Чувство жизни как подъемная сила

Разделы: Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цели: сориентировать учащихся в таких понятиях, как самопознание и целеполагание, провести самоанализ личности; дать некоторые советы по работе над самопознанием.

Задачи: подготовка учащихся к взрослой самостоятельной жизни, раскрытие своих потенциальных возможностей.

Для того чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того чтобы знать это, ему надо понимать, что такое он сам и тот мир, среди которого он живет. (Л.Н. Толстой)

(слайд 2, музыка Din Martin)

Самопознание и целеполагание

(слайд 3)

Подобное сочетание слов преднамеренно. Как признают многие авторитеты, целевое самопознание является изначальным условием проявления мудрости.

Насколько справедливо подобное утверждение?

Встроенность человека в социальное пространство обусловливает его психологическую ориентацию на мнение людей и их оценку своих реальных действий. Он как бы живет с постоянно повернутой головой в сторону других. Такое поведение обусловлено существующими в обществе моралью и законами. Прав был Н.А.Бердяев, когда в книге “Самопознание” писал, что самое трудное для нас — это обладать правом собственного отношения к другим людям, иметь свою точку зрения, мыслить по-своему. Отношение человека к человеку, писал он, производно и зависит от отношения к самому себе.

В ортобиотике самопознание выступает в качестве одного из проявлений актуализации интереса человека к самому себе, обострения у него потребности в осмыслении собственной жизни.

Это, в свою очередь, обусловливает необходимость выстраивания разумного образа жизни. Обратите внимание, что люди, относящиеся с уважением к самим себе, являются устойчивыми оптимистами. Они сознательно используют свои способности и обретенные знания, опыт, профессионализм для достижения поставленных перед собой целей.

Обобщая результаты своих многолетних психоаналитических исследований, З.Фрейд сделал примечательный вывод: причину значительного числа психических заболеваний можно объяснить отсутствием у этих людей больших целей. Таким образом, известный психоаналитик признает факт непосредственной взаимосвязи между состоянием здоровья людей и наличием у них ярких и перспективных целей.

И это весьма логично! Процедура поиска подобных целей, их обоснование на предмет реальности достижения, прогнозирование промежуточных результатов в процессе продвижения к ним — все это вызывает положительное эмоциональное возбуждение и эффект умственного напряжения, оказывающие стимулирующее воздействие на внутренние механизмы человеческого организма. В итоге у личности формируется полновесное ощущение чувства жизни, которое помогает ей преодолевать барьеры, возникающие на пути к цели, и получать удовольствие, достигнув финиша.

Сказанное позволяет сделать два вывода, имеющих сугубо практическое значение.

Во-первых, самопознание обусловлено тем, насколько объективно человек ориентируется в людях, знает их интересы и мотивы поведения, понимает их личностное отношение к конкретным проблемам жизни. Подобная информация нужна для более четкого осознания, в чем отличия и совпадения собственных интересов и мотивов поведения, личностного восприятия конкретных жизненных проблем и интересов и мотивов окружающих нас людей.

Во-вторых, самопознание человека определяется характером и масштабностью его жизненных целей. Каков их нравственный заряд? Насколько честна технология их достижения? Каково предназначение полученных результатов? Откровенные ответы на эти вопросы своеобразный тест, с помощью которого можно разобраться в самом себе. У М.М.Бахтина есть выражение: единицей анализа текста является “высказывание как смысловое целое”. Несколько перефразируя его. отметим, что единицей самоанализа личности можно признать ее откровенные ответы на поставленные вопросы, способность сделать достойные корректировки в своих мыслежеланиях. (слайд 4)

Для упражнения в самопознании воспользуемся тестом.

Сделай мне подарок, и я скажу тебе, кто ты

Подарок легче выбрать, если знаешь вкус того, кому он предназначен. Однако подарок выявляет и наш собственный вкус. И не только вкус, но и особенности характера. Ответьте на вопросы этого теста, подсчитайте очки и сравните выводы с вашим представлением о себе. (слайд 5 – 15, музыка Дидюля “Полёт на Меркурий”)

1. Вкладываете ли вы в подарок особый смысл?

(Да 5 баллов; не всегда 4 балла; нет 3 балла.)

2. Долго ли вы раздумываете перед тем как выбрать подарок?

(Да 5 баллов; иногда — 4 балла; нет 3 балла.)

3. Предпочитаете ли вы дарить подарки по предварительной договоренности?

(Да 5 баллов; иногда 4 балла; почти всегда 3 балла.)

4. Считаете ли вы, что подарок прежде всего должен быть практичным?

(Да — 3 балла; иногда 4 балла; нет — 5 баллов.)

