед занятием, являются, составной частью обучения плаванию. Все упражнения, условно можно разделять на три группы:

I группа: упражнения, которые используются при обучении плаванию.

II группа: упражнение которые используются как разминочные перед специальными упражнениями.

III группа: упражнения, которые используются для специальной физической подготовки.

Специальные упражнения являются обязательным элементом разминки. Они увеличивают подвижность суставов.

Упражнения специальной подготовки.

  • Ознакомление детей с залом сухого плавания, бассейном, душем, раздевалками, с правилами поведения в бассейне.
  • Посещение занятий по плаванию старших групп.

Спуск в бассейн:

Производится с помощью и без поддержки преподавателя по лесенке.

Передвижения в воде шагом, бегом,прыжками, держась за поручень (руки преподавателя) и без поддержки; взявшись за руки в полуприседе, на носках, спиной вперед, приставными шагами.

Действия с предметами: плавательной доской, палкой, обручем, поплавком, мячом (бросить, догнать, принести, прокатить по воде).

Скольжения на груди –

держась за руки преподавателя; за поручень;

опираясь руками о дно (идти на руках, опираясь о дно);

передвигаться, держась за плавательную доску;

с поплавком на спине; лежа на животе свободно без опоры: принять положения “стрелка”, “запятая”, “звездочка”, “поплавок”; работать ногами, как при плавании кролем (из исходного положения сидя, лежа с опорой и без опоры).

Игры для ознакомления со свойствами воды и освоение передвижений в воде.

Игры помогают овладеть всеми подготовительными к плаванию действиями. Они способствуют воспитанию у детей смелости, решительности, уверенности в своих силах.

Игры используются для повторения, закрепления и совершенствования отдельных движений в плавании, для достижения устойчивости и гибкости навыков.

Движения должны быть очень простые, доступные.

Важно, чтобы в игре участвовали одновременно все дети, находящиеся вводе.

Игры для овладения навыком скольжения на груди.

Игры для приобретения навыков для погружения в воду.

Упражнения и игры для развития кистей.

  • Сорока. Пальцами одной руки водить по ладони другой. Менять положение рук.
  • Ладушки. Хлопать в ладони в такт музыке. Упражнение можно выполнять с приседаниями и прыжками на обеих ногах.
  • Дать-дать. Сжимать и разжимать кулаки. Разжимая кулаки, пальцы сильно напрягать.
  • Тук-тук. Стучать кулаком о кулак. Менять положение рук.
  • Махи. Кисти свободно падают вперед-вниз и назад.
  • Гладим. Ладонь одной руки скользит по ладони другой вверх и вниз.
  • Собачки. Ладони обращены друг к другу, пальцы врозь. Пальцами одной руки касаться большого пальца другой руки.
  • Вертушки. Повороты кисти влево-вправо, пальцы свободно.
  • Щелчки. Отстрел ватного шарика каждым пальцем, попеременно правой и левой рукой.
  • Рояль. Поочередное постукивание пальцами одной руки по ладони другой.

Дыхательные упражнения.

На занятиях в зале и в воде особое внимание уделяется упражнениям для правильного дыхания. Они являются наиболее сложными в процессе обучения плаванию. При выполнении этих упражнений детей учат делать глубокий вдох так, чтобы время выдоха вдвое превышало время вдоха — это связано с особенностями дыхания в воде. Также детей учат задерживать дыхание на максимально возможное время. Указывают, ЧТО вдох необходимо делать легко, бесшумно, не поднимая вы” плечи и обязательно через рот. Наиболее эффективными дыхательными упражнениями являются те, которые имитирую при вдохе “вдыхание запаха цветка”, при выдохе — “сдувание одуванчика”.

После освоения детьми правильного вдоха и выдоха их учат согласовывать дыхание с движениями ног, рук, затем головы. На каждом занятии разучивают два-три дыхательных упражнения. Каждое последующее занятие начинается с повторения упражнений, освоенных ранее. Дыхательные упражнения выполняются индивидуально в различном темпе, в зависимости от уровня развития и состояния дыхательной мускулатуры ребенка. В начале разучивания нового упражнения тренер-преподаватель показывает детям, как сочетались правильное дыхание с движениями. Все дыхательные упражнения тренер сопровождает указаниями о том, где и как надо делать вдох и выдох.

Литература

  1. Лях В.И., Зданевич А.А. “Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-11 класс”. – М.: Просвещение, 2010 г.
  2. “Раз, два, три, плыви”. Учебное пособие по плаванию. М.Рыбак, Г.Поташова, Г.Глушкова. Изд-во “Обруч”. г.Москва.
  3. Е.К.Воронова. “Программа обучения плаванию в детском саду”.