План-сценарий «Безопасность удалого молодца и о том, как правильно оказать первую медицинскую помощь пострадавшему (по мотивам сказки Леонида Филатова "Про Федота-стрельца удалого молодца")»

Разделы: ОБЖ


Комбинированный урок закрепления знаний и формирования умений и навыков по оказанию первой медицинской помощи.

Цели театрализованного урока:

  1. Выработать умение находить решение проблемы, применять знания в различных неотложных ситуациях.
  2. Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений и навыков по оказанию неотложной помощи пострадавшим.
  3. Обучение ребят работать во взаимодействии друг с другом и учителем.
  4. Развитие познавательного интереса к дисциплине ОБЖ.

Правила, система оценочных показателей и регламент конкурса:

  1. Четко выполнять все алгоритмы конкурса, соблюдать порядок и дисциплину, активно участвовать в обсуждении и предлагать свои варианты решения проблемной задачи.
  2. На поиск правильного решения и практическое выполнение задания отводится определенное количество времени.
  3. Учитывается скорость и качество оказания неотложной помощи.
  4. Каждое практическое задание оценивается «правильно» или «неправильно». Задания осуществляются в парах. Выигрывают те ребята, которые успешно справились с теоретическим и практическим заданием. За каждое точно выполненное упражнение начисляется один балл.
  5. Задания даны по медицинскому разделу, изучаемому по дисциплине ОБЖ.
  6. Выигрывает та пара ребят, которая наберет максимальное количество баллов.

Оснащение:

  1. Компьютер, мультимедиа – проектор.
  2. Медицинский жгут и шины по 15 шт., бинты – 15 шт., салфетки – 15 шт., деревянные палочки длиной 20 – 30 см для жгута закрутки – 15 шт., подручные средства – 15 шт. (тесемки, фанерные доски и т.п.).
  3. Электронная презентация с учебными заданиями.
  4. Раздаточный материал.
  5. Костюмы.

Ход урока

I. Организационно-подготовительный этап.

Организационно-подготовительный этап проводится за одну неделю до назначенной даты проведения открытого урока.

  1. Формирование команды актеров из числа студентов данной группы.
  2. Распределение ребят на команды из двух человек.
  3. Подготовка студентов к конкурсу и театрализованному представлению.

II. Организационный момент.

  1. Актуализация (см. приложение 2).
  2. Выдать по одному медицинскому жгуту, шине, бинту, салфетке, деревянной палочке на команду.

III. Этап проведения театрализованного урока.

Педагог. Сегодня наше занятие посвящено практическому обучению правилам оказания неотложной помощи пострадавшим и в этом нелегком вопросе нам помогут разобраться сказочные персонажи. И так… начинаем!

Скоморох: «Верьте аль не верьте, а жил на белом свете Федот-стрелец, удалой молодец. Служба у Федота – рыбалка да охота. Царю – дичь да рыба, Федоту спасибо.

Как-то раз дают ему приказ: чуть свет поутру явиться ко двору. Царь на вид сморчок, башка с кулачок, а злобности в ём – агромадный объём. Смотрит на Федьку, как язвенник на редьку. На Федьке от страха намокла рубаха, в висках застучало, тут и сказки начало...» (1)

Слайд 2. На экране царь на троне, а перед ним Федот.

Царь:

«Снаряжайся, братец в путь» (1)
Да профессора по ОБЖ добудь –
Репетитора, декана,
«Аль ищо кого-нибудь». (1)
Девка эвон подросла,
К знаньям тянется – беда!
Педагог из Вены прибыл,
Так она подстроила, чтоб гость
«Ненароком сел на гвоздь,
А отседова у гостя –
Политическая злость!» (1)
Из Германии барон
Манускрипты приволок,
Дак и тут не удержалась –
«Нанесла ему урон». (1)
Миску борща поднесла
И подбросила ежа.
«Это ж форменный вредитель,
Окаянная душа!..» (1)

Царевна:

«Сколь бы ты не супил бровь –
Повторяю вновь и вновь
Упеки меня в острог
На какой угодно срок –
Все одно сия наука» (1)
Не нужна мне будет впрок!

Царь:

«Цыц, дуреха!.. Замолчи!..
Тесту место у печи!
Ну-ка, марш к себе в светлицу» (1)
Медицину поучи!

