Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Обобщить знания об имени прилагательном как части речи.
  • Развивать орфографическую зоркость, умение точно употреблять имена прилагательные в речи, определять их число и род.
  • Воспитывать эстетическое восприятие через слово, музыку, живопись.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, магнитофон, СD “Шум моря”, портрет и репродукции картин художника И.Айвазовского, толковые словари русского языка, тесты “Замок”, схемы словосочетаний, карточки с дифференцированными заданиями, текст для самостоятельной работы.

Ход урока

1. Приветствие.

Ребята, сегодня на уроке русского языка много гостей. Давайте поприветствуем их.

Стих. (читает ученик)

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
-Доброе утро!
Доброе утро
Солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Доброе утро
Длится до вечера.

2. Психологический настрой.

Я рада, что у вас прекрасное весеннее настроение. С каждым днём всё ближе лето – пора отпусков и каникул.

- Как вы думаете, где больше всего любят отдыхать ребята нашего класса?

Просмотр слайд-шоу с фотографиями детей о летнем отдыхе.

- Конечно же, вы любите отдыхать на природе: в лесу, у моря, у речки...

Сегодня мы с вами будем говорить о море. Все наши задания будут связаны с морской лексикой. Мы завершили изучение раздела об имени прилагательном, нам предстоит обобщить полученные знания.

Чтение сказки о волне. (Музыкальное сопровождение “Шум моря”).

Вы, наверное, узнали эту сказку, с которой мы знакомились на уроке изобразительного искусства во 2 классе.

- О каком художнике шла речь?

- Иван Константинович Айвазовский.

- Как называют художника, который пишет море?

- Маринист.

Кто помнит, как называется самая знаменитая картина Айвазовского?

- “Девятый вал”

- А мне очень нравится вот эта картина. Она называется “Черное море” (показ иллюстраций картин).

3. Минутка чистописания.

МмМ мМм ЛлЛ лЛл

Напишите у себя в тетрадях, как играют волны, плавно поднимаясь и опускаясь.

Море, морские, моряк.

- Прочитайте слова. Какие это слова? (однокоренные)

- Назовите проверочное слово (море).

- Какая безударная гласная в словах? (о)

- Запишите слова, обозначьте орфограммы.

- Есть ли среди этих слов имя прилагательное?

- Разберите это слово по составу.

- Какие ещё однокоренные слова можно образовать?

(заморские, мореходный, мореплавательный...)

- Как образованы эти слова?

Вывод: Итак, обобщаем, делаем вывод: как образуются имена прилагательные?

4. Актуализация знаний об именах прилагательных.

- Как отличить имена прилагательные от других частей речи?

Рассказы детей по схеме и по таблице об имени прилагательном.

- Что такое имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

- Что обозначают?

- Какую роль играют в нашей речи?

Прилагательные - украшение нашей речи. Они нужны для уточнения имен существительных, чтобы точно, ясно, ярко, выразительно, живописно выражать свою мысль.

- Какие грамматические признаки, мы определяем у имен прилагательных?

- С какой частью речи связано имя прилагательное?

- Что значит - связано, согласовано?

- С какими орфограммами мы познакомились при изучении имен прилагательных?

Вывод.

5. Знакомство с новым словом.

Работа у доски.

- При выполнении следующих заданий вы должны вспомнить все орфограммы.

- Послушайте предложение.

Дует горько-солёный бриз.

- Какое новое слово вам встретилось? Бриз

- Дайте объяснение. При затруднении обратитесь к толковому словарю, найдите лексическое значение этого слова.

Бриз - слабый береговой ветер, дующий днём с моря на сушу, а ночью с суши на море.

- Запишите предложение, подчеркните прилагательное, выделите окончание и обозначьте орфограммы. Образуйте словосочетания с новым словом по схеме:

Выделите окончания, определите число и род прилагательных. Что вы заметили?

Вывод.

6. Упражнения в определении рода и числа имен прилагательных.

Письмо под диктовку. Объяснение орфограмм.

Тёмно-синее море выбросило на ярко-жёлтый песок красивую розовую раковину.

Подчеркните прилагательные, выделите окончания, обозначьте орфограммы в окончаниях.

7. Физкультминутка.

Игра “Море волнуется”.

Разминка для глаз. Волны.

8. Самостоятельная работа по карточкам с дифференцированными заданиями.

У каждого на парте карточка.

Ребята, прочитайте карточку, выберите себе задание. Самостоятельная работа длится, пока звучит музыка (3-4 минуты). Как только музыка прекращается, меняемся карточками с соседом и проверяем друг у друга.

9. Твоческая работа.

На экране записан текст. Вместо имен прилагательных карточки - морские волны. Добавьте по одному прилагательному из предложенных слов или подберите свои слова, запишите текст в тетрадях.

чистый изумрудная
На берегу тёплый песок и сочная трава.
жёлтый зелёная

 

каменная
Вдали старинная крепость.
таинственная

 

удивительному
Мы садимся в шлюпку и плывём к незнакомому острову.
чудесному

10. Тест “Замок”. Самопроверка.

В заключение я предлагаю вам закрасить камни башни с правильными ответами.

- Первый ряд камней под крышей:

  • выделите окончания имен прилагательных мужского рода.

- Второй ряд камней:

  • выделите окончание имени прилагательного в словосочетании зимним утром

- Третий ряд камней:

  • выделите окончания имен прилагательных женского рода.

- Четвёртый ряд камней:

  • выделите окончание имени прилагательного в словосочетании в синей воде.

- Пятый ряд камней:

  • выделите окончания имен прилагательных среднего рода.

Проверка по образцу учителя.

Тесты остаются у детей на память.

 11. Домашнее задание.

Творческое задание на выбор № 248 в учебнике. Прочитайте текст про себя. Ваша задача: дополнить текст именами прилагательными или сочинить свою сказку.

12. Рефлексия. Оценивание.

- Над какой частью речи мы работали на уроке?

- Какие задания вызвали у вас наибольший интерес?

- Оцените свою деятельность. Изменилось ли ваше настроение?

- Кто у нас сегодня очень активно работал? Кого бы вы отметили?