Урок информатики по теме "Кодирование информации". 5-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 5


Кодирование информации, 5 класс, 12 урок.

Данный урок является текущим по программе. На данном уроке, идет знакомство с информационным процессом – кодирование информации.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: изучение нового материала по теме «Кодирование информации» с использованием наглядных схем и презентации, с попутным повторением знаний учащихся по разделу «Информация вокруг нас» и на практике показать учащимся способы кодирования информации.

Основным методом при реализации образовательных задач, является иллюстративно – объяснительный. Для стимулирования мыслительной деятельности учащихся их внимание акцентируется на теме в ходе диалога, кроме того, используются наглядные методы обучения (презентация подготовленная в NoteBook). При закреплении используется работа в парах и индивидуальная работа на персональном компьютере с использованием программных средств. Домашнее задание направлено на развитие познавательного интереса к данной теме и предмету в целом.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

Обучающие:

  • Сформировать у учащихся понимание процесса кодирования информации.
  • Показать различные виды кодирования.
  • Выявить преимущества двоичного кодирования информации.

Развивающие:

  • Продолжить развивать умение учащихся высказываться на заданную тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить.

Воспитательные:

  • Активизировать у учащихся формирование познавательной потребности, интереса к предмету.

Основные понятия: условный знак; код; кодирование.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация «Кодирование информации» (Приложение 1, выполнено для интерактивной доски в программе-notebook), раздаточный материал: таблицы с азбукой Морзе, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

(Приложение 1,страница 2)

– Прочтите эпиграф нашего урока: «Если человек не знает, к какой пристани он идет, то ни какой ветер не будет ему попутным!» Автор этих слов Луций Аней Сенека, римский философ, который родился в 4 году до н.э.

– Как вы понимаете это высказывание?

– Актуально ли оно в настоящее время?

– Я желаю вам попутного ветра в приобретении новых знаний.

II. Проверка домашнего задания.

– Кто приступил к выполнению задания под звездочкой *Р.Т. №5 с.6?

– Скажите где вы взяли материал для ответов? (учебник истории)

III. Индивидуальная работа по карточкам и тест на ПК.

Учителем назначается консультант – тот ребенок, который на предыдущем уроке выполнил задания на отлично. В результате четверо ребят получают отметки.

Консультант
Тест Приложение 2
Карточка 1 Приложение 3
Карточка 2 Приложение 4

IV. Проверка усвоения изученного материала.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с вами повторим материал, изученный на предыдущих уроках.

Вопросы учителя:

  1. Что относят к базовой конфигурации ПК? (Системный блок, монитор, клавиатуру и мышь?) (страница 3)
  2. Дополнить определения, переставив необходимые слова, а недостающие дописать.(страница 4)
    • Информация – это сведения об окружающем нас мире.
    • Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.
    • Информатика – это наука о различных способах хранения, передачи и обработки информации)

Сопоставить человека и компьютер (страница 5)

  Человек ПК
Получение информации Органы чувств Устройства ввода
Обработка информации Мозг Процессор
Хранение информации Память Жесткий диск
Передача Жесты, голос, мимика Устройства вывода

Спасибо молодцы!

Кто работал на карточках, сдаем их консультантам.

V. Постановка проблемы.

– Дорогие ребята! Приглашаю вас в прекрасную страну. Чтобы узнать ее название, давайте обратим внимание на следующую страниц (страница 6). Эта девочка пытается нам что-то сказать. Как вы думаете, что она хочет сообщить нам этим жестом? (показывает число 5, показывает, что всё хорошо, передает привет)

Но мы не можем точно утверждать, что именно он нам хочет сказать, поскольку в разных странах одни и те же жесты означают совершенно разное. И что же следует предпринять, чтобы правильно понять людей этих стран? (знать жесты, знать, что они означают, какое действие, предмет, явление этими жестами закодировано).

– Тема нашего урока (открывается часть шторки)

– Ничего не понимаю? Кто может прочесть? Что произошло со словом? (закодировано).

