Мультимедийные технологии в формировании счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


У детей уже в раннем возрасте замечаем самые первые проявления способностей - склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость. Чем больше малыш занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а процесс. Ребенку нравится не нарисовать картинку, а просто рисовать; не построить домик, а строить его. И все-таки наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. Так, за первые три года жизни ребенок осваивает основные движения и предметные действия, у него формируется активная речь. Способности делятся на общие и специальные, т.е, общими являются, память ребенка, его наблюдательность, воображение., а специальные это музыкальный слух, склонность к изобразительной деятельности. Эти достижения раннего детства мы продолжают развивать и дальше в дошкольном возрасте. Общие способности составляют две группы - познавательные и практические. Формирование познавательных включено в становление образных форм познания действительности: восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, т.е. в создание образного фундамента интеллекта.

К познавательным способностям относят: в первую очередь сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности наиболее интенсивно формируются с 3-4 лет. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и учатся систематизировать их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм.

Для более эффективного развития интеллектуальных способностей мы используем метод наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели используем план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться. Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например стол - кружком, а шкаф - прямоугольником.

Специальные особенности - это музыкальный слух, склонность к изобразительной деятельности, литературе.

Уже с раннего детства родители могут заметить, как ребенок тяготеет к рисованию или музыки, или еще какие – либо у него проявления существуют. Иногда дети начинают петь и мы говорим, вот будущей певец растет.

Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка. В своей работе мы включаем дошкольников во все виды деятельности, ролевые игры, конструирование, труд и т.д. Все они имеют совместный, коллективный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего организаторских. Для того, чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, детям необходим целый ряд умений - постановка цели, планирование содержания, выбор средств для достижения цели, соотнесение полученного результата с предполагаемым; распределение обязанностей в соответствии с возможностями и интересами каждого, контроль за соблюдением правил, умения решать спорные вопросы без вмешательства взрослого, оценивать отношения сверстников к порученному делу.

Так же имеет огромное значение и индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его способности. Дети, выполняя усложненные задания сами справляются с поставленной задачей, улучшая тем самым свою самооценку. В работе с такими детьми применяем различные головоломки, ребусы, шарады, составляем кроссворды.

Для формирования способностей к воображению и фантазии, мы применяем сказкотерапию, художественные рисунки детей, в этом возрасте самые благоприятные условия для их развития. В любых специальных способностях включается эмоциональная окраска и восприятие окружающих.

Итак, способности - это индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. Способности облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков