Исследовательская деятельность в образовательном пространстве музея "Зеркало истории"

Разделы: Внеклассная работа


Слайд

Школьный музей – отраженье истории,
Зеркало судеб, летописец их дней.
Пусть открывает страницы он новые,
Школа ведь вечна, и вечен музей.

С. Филипченкова

В процессе исследовательской деятельности в образовательном пространстве музея «Зеркало истории» учащиеся нашего лицея овладевают различными приёмами и навыками краеведческой и музейной деятельности.

Наш музей, находя новые темы поиска, зажигает души ребят, лично задевает каждого.

Слайд

Одна из экспозиций музея посвящена выпускникам лицея, погибшим в Афганистане и Чечне.

Слайд

8 мая 2009 года в лицее была торжественно открыта мемориальная доска с именами выпускников, погибших в «горячих точках». Их четверо: сержант Геннадий Вдовин (1961-1982), погиб в Афганистане, рядовой Юрий Савельев (1963-1996), ефрейтор Виктор Михайлов (1978-2000), полковник Владимир Алексеев (1960-2006) – погибли в Чечне.

Слайд

Фотографии, письма, присланные из «горячих точек», воспоминания учителей, друзей, родственников погибших воинов, собранные лицеистами во время поисковой и исследовательской работы вошли в книгу-альбом.
«Герои не умирают, они уходят в будущее и светят нам, живым, своим светом».

Слайд

В Военно-историческом музее состоялась презентация книги.

Книга была передана в дар родственникам погибших героев,

Слайд

  1. Военно-историческому музею.
  2. Краеведческому музею.
  3. Государственному архиву Орловской области.
  4. Областной библиотеке им. И.А.Бунина.
  5. Областной детской библиотеке им. М.М.Пришвина.
  6. Администрации и музею истории Северного района администрации г. Орла.
  7. Кабинету воспитательной работы ОГОУ ДПО (ПК) специалистов «Орловский институт усовершенствования учителей».
  8. Орловской региональной общественной организации ветеранов боевых действий и другим общественным организациям г. Орла.

Слайд

Книга стала лауреатом областного конкурса «Орловская книга-2009».

Слайд

«Человек – защитник своего Отечества» важная тема для воспитания у лицеистов патриотических чувств. Мы проводим экскурсии в зале воинской славы лицея, у стендов «Вехи ратной истории Орловского края». Обращаем внимание лицеистов на экспозицию «Слава дедов в орденах внуков».

В Афганистане погиб выпускник лицея сержант Геннадий Вдовин. Дед Геннадия Выходов Алексей Данилович погиб под Варшавой в 1944 году.

Ефрейтор Виктор Михайлов погиб в Чеченской республике в 2000 году.

Прадед Виктора Дмитриев Фёдор Дмитриевич погиб в 1941 году под Москвой в районе Волоколамского шоссе.

Внуки тех, кто освобождал Орёл и штурмовал Берлин, заслужили высокое право стоять в одном ряду с ветеранами Великой Отечественной войны.

Слайд

По инициативе актива музея 29 мая 2012 года в администрации Северного района была организована встреча трёх поколений защитников Отечества, Великой Отечественной, Афганской и Чеченской войн.

Лицеисты сами составляли сценарий, приглашали почётных гостей, подготовили концерт, выступили в роли ведущих, произвели фотосъёмку мероприятия, подготовили заметку в «Орловскую городскую газету».

Слайд

Бесценным источником для воспитания патриотизма является история Великой Отечественной войны. Она позволяет каждому лицеисту лично соприкоснуться с великим подвигом старших поколений, ведь история Великой Отечественной – это биография их прадедов.

Гостями музея в разное время были ветераны Великой Отечественной войны:

  1. Захарова Антонина Трофимовна.
  2. Юшков Борис Васильевич.
  3. Пискунов Василий Андреевич.

Лицеистами были собраны более 30-ти воспоминаний ветеранов, проживающих в Северном районе г. Орла, оформленные в папку «Не уйдёт из памяти война».

Слайд

Таким образом, мы используем духовный потенциал Великой Победы как можно полнее, чтобы величие и святость Победы были сохранены на века.

Слайд

Говоря о героическом прошлом Орловского края, необходимо отметить, что в истории России не было ни одного сражения, в котором бы не участвовали орловцы. В том числе и в Русско-турецкой войне (1877-1878 годов).

Олег Самарин выбрал для себя тему исследовательской работы: «Орловцы – участники русско-турецкой войны 1877-78 гг.».

