Проблема снижения мотивации к учению обучающихся ОУ и пути ее решения через сохранение психического и физического здоровья учителя

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Данная тема обусловлена актуальностью проблемы. Повышение эффективности обучения в условиях непрерывного повышения напряжённости воспитательно-образовательного процесса сопряжено с увеличением нервных срывов, нарушением поведения, переутомлением, снижением интереса к обучению и ухудшением здоровья обучающихся.

Анализ проведённых исследований по изучению психологического комфорта учащихся на уроке, посещённых уроков, наблюдений за работой учащихся в различных учебных ситуациях, трудностей, с которыми обращаются обучающиеся и их родители на индивидуальные консультации свидетельствует об обострении противоречий между системой обучения и потребностями занимающихся. Природные потребности детей – в развитии, взрослении и свободе выбора средств их удовлетворения в процессе школьного обучения не выполняются!

Не всегда обращение педагога к психологу связано с желанием установить доброжелательные взаимоотношения с ребёнком, решить учебные проблемы и создать условия для успешного его продвижения в процессе школьного обучения. До сих пор, ребёнку навязываются присущие ему возрастные психологические или индивидуальные особенности независимо от направленности педагогического процесса, в котором он формируется и специфики общения учителя с ребёнком. Педагогический процесс по своей направленности остаётся авторитарным.

Учебная деятельность не является только личным делом ребёнка или его родителей, - она является, вместе с тем, и делом общественным. Качество обучения учащихся напрямую зависит от личности учителя, прежде всего его, профессионально-педагогической направленности, ценностных ориентаций, нравственных убеждений и мотивов работы. Учитель закладывает в сознание учащихся причины, а следствием будет вся жизнь.

Педагог — активный субъект и значимый ресурс развития образования, фактор воспитания культуры здоровья ученика, формирования у него осознанного и бережного отношения к своему здоровью как базовой жизненной ценности, как условию качества обучения и успешной самореализации.

Умение позитивно мотивировать стремление учащихся к познанию и самообразованию является основным критерием, по которому определяется мастерство педагога. Если у школьника не воспитаны познавательные интересы, если он учится по внешнему принуждению и не видит общественного смысла в своей учебной деятельности, его знания оказываются формальными, чуждыми его личности и сознанию.

И если педагог не понимает истинных мотивов школьника, реагирует лишь на результат его деятельности, то между ребёнком и взрослым, как правило, возникает «смысловой барьер».

Многие учителя имеют высокий профессионализм, дают глубокие знания учащимся и эти знания действительно подтверждаются на конкретных работах. Но этих результатов они добиваются очень дорогой ценой, ставя учеников в условия сильного прессинга, авторитарного воздействия, психологического дискомфорта. Различные «коммуникативные техники», педагогические «приёмы» играют здесь главным образом вспомогательную роль, отвлекая подсознание ученика для более качественного моделирования.

Поэтому познавательный темп школьников замедлен, качество знаний страдает, возникают трудности в их усвоении, гаснет мотив учения, и возникает у детей неприязнь к школе, учителю, истощение интеллектуальных и физических сил.

Личностная или ситуативная тревожность, психологический дискомфорт в условиях учебной деятельности, конфликтность мотивационной сферы – критериальные показатели дезадаптации школьников в условиях обучения.

Позиция учителя - наиболее распространённая причина снижения мотивации к учению школьников и их дезадаптации в школьной среде. С позицией учителя связаны самые различные барьеры взаимодействия между учителем и учащимися. Причин может быть много:

  • директивный подавляющий стиль,
  • высокомерие учителя, демонстрация своего интеллектуального превосходства,
  • неспособность учителя к компромиссу в оценке знаний и поступков учащихся,
  • несправедливость учителя (выставление оценок за неподготовленность к занятиям без учёта причин того),
  • необоснованные отметки за знания,
  • чрезмерность умственных нагрузок,
  • стойкое отсутствие хороших оценок за знания,
  • методические изъяны в работе учителя (непонятное объяснение, бессистемное изложение и пр.),
  • строгий опрос при слабом объяснении материала,
  • использование детских методов дисциплинирования,
  • отсутствие эмоционального контакта в общении с ними,
  • нежелание учитывать возрастные особенности ребят и особенности класса.
  • и т.д.

Психологический дискомфорт – внутреннее напряжённое состояние организма, сопровождающееся резким снижением активности и инициативы, а в наиболее острых случаях – невротическими реакциями. Полезная энергия тратится не на решение учебно-познавательной задачи, а на борьбу со своей эмоциональной напряжённостью. Принуждение в учении – главная болезнь!

Мы исходим из того, что у педагога и психолога есть общая цель - ребёнок, его благополучие и развитие. Без взаимного обмена информацией всех субъектов образовательного процесса, ни педагог, ни психолог не могут грамотно помочь школьнику, испытывающему те или иные трудности в обучении.

Пора нам задуматься над тем, чтобы педагогический процесс не вредил психике и здоровью детей…

В изменении направленности педагогического процесса в сторону гуманно-личностного, в повышении уровня самосознания педагога, мы видим хорошие возможности повышения учебно-познавательной активности обучающихся естественным путём. В совместном сотрудничестве и профессиональной ответственности за результаты своей работы на всех этапах взаимодействия: от анализа конкретного опыта через рефлексию и проблематизацию к постановке целей и задач профессионального и личностного развития и к их реализации, мы ищем пути к удовлетворению потребностей обучающихся, эффективности школьного обучения в целом.

Пора нам задуматься, какие основные принципы и методы должны обсуждаться с основательностью и без предвзятости?

Во-первых, мы, прежде всего, должны ответить на вопрос: «Что делает жизнь ценной? К чему мы сами стремимся?

Ответить каждому из нас самому себе, чтобы выяснить, к чему мы должны вести ребёнка, как повысить качество его обучения, мотивацию к учебно-познавательной активности и самостроительству своей личности.

Во-вторых, необходимо понять свою профессионально-педагогическую направленность, свои ценностные ориентации, нравственные убеждения и мотивы своей работы.

Мы понимаем, что без осуществления воздействия на собственное сознание, педагог очень часто оказывается неспособным даже к осмыслению того, что его влияние на учеников (как и других людей) обусловлено его собственными качествами, жизненной концепцией, миропониманием. Если ценностями педагога становится то, что вступает в противоречие с содержанием и направленностью образования, возникает эффект неадекватности его действий.

На профессиональные слагаемые здоровья учителя оказывают влияние его физическое состояние, психоэмоциональное благополучие, профессиональная среда (объем деятельности, режим работы школы, отношения с администрацией, коллегами, обучающимися и их родителями), а также образ жизни (любовь к профессии или случайный выбор, вредные привычки или здоровый образ жизни, активность или пассивность, оптимизм или пессимизм).

Учителю необходимо стремиться стать носителем здорового образа жизни, управленцем развивающей деятельности школьника и самого себя, проектировщиком и конструктором условий и средств нормального развития ребёнка. А для этого, он должен обладать рядом качеств, в том числе: профессионализмом и компетентностью.

Профессиональный рост учителя — это самостоятельное (самообразование и самоуправление) и в тоже время, управляемое на рациональном (осознанном) уровнях «нарастание» разнообразия стереотипов, социальных установок, способов анализа и деятельности, необходимых для решения разнообразных педагогических задач и ситуаций.

Результаты диагностических исследований – не самоцель, а обеспечение и сопровождение педагогической деятельности, повод взглянуть на себя извне, для анализа затруднений, осмысления неудач и их причин. Рефлексия, самоанализ педагогической деятельности – источник и фундаментальный механизм развития самосознания педагога.

У педагога, имеющего положительное самовосприятие, ученики всегда имеют позитивную самооценку и успехи в любой деятельности. В такой обстановке здоровье детей находятся в норме, нет отклонений и в учебно-познавательной активности. Успешный жизненный путь детей – индикатор наших (взрослых) достоинств и успехов!

Мы уверенны, что любая школа может построить свою работу так, чтобы способствовать сохранению здоровья учителя и как следствие, ученика, содействовать повышению его мотивации к учению?

Кроме того, формирование готовности учителя к решению задачи сохранения и развития здоровья школьников как задачи педагогической мы понимаем как тактичную, целенаправленную, гибкую, корректную перестройку валеоценностных установок учителя; овладение им новыми профессиональными компетенциями, необходимые для сохранения и развития здоровья школьников и направленные на устранение противоречия между профессиональными ценностями традиционной системы обучения и новым содержанием образования. К ним мы отнесли знания об основах здоровья личности, способах его сохранения и развития, владение высокой коммуникативной культурой, толерантностью, технологиями личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающей деятельности. Ключевой профессиональной компетенцией мы определили отношение учителя к здоровью школьника и своему как приоритетной личностной ценности.

Психологический комфорт, хорошее самочувствие и работоспособность, учебно-познавательная активность и удовлетворённость процессом познания на уроке, темп роста учащихся – обратная связь для учителя, мерило его профессионализма, насколько он успешно учитывает индивидуальные психофизиологические особенности и возможности обучающихся, использует здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.