Чтение отрывка из книги Э.Успенского "Крокодил Гена и его друзья". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели и задачи урока:

Образовательные: познакомить с биографией Эдуарда Успенского, с его произведением "Крокодил Гена и его друзья", продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью.

Развивающие: развивать устную речь учащихся, развивать образное и логическое мышление, развивать артикуляционный аппарат, обобщать.

Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения, воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока, постановка цели.
  3. Подготовительная работа.
    3.1. Сообщение о жизни и творчестве писателя.
    3.2. Выставка книг.
    3.3. Речевая разминка.
  4. Чтение произведения по частям.
  5. Физкультминутка.
  6. Работа над планом отрывка.
  7. Резерв (кроссворд).
  8. Итог урока.
  9. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока, постановка цели.

– Откройте учебник на странице 59. На иллюстрации художник нарисовал героев книги. Кто узнал их? Из какого произведения эти герои? Кто написал? Давайте прочитаем.

– Сегодня мы будем читать отрывок из книги Эдуарда Успенского о том, как Гена, Чебурашка и их друзья строили Дом Дружбы.

3. Подготовительная работа.

3.1. Сообщение о жизни и творчестве писателя. (Приложение 1).

– Что вы знаете о писателе Эдуарде Успенском?

– Эдуард Николаевич Успенский родился в 1937 году. Творческий путь начинал как юморист. Как вы понимаете это слово?

– В детскую литературу попал случайно. Э. Успенский выступал как автор сценариев мультфильмов. Огромную известность принесла ему повесть Крокодил Гена и его друзья", которая была опубликована в 1966 году. Её герои, Крокодил Гена и Чебурашка, живут в мультфильмах уже несколько десятилетий. Такой же успех выпал на долю приключений друзей из Простоквашино – Дяди Фёдора, Шарика и Матроскина.

3.2. Выставка книг.

– Я приготовила вам книги Эдуарда Успенского, которые вы можете взять в библиотеке и прочитать...

3.3. Речевая разминка.

– Прежде чем вы приступите к чтению отрывка, выполним несколько несложных упражнений, чтобы читать быстро и правильно.

– прочитаем слоговую таблицу хором один раз.

Ра-ро-ро-ра – начинается игра.
Жа-за-су-зу – мы поймали стрекозу.
Во-ви-вы-ва – в лесу выросла трава.

– Поработаем со скороговоркой.

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

– Вспоминаем правила разучивания скороговорок. Первый раз читаем медленно, второй раз со средней скоростью, затем три раза быстро.

4. Чтение произведения по частям.

4.1. Чтение 1 части.

– Как зовут героя, который мешал строительству Домика Дружбы? (Старуха Шапокляк.)

– Почему строительство продвигалось так медленно? (Строили только три героя.)

– Что предложил сделать Гена, чтобы строительство шло быстрее? (Он сказал, что обязательно нужны помощники.)

– Для кого строили дом? (Дом строили для тех, кто хотел подружиться.)

4.2. Чтение 2 части.

– Кто пришёл помогать строить дом? (Жирафа Анюта, обезьянка Мария Францевна, двоечник Дима и Маруся.)

– Почему они пришли помогать? (У них не было друзей.)

– Как вы думаете, почему у этих героев не было друзей?

5. Физкультминутка.

4.3. Чтение 3 части.

– Как вы понимаете выражение "Дом рос не по дням, а по часам"?

– Что такое разногласия? Прочитаем выписку из словаря. (Приложение 2).

– Как вы понимаете слово долговязый? прочитаем.

– В какой цвет решили выкрасить дом?

– Какой выход из положения нашёл Чебурашка? (Чебурашка предложил каждому выбрать свою стенку и покрасить её так, как хочется.)

– Каким тогда получится домик? (Разноцветным.)

4.4. Чтение 4 части учителем.

– Кто красил стену в этот цвет? А в этот? (Учитель показывает листы бумаги, раскрашенные в зелёный цвет, коричневый, жёлтый с чёрными пятнами, разноцветный).

– Попробуем собрать домик.

– Почему, когда домик был наконец готов, Галя сказала: "А теперь нам пора за работу?" (Надо было записать всех, кому нужны были друзья).

– Почему никто не хотел записываться? (Они уже подружились).

– Что устроили в домике?

– Что такое клуб?

– Где стал жить Чебурашка? (Чебурашка стал жить в детском саду.)

6. Работа над планом отрывка.

– А сейчас у вас сложная работа. Нужно подумать и вспомнить в каком порядке происходили события в этом произведении.

Прочитаем пункты плана. (Приложение 3).

4. Чебурашке приходит отличная идея.
1. Строительство продвигается очень медленно.
3. Споры о цвете домика.
2. К друзьям присоединяются новые строители.
5. Все уже подружились.

– Какое событие произошло раньше других? Что произошло дальше?

7. Резерв (кроссворд).

– А теперь разгадаем кроссворд.

1) Подруга крокодила Гены и Чебурашки.
2) Самый маленький герой этого произведения.
3) Кто из героев брал фонарь в зубы и освещал строительную площадку?
4) Эта героиня была слишком уж тихой и незаметной.

– Какое слово получилось?

8. Итог урока.

– Поднимите руки, кому понравился отрывок из произведения Э.Успенского?

– Что вам понравилось больше всего?

– Как вы думаете, почему такое нелёгкое дело оказалось для наших героев привлекательным?

9. Домашнее задание.

– Нарисуйте Домик Дружбы, каким вы его себе представляете. Раскрасьте домик в свои любимые цвета.