Практическая направленность обучения

Разделы: Физика


Скажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому, и я научусь.

Презентация

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Повышение качества образования – важнейшая задача модернизации школьного образования. На современном этапе модернизации образования одной из главных составляющих является практическая направленность обучения, формирование не просто умений, а компетенций, то есть умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности, реализацию принципа связи обучения с жизнью. “Зачем мы это изучаем? Где мы можем это применить?”.

Физика – предмет достаточно сложный и от учителя требуется немалое мастерство, чтобы овладение физическими знаниями школьниками было успешным.

Главное повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной. Обучающиеся должны осознать, что физика – это не страшно, физика – это интересно.

Однообразие, шаблон, формализм и скука ведут к снижению уровня знаний обучающихся и качества преподавания предмета.

Как оживить процесс обучения, создать атмосферу радостной приподнятости, сопутствующей поиску и творчеству? Как сделать учебную деятельность жизнерадостной, увлекательной и интересной? Как пробудить у обучающихся тягу к знаниям?

В физике используются различные методы обучения, которые ведут к повышению качества образования. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность учащихся.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, за создание творческого продукта.

Основная цель проектов – способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных знаний и умений учащихся.

Суть метода проектов заключается в выборе и выполнении какого-либо объекта труда, посильного и доступного учащемуся и разработке необходимой для этого документации.

Особенностью системы выполнения проектов является возможность совместной творческой работы учителя и учащегося.

Д.С. Лихачев: “Учитель учит и воспитывает своей личностью, своими знаниями, своим отношением к миру”.

В течение всего периода изучения предмета школьники систематически включаются в проектную деятельность. Они участвуют в разработке и реализации того или иного проекта.

В зависимости от сложности проект может быть индивидуальным или коллективным

При подборе объектов проектной деятельности учитываю основные требования:

  • подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
  • интерес школьников к проблеме;
  • практическая направленность и значимость проекта;
  • творческая постановка задачи;
  • практическая осуществимость проекта.

Обучающимся с низкой мотивацией к учебе предлагаю выполнение проекта с меньшим объёмом работ.

На следующем этапе провожу индивидуальные консультации с каждым школьником, определяя конкретные задания, выбор материалов и инструментов, необходимой литературы, повторяем правила техники безопасности.

Затем ученики приносят план работы над проектом, эскиз или рисунок. Вместе с учащимися просматриваем эскиз изделия, анализируем его конструкцию и технологию изготовления. При необходимости вношу поправки. После этого учащиеся приступают к практической работе по изготовлению изделия и поэтапному оформлению творческого проекта. Дальнейшую помощь учащимся в работе над выполнением проектов в порядке консультаций.

Если работа требует больших затрат времени, то предлагаю выполнять её частично дома. Таким образом появляется возможность для общения детей и родителей, укрепляется взаимопонимание, поддержка в выполнении общего дела. Иногда родители помогают с правильным выбором темы проекта.

Успешность выполнения учебного проекта окончательно выясняется на его защите.

  1. Учащиеся делают сообщения о ходе выполнения проекта,
  2. Представляют наглядный материал (изделие, документацию по его выполнению).
  3. Автор проекта делает самоанализ своей работы, выслушивает мнение других учащихся, учителя.
  4. Подводится итог обсуждению и ставится оценка.

При оценке проекта учитываю целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полнота, аккуратность выполнения, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.

При работе над проектом учащиеся представляют результаты своей работы в виде презентаций (выполненных в MS PowerPoint), публикаций (выполненных в MS Word, MS Pablisher), плакат, модель, рисунок и т.д., Проектная методика позволяет каждому учащемуся освоить на достаточно хорошем уровне создание презентаций, публикаций, что несомненно повышает интерес и к информационным технологиям и к физике или другому предмету. Результат работы над проектом может быть внешним и внутренним. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности, внутренний результат (опыт деятельности) становится достоянием учащихся, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся – учитель помогает ученику самостоятельно добывать знания.

“То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, – завтра он способен выполнить самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня”. Этому во многом способствует выполнение творческих проектов.

На уроках физики провожу краткосрочные проекты:

  • составление паспорта физического явления;
  • написание опорного конспекта;
  • демонстрация физического фокуса с обязательным описанием физических процессов;
  • написание сказок с физическими вопросами;
  • кто больше составит физических вопросов к следующим темам:

1. Физика в походе; физика для поваров; физика у костра; физика за обедом.

2. Физика дома (консервирование, приготовление пищи, обустройство дома и т.д.).

3. Физика и транспорт.

Проведение лабораторные работы, которые не описаны в учебнике. Ученики сами составляют ход работы и таблицу для записи результатов. Я сообщаю только название работы и предполагаемое оборудование. Можно сделать так, чтобы и оборудование выбирали ученики сами. Например: определить среднюю скорость движения от школы до дома; определить давление, создаваемое на пол одной и двумя ногами; определить среднюю скорость ветра и др.

Провожу обобщающие уроки по темам, например, уроки конструирования или использование элементов конструирования. На таких уроках предлагается придумать простейший прибор (или модель), сделать его, объяснить принцип действия, выдать главные технические характеристики изделия. Как его изготовлять, не говорится, но предоставляются материалы, которые можно использовать, на начальном этапе подсказывается идея конструкции. К таким задания можно отнести изготовление следующих приборов: простейший вариант ареометра, сделать весы, сконструировать фильтр для воды, сделать компас, электроскоп, и т.д.

Приведу примеры:

  • в 7 классе при изучении темы “Сообщающиеся сосуды” учащимся было предложено изготовить действующую модель фонтана или шлюза. В ходе работы над этим проектом были разработаны и изготовлены различные модели фонтанов, были обсуждены вопросы о проводке водоснабжения бассейна, бани и полива грядок. Кроме этого была создана презентация – виртуальная экскурсия в мир фонтанов.
  • В 8 классе в ходе изучения темы “Тепловые явления” ребята работали над созданием модели термоса. В ходе представления обсудили вопросы о теплоизоляции помещения

Подросток чувствует себя творцом. Он создает продукт своего творчества, который доставляет радость и ему, и взрослым. Школьник видит, как серьёзно оценивают его работу, и сам серьёзно относится к ней. Только тогда можно ожидать хороших результатов, когда процесс творчества учащихся имеет серьёзную организацию. Достоинство метода проектов в том, что учащиеся видят перед собой конечный результат - продукт, которым можно пользоваться, которое они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. При выполнении проектов учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания - это помогает им в профессиональном самоопределении

Таким образом, работа над проектом формирует у обучающихся целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ответственности, что и обеспечивает современное качество образования и повышает качество преподавания предмета. В конечном итоге это способствует тому, что обучающиеся самостоятельно мыслят и творчески развиваются.