Царевна:

Есть вопросы у меня,
Их решить не в силах я!..
Ни барон, ни педагог из Вены
Разъяснений не дают.
Только все жуют – жуют,
Что увидят, то едят!
«Помнишь вазу из топазу?» (1)
Проглотили, – вот те крест!
Я ж не знаю, как помочь
Если «стул» их прошибет?
Наложила вон недавно
Вместо шины «Пиносол»!
Дак от ярости барон
Соусом заляпал бровь!
Я же думала, что рана
Нитку к оку поднесла
Да иголку не нашла.
А от этого барон
На пол брякнулся сперва.
Ножкой дрыгнул не спеша,
Захрипел, завыл и стих.
Распознать не в силах я
Толи обморок? А может «рожа»?..
Я устала! Не могу!
Я невроз заполучу!
«Вот не стану есть икру,
Как обычно, по ведру, –
И на почве истощенья
Захвораю и помру!..» (1)

Федот:

«Нешто я да не пойму
При моём-то при уму?...
Чай, не лаптем щи хлебаю,
Соображаю, что к чему.
Получается на мне
Вся политика в стране:» (1)
Не добуду педагога –
«Беспременно быть войне». (1)

Скоморох: «Слово царя твёрже сухаря. Пошлёт на медведя – пойдёшь на медведя, а куда деваться – надо, Федя!

Обошёл Федот сто лесов, сто болот. Устал, нет мочи, да и дело к ночи. А Баба Яга середь дубравы собирает травы. Соскучилась в глуши без родственной души». (1)

Слайд 3. На экране фото Бабы Яги.

Баба Яга:

«Ты чавой-то сам не свой,
Не румяный, не живой!
Али швед под Петербургом,
Али турок под Москвой?
Съешь осиновой коры-
И взбодришься до поры:
Чай, не химия, какая,
Чай, природные дары!» (1)

Федот:

«Полно бабка! Я не хвор!
Отойдём-ка за бугор!
Расшугай ежей и белок,
Есть сурьёзный разговор.
Был я ноне – чуть заря –
На приёме у царя,
Ну и дал мне царь заданье
В смысле, значит, глухаря». (1)
Педагог нужон царю
«Не найду, чаво он хочет – » (1)
Гильотину привезут!
«Ох, чуёт моя душа:» (1)
Иль царевной буду бит
Или царь мне отомстит…

Баба Яга:

«Не кручинься и не хнычь!
Пусть лютует старый хрыч!
Вообче-то я хитра
В смысле подлости нутра,
Да чавой-то мне севодня
Не колдуется с утра!..
Всё и колет, и болит,
И в груди огнём палит!..
Я давно подозреваю
У себя энцефалит!..
Ой, чавой-то худо мне!
Слышь, как хрумкает в спине?
Словом, раз такое дело –
Я вообче на бюлетне!» (1)

Федот:

«Захворала – не беда!
Съешь лягушку из пруда!
Нет надёжней медицины,
Чем природная среда.
Ты морочить мне мозги
Даже думать не моги!
Лучше всю свою подлючесть
На работу напряги». (1)

Баба Яга:

«Колдуй, баба, колдуй, дед,
Трое с боку – ваших нет,» (1)
Туз бубновый, пень сосновый,
На вопрос мне дай ответ…

Слайд 4. На экране перед Федотом появляется фото ЧЭМК.

Федот:

Что за диво, чудеса!..
«Сколь по прихоти царя
Я не плавал за моря, – » (1)
Не видал чудесней места,
«Откровенно говоря!» (1)
Этот колледж просто клад!..
Педагоги, мастера,
А ребята – супер класс!
Сплошь сиянье умных глаз.
Ай да встреча! Стало быть,
Я сумел царю добыть
То-чаво он так хотел!
«Чем, тоскуя и хандря,
Жисть расходовать зазря, – » (1)
Помогите нам ребята!
Покажите на примерах
Как повязку, али шину
На конечность наложить!
Потому как нас царевна
Заждалась, поди, уже!..

IV. Формат конкурсного этапа.

Педагог раздает карточки с заданиями и засекает время. Студенты заполняют их и приступают к практическому выполнению упражнения.

Слайд 5. Первое практическое задание (см. приложение 2).

«Во время автодорожной аварии у водителя открылось кровотечение верхней конечности, кровь ярко-красного цвета и вытекает не очень сильной прерывистой струей. При объективном осмотре вы увидели у него рану, из которой видны отломки кости в области нижней трети правого плеча. Пострадавший жалуется на сильные боли и головокружение. Аптечка во время аварии не пострадала».

Внимательно прочитайте, подумайте и покажите на своем товарище правила оказания неотложной помощи в данной ситуации. Дайте объяснения в письменной форме, почему вы выбрали именно этот метод.

Время на обсуждение и письменный ответ – 5 минут, на оказание помощи – 4 минуты.

Слайд 6. Второе практическое задание (см. приложение 2).

«Житель деревни N, работая за деревообрабатывающим станком, будучи в нетрезвом состоянии, получил травму в области левого запястья. Из раны вытекает кровь прерывистой струей ярко-красного цвета».

Подумайте и покажите на своем товарище правила оказания неотложной помощи в данной ситуации. Дайте объяснения в письменной форме, почему вы выбрали именно этот метод.

Время на обсуждение и письменный ответ – 5 минут, на оказание помощи – 3 минуты.

Слайд 7. Третье практическое задание (см. приложение 2).

«На лыжной прогулке пожилой человек нечаянно поскользнулся и ударился о дерево правой ногой. Подняться сам он не может, так как испытывает сильную боль в области ½ голени. При осмотре вы увидели патологическую подвижность в области травмы и укорочение больной ноги».

Подумайте и покажите на своем товарище правила оказания неотложной помощи в данной ситуации. Дайте объяснения в письменной форме, почему вы выбрали именно этот метод.

Время на обсуждение и письменный ответ – 5 минут, на оказание помощи – 4 минуты.

Слайд 8. Четвертое практическое задание (см. приложение 2).

«Два друга попали в железнодорожную аварию, после крушения один из них смог выбраться из вагона и вытащить своего друга через разбитое окно, в результате он получил глубокий порез в области нижней трети бедра. Из раны начала струиться кровь очень сильной прерывистой струей ярко-красного цвета».

Подумайте и покажите на своем товарище правила оказания неотложной помощи в данной ситуации. Дайте объяснения в письменной форме, почему вы выбрали именно этот метод.

Время на обсуждение и письменный ответ – 5 минут, на оказание помощи 0,5 – 1 минута.

Слайд 9. Пятое практическое задание (см. приложение 2).

«Во время гололедицы один из пешеходов упал на тротуар. При объективном осмотре вы обнаружили укорочение правой верхней конечности и патологическую подвижность в области ½ плеча. Больной жалуется на сильную боль в руке».

Подумайте и покажите на своем товарище правила оказания неотложной помощи в данной ситуации. Дайте объяснения в письменной форме, почему вы выбрали именно этот метод.

Время на обсуждение и письменный ответ – 3 минуты, на оказание помощи – 4 минуты.

Слайд 10. На экране появляется фотография Бабы Яги.

Федот:

«Ай да бабка! Ай да спец!
Вот и хлопотам конец!
Хоть вынай тебя из ступы –
Да министром во дворец!» (1)

Баба Яга:

«Я – фольклорный элемент,
У меня есть документ.
Я вообще могу отседа
Улететь в любой момент!» (1)
Потому меня министром
Назначать, резону нет.
Вот студенты молодцы!
Хоть на вид они просты,
Но серьезны и умны!
Подсчитай ка скоко баллов
Заработали они!
Да прибавь им за старанье,
Артистичность, скромность, труд,
Потому как весь их смысел
«Исключительно в уму!..» (1)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  1. Подведение общих итогов и анализ ошибок (см. приложение 2).
  2. Рефлексия (см. приложение 2).
  3. Домашнее задание: подготовить презентацию по правилам оказания неотложной помощи при кровотечениях и переломах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Филатов Леонид. Любовь к трем апельсинам. Сказки. Повести. Пародии. Киносценарии. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  2. Фролов М. П. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для студентов учебных заведений среднего профессионального образования – М: Просвещения, 2003.

Фото с сайта

  1. yandex.ru

Презентация – приложение 1.