5. Придерживаетесь ли вы мнения, что лучше преподнести один солидный подарок, чем несколько маленьких?

(Да 5 баллов; иногда — 4 балла; нет 3 балла.)

6. Заботитесь ли вы о том, чтобы подарок обязательно напоминал о вас?

(Да 3 балла; не всегда — 4 балла; нет — 5 баллов.)

7. Считаете ли вы, что качество и цена подарка решающие моменты при его выборе?

(Да 3 балла; в некоторых случаях 4 балла; нет — 5 баллов.)

8. Думаете ли вы, что подарки обязывают?

(Да — 3 балла; нет 5 баллов; зависит от обстоятельств — 4 балла.)

9. Случается ли вам выбирать подарок с таким расчетом, чтобы он пригодился и вам?

(Да — 3 балла; иногда — 4 балла; нет 5 баллов.)

10. Согласны ли вы с мнением, что небольшие подарки поддерживают дружбу, а крупные обязывают?

(Да — 3 балла; не принимаю это во внимание — 4 балла; нет 5 баллов.)

Подведем итог.

30 — 36 баллов. Вы уважаете традиции, в вашей жизни все должно быть стабильным и постоянным. На вас могут положиться и близкие, и друзья, и коллеги по работе.

37 — 43 балла. Вы стараетесь быть лучше остальных (или по крайней ме-ре так выглядеть). Боитесь проявлять свои слабости, поэтому на многих производите впечатление холодного человека. А это совсем не так.

Больше 44 баллов. Ваша мечта — угадать сокровенные желания близких и друзей. Главное для вас помогать им во всем и понять их. Вы не ждете благодарности или ответной услуги.

Информативный банк самопознания. (слайд 16)

Для реализации самопознания имеется множество подходов и методик. Например, можно воспользоваться рекомендациями психолога Юнга об интровертных и экстравертных типах личности. Знание их характеристик поможет вам самому определить, к какому психологическому типу вы принадлежите. Если в ваших мыслях и действиях преобладает ориентация на самого себя, вы как бы обращены вовнутрь, замкнуты по натуре, то это дает основания отнести себя к интровертному типу личности. Если вы весь в движении к людям, скажем, охотно даете деньги взаймы, то можно смело говорить о вашей экстравертности.

Самопознание — это интереснейшая работа. Писатель-фантаст К.Саймак писал: “Мы не знаем, каких способностей нам не хватает, и не страдаем от своей бедности именно потому, что просто не в силах вообразить себя иными, одаренными щедрее”. Подобная самоуничижительность основательно сидит во многих людях. Особенно в тех, кто вышел из детских домов, авторитарных семей, у кого гипертрофированное чувство коллективизма. Заниженная самооценка нередко является для личности субъективной преградой. Такой человек постоянно живет с отложенной перспективой своего профессионального или гражданского взлета. Ему кажется, что он еще не готов к серьезным поступкам или не наступило время для их свершения. С годами “души прекрасные порывы” ослабевают и усиливается состояние неуверенности, а порой и ложной скромности. А теперь проверьте себя на предмет самостоятельности и самообладания, обратившись к тесту. (слайд 17,18, музыка Inna)

Умеете ли вы ориентироваться в любой ситуации?

1. Вы заблудились летом в лесу. Достаточно ли у вас познаний, чтобы выйти на правильную дорогу или хотя бы продержаться пару дней, не имея с собой запасов еды?

2. Вы попали на необитаемый остров. Станете ли вы осматривать его весь, прежде чем искать место для ночлега?

3. Вы идете с товарищем по улице. Прямо на вас несется на большой скорости автомобиль. Ваш товарищ бросается влево. Побежите ли вы в ту же сторону?

4. Вам надо уходить, а вы не можете найти ключи. Попробуете ли вы еще раз спокойно подумать, где они могут быть?

5. Вы хорошо ориентируетесь на местности в темноте?

6. Любите ли исследовать незнакомые места?

7. Легко ли разгадываете задачи на сообразительность?

8. Вам нравится находиться на природе в одиночестве?

9. В критической ситуации вы быстро принимаете решение?

А теперь зачисляйте себе по 1 баллу за каждый положительный ответ.

1- 3 балла. Вам нельзя гулять в лесу в одиночку. Вы крайне несамостоятельный человек. Вы не интересуетесь ничем, что могло бы вам быть полезно в житейских делах. Предпочитаете, чтобы принимали решения и брали ответственность на себя другие. Вряд ли с таким характером у вас будет много друзей.

3 — 8 баллов. Вы достаточно сообразительны, чтобы даже в трудных ситуациях не попадать впросак. Ошибки, которые вы допускаете, можно связать скорее не с вашим неумен нем ориентироваться или незнанием чего-то, а невнимательностью или нежеланием в данный момент хорошо подумать.

8 — 9 баллов. Вы человек, который не пропадет даже на Северном полюсе. Вы любите экстремальные ситуации намного больше, чем спокойную жизнь, потому что в трудных условиях есть возможность потренироваться в быстроте и правильности реакции. Вам больше всего подходит профессия геолога, следователя, каскадера; в старые времена такие люди становились первопроходцами.

Многое о самом себе может сказать рассмотрение своего лица или своего стиля одежды. Чарльз Дарвин и П.Блонский, независимо друг от друга, в разные времена и в разных странах, утверждали, что мимика лица (морщины, складки лба, движение бровей, ноздрей, носа, губ и нижней части челюсти) достаточно характерно отражает индивидуальные склонности человека.

Психолог М.Люшер определил четыре стиля одежды: традиционный, оригинальный, классический, новомодный. За каждым выбором человеком стиля одежды просматриваются его психологические характеристики: классический — скромность, консерватизм; новомодный — честолюбие и амбициозность.

Американский психолог В.Шварц пришел к выводу, что выбор цвета автомобиля также обусловлен психологическими качествами людей. Так, черный цвет выбирают солидные деловые люди; серый самолюбивые; коричневый — отцы большого семейства; синий уравновешенные по характеру; желтый и красный — оптимисты, счастливые; белый — консерваторы; зеленый — любители природы.

Весьма интересную классификацию, основанную на опыте целителей древности, предлагает врач-психолог Г.Самуэльян. Оказывается всех людей можно разделить на типы по принципу пяти стихий. Каждому из типов подходят свои факторы внешней среды, одежда и питание, а также рекомендации, как избавиться от недугов или дурных привычек.

Худых, молчаливых, с неуклюжими движениями, послушных, неуверенных, но склонных к педантизму причисляли к так называемому типу “холод” (стихия Вода). Такие люди наиболее часто страдают гипотонией, малокровием, расстройствами желудочно-кишечного тракта и половой сферы. Вот почему им следует носить, скажем, свитер из собачьей шерсти и употреблять пищу, содержащую “теплые” элементы: мед, клубнику. (слайд 19)

Люди, соответствующие типу “сухость” (стихия — Металл), как правило, сухощавые, эгоцентричные, зачастую с недостатком юмора. Чаще всего они заядлые курильщики, страдающие хроническими заболеваниями легких. Им в сочетании с дыхательными упражнениями нужно включать в рацион питания репу и сыр. (слайд 20)

Стройная фигура, прямая осанка, подвижная мимика и выразительная жестикуляция — черты человека, относящегося к типу “жара” (стихия — Огонь). Такие люди оптимистичны, активны, любят работу, однако зачастую беспокойны, быстро и много говорят и неуравновешенно мыслят. Они — прирожденные распорядители. Повышенный кровоток и сильный пульс нередко приводят к нарушениям функции щитовидной железы, сердечно - сосудистым заболеваниям, нарушениям сна. В холодное время года им нужно тепло одеваться, отдавая предпочтение одежде из легких синтетических тканей, и побольше есть смородины и клюквы. Не помешает и стаканчик сухого вина. (слайд 21)

К типу “сырость” (стихия — Земля) относятся бледные, бесцветные, с сальной, плохо снабжаемой кровью кожей. Их отличают одутловатое лицо, усталое выражение глаз, тяжелые движения, угрюмость и депрессивность. Нередко такие люди склонны к гипотонии, нарушению пищеварения, расстройству гормонального баланса, отекам и варикозным узлам. Для них нежелательны сырая погода и длительное пребывание во влажных помещениях. Из пищи следует исключить сладости, в умеренных количествах употреблять кофе, мед и мясо птицы. (слайд 22)

И, наконец, для людей, соответствующих типу “ветер” (стихия Дерево), (слайд 23)

характерны болезни, внезапно возникающие и быстро распространяющиеся: невралгии, колики, ревматизмы, болезни суставов, аллергии. Вместе с тем внешне это атлетически сложенные люди, по выражению лица и манере держаться прирожденные предприниматели. Чувствительные к сквознякам и ветру, они часто простужаются. Вместе с процедурами закаливания им следует отказаться от горьких, кислых и острых блюд, алкогольных напитков, заменив их на всевозможные крупы и картофель.

Людей, относящихся только к одному из типов, не бывает. Чаще всего человек совмещает их отдельные признаки. (слайд 24, музыка Din Martin)

Рано или поздно многие люди приходят к пониманию полезности самопознания одной из глубинных потребностей человека.