(Открывается правая часть шторки и дети разгадывают слово – кодирование)

– Запишите тему нашего урока «Кодирование информации». Работа ведется в тетради по карте урока (Приложение 5)

VI. Физминутка на основе §3.6. Материал для любознательных.

Игра. Покажите с помощью жестов:

а) просьбу сохранять молчание; погрозите; покажите важность темы (указательным пальцем);
б) удивление, сомнение (пожиманием плечами);
в) несогласие, согласие (движением головы).

  • Древний Рим, император, оставлять в живых гладиатора или нет (большой палец вверх или вниз).
  • Здороваться: пожимаем руки; китайцы пожимали руки самим себе (сейчас так делают артисты); эскимосы легонько стучали кулаками по голове и по плечам; лапландцы тёрлись носами; египтяне прикладывали ладонь ко лбу (сейчас военные).
  • Восхищение: хлопаем в ладоши; испанцы и мексиканцы подносят к губам сжатые пальцы и воспроизводят звук поцелуя; бразильцы держатся за мочку уха.
  • Международный жест: поднятая рука (обратить внимание, ответить на вопрос).
  • Помахать на прощание, а у латиноамериканцев этот жест – приглашение. Высунуть язык – оскорбление, а в Тибете – будь спокоен, я не замышляю ничего против тебя.
  • Профессиональные жесты: у судей соревнований, у водолазов, у дирижёра; немые люди.

VII. Изучение новой темы.

– Информация, которую мы получаем из окружающего мира поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Это свет, звук, запах, касания, это слова, значки, символы, жесты и движения.

Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.

Ребята, давайте запишем определения, что такое код, кодирование (Приложение 5) и (страница 7)

Кодэто система условных знаков для представления информации.

Кодированиеформирование представления информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).

Декодирование – это процесс восстановления содержания закодированной информации.

Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется. (Прилож. 5)

Существует три основных способа кодирования информации (страница 8):

  1. Графический – с помощью рисунков или значков;
  2. Числовой – с помощью чисел;
  3. Символьный – с помощью символов того же алфавита, что и текст.

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так

  • числовая информация кодируется арабскими, римскими цифрами (страница 9);
  • для общения мы используем код – русский язык, в Китае – китайский (страница 10);
  • с помощью нотных знаков кодируется любое музыкальное произведение, а на экране проигрывателя вы можете увидеть громкий или тихий звук, закодированный с помощью графика (страница 11);
  • часто бывает так, что информацию надо сжать и представить в краткой, но понятной форме. Тогда применяют пиктограммы, например, на двери магазина, на столбах в парке, на дороге (страница 12).

Для передачи информации, людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся: азбука Брайля, азбука Морзе (страница 13).

Существует целая наука криптология, которая изучает шифры, способы шифрования (страница 14).

– А где могут пригодиться вам эти знания?

VIII. Закрепление новой темы.

А теперь разделимся на команды по 4 человека. работаем в группах, расшифровываем закодированную информацию.

Каждая группа получает задание:

1 группа. С помощью азбуки Морзе. (Приложение 6)

2 группа. С помощью цифрового кода.( Приложение 7)

3 группа. С помощью морской семафорной азбуки. (Приложение 8)

4 группа. С помощью графических символов. (Приложение 9)

– Сообщите информацию, которую несет ваша карточка.

IX. Практическая работа за ПК.

(Приложение 10)

X. Итог урока.

– Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подумаем, что мы с вами сегодня успели сделать, над какой проблемой поработали:

  • повторили и закрепили материал;
  • изучили новый материал по теме кодирование информации;
  • закрепили новый материал на практике, решая задачи на кодирование и декодирование.

XI. Домашнее задание.

§ 1.6 учебника, Задания РТ: №15 – №19.

* (по желанию) Закодировать свое имя, используя азбуку Морзе и шифр Цезаря

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Босова Л.Л. "Информатика: Учебник для 5 класса", – Москва: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007, 1.6, стр.25-28.
  2. Босова Л.Л. "Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие, – Москва: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007, стр. 106-110.

Приложения.