Далее началась кропотливая работа. Олег консультировался у кандидата исторических наук, доцента Орловского аграрного университета, Саран Александра Юрьевича, орловского краеведа Грамматчикова Константина Борисовича, военного историка, научного редактора журнала «История русской провинции» Тихомирова Алексея Владимировича.

После того, как была проработана литература по теме, изучены и проанализированы документы, на свет появился итог кропотливой деятельности – краеведческий альманах «Взгляд орловца на русско-турецкую войну 1877-1878 годов сквозь призму времени и поколений».

Слайд

Посылая альманах на 5-й международный конкурс « Гренадеры, вперёд!», Олег был рад увидеть свою фамилию в списке победителей.

«Краеведческим альманахом» заинтересовались, предложили опубликовать ряд статей в журнале «Юный краевед».

По инициативе главного редактора журнала Сергея Ивановича Савенкова один экземпляр книги был передан в дар музею-усадьбе М. Скобелева в Рязанской области.

Слайд

Новым проектом стал для моих воспитанников проект «Орёл – город воинской славы».

Лицеисты выбрали для себя темы:

  1. «Подвиг разведчика Роберта Клейна».
  2. «Группа Сечкина: малоизвестные факты об орловском подполье».

Слайд

«Партизанское движение на Орловщине в годы Великой Отечественной войны».

«Надгробные памятники орловцев, погибших в Афганистане и Чечне».

Слайд

Книга памяти «Ребята, мы вас не забудем!», об орловцах, погибших в Чечне.

Слайд

Собранными материалами мы охотно делится с другими школьными музеями города, музеем истории Северного района.

Военно-исторический музей представляет на своих выставках и экспозициях, хранящиеся в фондах нашего музея личные вещи выпускников, погибших в локальных войнах.

Слайд

Мы ходим по улицам родного города, порой не задумываясь о том, в честь кого они названы. А ведь за каждой фамилией кроется героическая судьба.

Исследовательский проект «Чьи имена носят улицы нашего города?» позволил расширить знания лицеистов о родном городе. Собранные материалы вошли в мою книгу «Имена героев Великой Отечественной войны и участников боевых действий в локальных войнах в названиях орловских улиц, скверов и площадей», презентация которой прошла в детской областной библиотеке имени М.М.Пришвина.

Книга стала лауреатом областного конкурса «Орловская книга-2012».

Слайд

Книга была передана в дар:

  1. Военно-историческому музею.
  2. Областной библиотеке им. И.А.Бунина.
  3. Областной детской библиотеке им. М.М.Пришвина.
  4. Музею истории Северного района администрации г. Орла.
  5. Юношеской библиотеке Северного района.
  6. Детской библиотеке Северного района.

Слайд

Наш музей сотрудничает:

  • с Витебским музеем воинов-интернационалистов, одна из экспозиций которого рассказывает о боевых действиях Витебской 103-й гвардейской воздушной десантной дивизии, где проходил службу наш выпускник погибший Афганистан, Геннадий Вдовин;
  • с Краснодонским музеем «Молодая гвардия», в фондах которого хранятся материалы о лётчике Алексее Васильевиче Шагинове. Во время Великой Отечественной войны его самолёт был сбит рядом с деревней Нижняя Калиновка, недалеко от г. Орла. Группа В. Сечкина спасла раненого лётчика и переправила его к партизанам.

Слайд

Не случаен также выбор профессии многих наших выпускников – героической профессии офицера. Сергей Шекшуев, Денис Давыдов, Никита Ларкин, Дмитрий Дамм и другие ребята стали курсантами военных вузов.

Примером мужества для наших лицеистов всегда будут служить подвиги выпускников лицея Геннадия Вдовина, Юрия Савельева, Виктора Михайлова и Владимира Алексеева.

Слайд

Администрация Северного района выразила благодарность нашему музею за энтузиазм и подвижничество в деле патриотического воспитания, большую поисково-исследовательскую работу и прославление в печатных изданиях подвигов воинов-земляков и освободителей г. Орла.

Слайд

Одной из форм работы являются публикации материалов лицеистов на страницах орловских газет и журналов (журнал «Новый Орёл», «Орловская сударыня», газета «Город Орёл» и российских изданий, таких, как «Юный краевед» и «Хроники краеведа».

Слайд

Таким образом, наш музей способствует формированию личности выпускника лицея – патриота Отечества, малой родины и её будущего защитника.

Слайд

Когда уходит из лицея последний ученик, гаснет свет в школьных коридорах, в нашем музее встречаются двое, а именно: богиня забвения Лето и богиня истории Клио. Они ведут вечный философский спор о том, нужны ли нам вообще какие-то школьные музеи? Я надеюсь, вы понимаете в чью пользу решается спор.