Наблюдение на прогулке "Для чего нужна почва?"

Разделы: Работа с дошкольниками


Наблюдение – это основной метод ознакомления с природой.

Наблюдение – специально организованное, целенаправленное, относительно длительное активное восприятие предметов и явлений окружающей действительности.

Значение наблюдения:

  • помогает показать природу в естественных условиях;
  • познание связей и отношений формирует понимание природы;
  • систематическое использование приучает детей к наблюдательности;
  • в наблюдении взаимодействуют сенсорные процессы, мышление и речь, это обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний;

Наблюдение – это источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.

Место наблюдения:

  • во время утреннего приема детей,
  • в уголке природы,
  • на занятиях
  • на прогулке и т.д.

Закрепление и уточнение информации, полученной детьми (рассказы, ответы на вопросы – закрепляются знания), фиксирование наблюдений - календарь природы, календарь погоды, гербарий, детские рисунки и поделки.

Так же можно спланировать цикл наблюдений для своей возрастной группы, выбрав объект наблюдения. Или провести наблюдение на прогулке, заранее выбрав тему и объект наблюдения.

“Для чего нужна почва?”

Цель: сформировать представление детей о значении почвы в природе, познакомить с некоторыми животными и насекомыми, живущими под землей;

Задачи:

  • Учить устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы.
  • Воспитывать бережное отношение к жизни растений, животных и насекомых.

Оборудование:

  • Подбираем фотографии, рисунки с изображением животных, растений и насекомых:
  • Крот
  • Дождевой червяк
  • Муравьи
  • Личинки жуков, муравьев, мокриц (имитирующие игрушки)
  • Совочки, лопатки.

Планируется место, время: конец весны, участок группы.

Методические приемы

Создание мотивации к деятельности:

“Сегодня к нам в гости хотел прийти дождевой червячок, но он боится, потому что его брат погиб под ногами человека. Поэтому он написал нам письмо.

 “Здравствуйте, дорогие ребята!

Я дождевой червячок, и мне очень хочется найти друзей. Но нас никто не любит, мы скользкие и длинные, живем под землей. Можно прийти к вам в гости?”

- Ребята, давайте поможем червячку!

- Ребята, а какие животные живут в земле.?

- Ребята, давайте их поищем.(Рыхлим землю в цветнике, нашли муравья)

- Ребята, давайте сравним муравья и червячка!

- Чем они похожи?

- Живут под землей.

- И чем отличаются - питаются перегнившими листьями.

Погибшими насекомыми.

- Ребята, подумайте, кто еще живет под землей?

Знакомим по карточкам.

- А как вы думаете, они полезны?

Дети делают дырочки в земле, рыхлят землю, почва дышит.

- Для чего нужна почва животным и растениям?

- Для животных дом;

- Для растений питание.

- Ребята, можно ли истреблять этих животных и насекомых?

- Нет, человек не должен их истреблять, они все полезны.

Итог: Спасибо, ребята, теперь у меня будет много друзей.

Трудовая деятельность: Перекопка цветника,

Цель: закрепляем навыки работы с инвентарем.

Игровая деятельность:

Подвижные игры.

  • “Мы дождевые червяки!”

Цель: учимся бегать по всей площадке, не наталкиваясь друг на друга, ориентируясь в пространстве, развиваем ловкость и внимание.

  • “Я червяк, червяк, червяк!” - Я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом, так давай вставай назад.

Цель: учить умению слаженно двигаться на открытом пространстве.

Дидактические игры:

  • “Кто лишний?”

Цель: закрепить знание детей о животных подземного мира (оборудование – игрушки, имитирующие животных и насекомых)

  • “Посели животное”

Цель: закрепить знание мест обитания животных и насекомых (лес, луг, почва, болото, река, жилой дом).

Индивидуальная работа:

  • Рисунок другу

Цель: нарисовать друзей для червячка.

  • С Андрюшей и Нилюфар посчитать “Сколько ног у муравья?”
  • “Кто длиннее?” “Кто короче?”
  • С Надей, Егором и Олегом выучить отрывок из басни “Стрекоза и муравей”.