Развитие изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Велика моя надежда на нашу … Россию, хорошо она
Начала свое искусство, и я глубоко верю, что она скажет
Свое особенное, свежее слово среди международного
Искусства. Но я иду еще дальше и верю, что она
Подействует освежающе на других. Дорога она нам тем…
Что она старается понять человеческую душу, дух народа.
Везде она ищет творчество души…
П. Антокольский.

Изобразительное искусство возникло в первобытном обществе. К этому времени относятся первые рисунки, изображающие животных и сцены охоты, первые скульптуры, вырезанные из кости и высеченные из камня фигуры людей и животных, предметы труда и обихода, украшенные резьбой и расписанные орнаментом. С древнейших времен люди овладевали умением изображать видимый мир, передавать свои представления о нем в рисунке, скульптуре, орнаменте.

Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство – виды изобразительного искусства, возникшие в глубокой древности, существовавшие во все эпохи и получившие новое содержание в наше время.

Изобразительное искусство и очень древнее, и очень молодое. Художники создавали изображения и тысячи лет назад, создают их и сегодня. Это искусство колоссально. Во все времена жизни человечества искусству уделялось большое внимание.

Одна из главных задач общей подготовленности детей к школе, по признанию педагогов и психологов, является всестороннее воспитание и развитие детей. И в этом отношении изобразительная деятельность, на мой взгляд, обладает большими возможностями.

Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания. В процессе рисования, лепки, конструирования, аппликации я создаю благоприятные условия для психоэмоционального развития воспитанников, положительного восприятия искусства, что способствует формированию эстетического отношения к действительности.

Изобразительная деятельность – это деятельность креативная, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому.

На занятиях изобразительной деятельностью я создаю условия, способствующие формированию интереса к художественно-творческой деятельности, желания создать красивое изображение, развитию воображения. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества, – является для меня именно той основой, которая обогащает представление детей, позволяет им найти разнообразные выразительные решения.

В процессе изобразительной деятельности я воспитываю у детей нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности.

Занятия по изобразительной деятельности имеют большое значение для умственного воспитания детей (информация о времени в котором жил и творил художник, о жизни людей, их труде, обычаях, нравах, их идеалах, эталонах добра и красоты).

Рисование является одним из лучших средств развития наблюдательности, памяти, мышления, воображения, речи.

О важности изобразительной деятельности для всестороннего воспитания и образования ребенка писали и высказывались многие педагоги, психологи, писатели, художники (А.В.Запорожец, Е.И. Игнатьев, В.С.Кузин, Б.М.Иеменский, Н.А. Санулина, Б.М.Теплов, Е.А.Флерина, Б.Т. Юсов и другие).

Понимая особую значимость воспитания детей изобразительному искусству, я решила более углубленно работать по данному направлению. Для этого я четко выразила цели и задачи.

Цели.

  1. Углубленное приобщение к искусству, многообразию художественных образов.
  2. Овладение различными видами художественной деятельности.
  3. Овладение различными изобразительными техниками, в том числе нетрадиционными.

Задачи.

  1. Воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных явлений и предметов.
  2. Развитие умения изображать несколько предметов, объединенных общим содержанием.
  3. Развитие умения составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет.
  4. Овладение техническими приемами работы с различными материалами, с использованием различных инструментов.

Задачи обучения одновременно способствуют осуществлению воспитательных задач, развитию художественных способностей детей.

Для реализации целей и задач в обучении детей изобразительной деятельности я использую следующую методическую литературу: “Занятия по изобразительной деятельности в детском саду” Т.С. Комарова, “Изобразительная деятельность дошкольников” В.Ф.Котляр, “Природа, искусство и изобразительная деятельность” Т.Н.Доронова, “Я учусь рисовать” Т.Г.Козакова, “Учимся лепить и рисовать”, “Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму” Г.В. Беззубцева, Т.Н.Андриевская, “Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству” А.С.Галанов, С.Н.Корнилова, С.Л.Куликова, “Изобразительное искусство детей в детском саду и школе” Комарова Т.С., Зарянова О.Ю. , ИвановаЛ.И., “Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук” Башаева Т.В., “Дошкольникам о живописи” Чуличева Р.М., “Природа и художник” Т.А.Копцева, “И учеба, и игра изобразительное искусство” В.М. Трофимова, Т.И.Тарабарина.

Методика изобразительного искусства строится на следующих принципах:

  1. Одним из основных принципов построения программы – воспитывающий характер обучения.
  2. Доступность материала (учитывается при подборе объектов изображения и определении объема изобразительных умений и навыков для детей).
  3. Повторность материала.
  4. Построение программного материала от простого к сложному.

Для успешного воспитания и обучения я пользуюсь как традиционными методами: наглядные, словесные, практические, так и применяю нетрадиционные элементы различных парциальных программ по изодеятельности.

В детских дошкольных учреждениях видами изобразительной деятельности являются:

1. Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

2. Лепка – является разновидностью скульптуры, своеобразие лепки заключается в объемном способе изображения.

3. Аппликация – дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают.

4. Конструирование – этот вид деятельности больше других связан с игрой.

Используя свои знания, различные методики и программы, применяя различный методический материал: настольные развивающие игры, игровые упражнения, граммзаписи, иллюстрации, пальчиковые игры, физкультминутки, загадки, стихи, рассказы, образцы своих работ, проводя различные беседы, экскурсии, развлечения, ведя работу совместно с родителями, я надеюсь в дальнейшем повысить уровень развития детей в изобразительной деятельности.

Полученные знания и результативность практической деятельности можно отразить в проведении развлечений, викторин, выставок.

В итоге я сделала следующий вывод: - изобразительная деятельность является одним из главных компонентов в формировании творческой личности дошкольника, это способствует всестороннему развитию детей.

Н.К. Крупская говорила, что “надо помочь ребенку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства, яснее и глубже чувствовать”.