Решение задач по теме "Организация ветвления". 9-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 9


Тип урока: применение знаний, умений и навыков.

Форма урока: экономическая игра «Биржа знаний».

Цели:

  1. Закрепление и совершенствование ЗУН по данной теме, подготовка к контрольной работе.
  2. Знакомство с работой фондовой биржи, «участие» в ее работе.
  3. Развитие познавательного интереса к предмету.
  4. Воспитание самостоятельности, критического отношения к себе.

Задачи:

  1. Оценить уровень сложности практических заданий (будет ли контрольная работа дифференцированной, общей или индивидуальной).
  2. Снять стрессовую напряженность, связанную с предстоящей контрольной работой (учащиеся будут знать, какой материал вынесен на контроль, какие вопросы им нужно доработать).
  3. Помочь учащимся в организации работы фондовой биржи.

Методические приемы:

  1. Взаимотренаж (устный опрос, работа парами).
  2. Фронтальная беседа.
  3. Фронтальная индивидуальная беседа.
  4. Самооценка, взаимооценка.
  5. Самостоятельная работа.
  6. Работа с таблицей.
  7. Работа группами.
  8. Визуальный контроль учителя.

Оборудование и наглядности: ПК, бейджики для трейдеров и клерков, «таланты» – игровая валюта, карточки на 2 варианта (взаимотренаж), карточки-акции, таблица о купле-продажи, карточки для группового задания, индивидуальная карта.

Ход занятия

I. Организационный этап.

1. Сообщение темы и целей.

– На этом уроке мы завершаем изучение темы: «Организация ветвления», на следующем уроке вам предстоит контрольная работа по данной теме. И поэтому, цель занятия: закрепить изученный материал, разобраться в непонятных вопросах и оценить свои знания. Занятия пройдет в форме экономической игры, а играть мы будем в фондовую биржу.

2. Занятие пройдет по следующему плану:

  1. повторение теоретических знаний по теме;
  2. применение этих знаний на практике в работе биржи;
  3. подведение итогов работы биржи в целом, затем работы каждого участника.

II. Повторение изученного.

– Чтобы хорошо выполнить практические задания, давайте повторим теорию. Предлагаю взаимотренаж. Каждому выдается карточка (два варианта), на которой есть вопросы и ответы. Работаем парами – один задает вопрос, другой – отвечает. Если не может ответить, то отвечает напарник (зачитывает ответ на карточке). (Приложение 1)

– Оценивать друг друга будете по пятибалльной системе, и ставить оценку на карточке взаимотренажа. («5» – 5 правильных ответов, «4» – 4 правильных ответа, «3» – 3 правильных ответа, «2» – в остальных случаях)

III. Работа биржи.

1. – Теперь представьте, что вы члены биржи. Ваша задача: сохранить имеющийся капитал, получить доход за счет правильного вложения средств.

2. – До начало «работы биржи», вспомним смысл следующих понятий: биржа, фондовая биржа, акция, трейдер, клерк, инвестиция, прибыль (это было домашнее задание). (Приложение 2)

3. – Итак, вы – трейдеры, задача которых сохранить имеющийся капитал и приумножить его, сделав правильный выбор в инвестировании. Это делается с помощью карточек с уровневыми заданиями. Приобретая карточку-задание у клерка (это помощники учителя, «сильные» ученики данного класса или ученики 10, 11 класса), того или иного уровня, вы, инвестируете свой капитал, а выполнив задание получаете доход и приобретаете следующие акции. Если вы не можете справиться с заданием, то можете продать задание посреднику, но уже вдвое дешевле. В качестве посредника может выступать любой трейдер, пожелавший купить данную акцию. В процессе работы каждый трейдер, в случае затруднений, может обратиться за помощью к консультанту, но за определенную плату. Консультантом будет учитель. На нашей бирже денежный эквивалент – «Талант». (Приложение 3)

4. Работа с таблицей (на доске)

Акции Продажа Покупка Консультация Прибыль
1 уровень 2 4 1 +2
2 уровень 4 8 2 +4
3 уровень 6 12 3 +6

– Обратите внимание на таблицу, как видите, чтобы купить акцию 1 уровня, вам потребуется 2 таланта, консультация этого уровня стоит 1 талант, выполнив задания, вы сможете продать эту акцию за 4 таланта, ваш доход составит 2 таланта. Аналогично 2 и 3 уровни. Чтобы за урок получить оценку «5» вам на бирже нужно заработать 20 талантов, «4» – 15 талантов, «3» – 10 талантов (критерии оценок записаны на доске).

5. – Итак, предлагаю заработать первоначальный капитал, организовав две фирмы. Каждой фирме дается задание, за выполнение которого она получает доход в размере 12 талантов за 1 место и 10 талантов за 2 место. Этот доход распределяется директором фирмы в соответствии со степенью участия каждого члена в выполнение задания. (Приложение 4)

На проверку задания директор сдает клеркам (проверяют задания под контролем учителя) и получает у них «деньги-таланты».

(Распределяет учащихся на фирмы и назначает директоров фирм учитель).

6. Выдача начального капитала. Это таланты взаимотренажа и таланты фирмы. Если ученик не заработал таланты, то ему выдается кредит на условии сдачи зачета.

7. Работа биржи.

– Акции по уровням:

  1. – найти ошибки и определить истинность выражения (Приложение 5),
  2. – составить программу по блок-схеме (Приложение 6),
  3. – составить программу (Приложение 7).

– Повторим ТБ.

– Прошу преступить работников биржи к своим обязанностям (Покупка акций, выполнение заданий).

– Клерки будут отмечать всю работу в ваших индивидуальных картах.

(Приложение 8)

8. Итог игры.

– Рабочий день на бирже заканчивается. Объявляю о закрытии биржи и о начале подсчета своих средств. Клерки считают за ПК в среде MS Excel доходы трейдеров. В это время трейдеры оглашают свои полученные оценки (по индивидуальным картам).

– Теперь послушаем, какие оценки выставил компьютер? (Клерки считали ваш доход в программе MS Excel)

– Давайте посмотрим, кто же больше всех заработал таланов?

IV. Итог занятий.

– Наша игра подошла к концу.

Что повторили?

Как организуется ветвление? Полная форма, краткая форма, вложенное ветвление?

С какими трудностями столкнулись?

– Вы сегодня играли в фондовую биржу. Чем занимается такая биржа?

Какова цель деятельности трейдера?

С помощью чего он может это достичь?

V. Домашнее задание.

– Подготовиться к контрольной работе и выполнить задание (Приложение 9)

Список литературы:

  1. Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004. – 448 с.: ил.
  2. Златопольский Д. М. Я иду на урок информатики: Задачи по программированию. 7-11 классы: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001. – 208 с.: ил.
  3. Воронина Т. Игра «Биржа знаний» // Математика. 1999. №2 – с. 7-9.

Приложения.