Роль адаптации в сохранении физического и психологического здоровья детей раннего возраста в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Все родители мечтают, чтобы их ребенок рос здоровым и крепким, много знал. Словом, родители хотят, чтобы их ребенок был гармонично развитым и здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.

Что же такое здоровье? Обращаясь к "Словарю русского языка" С.И. Ожегова, мы найдем такое определение здоровья: "Это правильная, нормальная деятельность организма". А в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психологическое, духовное и социальное благополучие. И именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать комплексно, в широком социальном аспекте.

Если физическое здоровье - это показатели роста, веса, окружности грудной клетки ребенка, его осанка, телосложение, состояние двигательной активности, моторики и координации, чувство аппетита, отсутствие болезней и физических дефектов, то психологическое здоровье - это динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих гармонию между различными сторонами личности человека, а так же между человеком и обществом; возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности (И.В. Дубровина).

Физическое здоровье и психологическое состояние ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ощущение своего физического здоровья и своих физических возможностей, телесного благополучия способствуют устойчивому чувству комфорта. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. А расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Это обратное влияние используется для регуляции психического состояния.

В последнее время проблемам обеспечения физического и психологического здоровья детей уделяется особенное внимание. Это обусловлено целым рядом причин и особенно тем, что неврозы, как следствие стресса, все увереннее "перекочевывают" в детский возраст, что дети часто оказываются в состоянии психоэмоционального напряжения. В этой ситуации им бывает труднее всего из-за низкой психологической устойчивости, обусловленной возрастом. Детские стрессы влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Причиной таких стрессов является дефицит положительных эмоций у ребенка и отрицательная психологическая обстановка.

Необходимо подчеркнуть, что для здоровья ребенка очень важно обеспечение нормального психологического здоровья: внимание к речевому развитию, профилактика переутомления, создание эмоционального комфорта. Необходимость постоянно поддерживать позитивное психоэмоциональное состояние детей требует создания всех необходимых условий для гармоничного взаимодействия ребенка с жизненной средой дошкольного учреждения.

В дошкольных учреждениях с проблемой сохранения физического и психологического здоровья впервые мы сталкиваемся, когда ребенок приходит в детский сад. Ведь главная наша цель - вырастить здоровых, всесторонне и гармонично развитых детей, адаптированных к жизни в современном обществе. Появляются первые трудности, возникает целый ряд вопросов, как у семьи, так и у ДОУ. Можно ли избежать неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несёт ответственность коллектив детского сада, и в частности, педагог-психолог, а за что отвечают сами родители?

Период адаптации к условиям детского сада - это сложный процесс приспособления организма ребёнка к новым условиям социального существования, к новому режиму. Наиболее сложная перестройка организма происходит на начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к нарушениям в эмоциональной сфере, в поведении или замедлению темпа психофизического развития ребёнка. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации необходимо создать условия, которые помогут смягчить разрыв ребенка с родителями и преодолеть страх и тревожность не только у детей, но и у их родителей, таким образом, обеспечить постепенный переход ребёнка из условий семьи в дошкольное учреждение.

Поэтому, процесс адаптации ни в коем случае нельзя пускать на самотёк. Его необходимо правильно организовать. Вся работа сотрудников нашего учреждения направлена на профилактику дезадаптации вновь поступающих детей, психоэмоционального перенапряжения у детей раннего возраста, что нередко приводит к появлению детской агрессии. Деятельность педагога-психолога в решении данного вопроса направлена на создание опыта общения, познания, радости открытия, эмоционально-положительного переживания детей и родителей (помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом детского сада). Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения и взаимопомощи.

Практика показывает, что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить своего ребёнка к этому ответственному периоду в его жизни.

Нередко родители, желая развить у ребёнка слабые навыки общения, стремятся отдать его именно для того, чтобы он этому научился. Наблюдения за детьми свидетельствуют о том, что ребёнок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к поступлению в более широкий, чем домашний, круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к незнакомому для него взрослому или другому ребёнку. Таким образом, наибольшую роль в периоде адаптации играет уровень социализации, в частности, наличие или отсутствие навыка общения со сверстниками и взрослыми. Немаловажное значение имеет сформированность таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.

На сегодняшний день к решению проблемы адаптации наше ДОУ подходит следующим образом. Для создания плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в детском саду, для всестороннего развития детей, для ранней социализации мы организовали постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ. Работа проводилась в несколько этапов:

I этап: Подготовительный (май-июнь).

Работа с родителями:                      

  1. знакомство с группой во время регистрации очередности детей в соответствии с направлениями МКУ УО (заведующий МБДОУ);
  2. ознакомление с условиями пребывания в детском саду, характеристикой возрастных особенностей (педагог-психолог);
  3. анкетирование родителей:
    - социальное;
    - медицинское.
  4. знакомство с индивидуальными особенностями детей, от которых зависит течение адаптационного периода, (мед.работники педагог-психолог, воспитатели), в т.ч. :
    - состояние здоровья;                                                                                            
    - уровень развития;
    - коммуникабельность;
    - сформированность предметной и игровой деятельности;
    - наличие навыков самообслуживания;
  5. предварительное знакомство с детьми группы, посещение группы родителями вместе с детьми, утренней и вечерней прогулок.

На основании выявленных индивидуальных особенностей детей, специалисты психолого-медико-педагогическая службы:

  • осуществили прогнозирование течение адаптации;
  • выявили детей «группы риска»;
  • разработали рекомендации для педагогов и родителей;
  • разработали гибкий график приема детей в группу;
  • разработали индивидуальный режим посещения ДОУ в период адаптации.

II этап. Реализация адаптационных мероприятий и наблюдения (август-октябрь).

  1. поэтапный прием детей в группу;
  2. реализация адаптационных мероприятий;
  3. постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;
  4. наблюдения за поведением детей;
  5. консультирование родителей;
  6. оформление результатов наблюдений.
  7. индивидуальная работа с детьми с тяжелой степенью адаптации;
  8. рекомендации родителям и педагогам по проведению коррекционно – развивающих занятий (игр) с детьми.

III этап. Анализ работы (ноябрь):

обработка результатов наблюдений:

  • анализ адаптационных карт и листов наблюдений;
  • анализ индивидуальных карт развития детей;
  • внесение изменений в существующую модель работы;
  • выводы.

Таким образом, результаты, полученные в ходе подготовительного этапа работы, позволяют прогнозировать адаптацию детей к новым социальным условиям, заранее запланировать интересные занятия для детей с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовленности к посещению детского сада.

Определяя степень адаптации детей, мы учитываем показатели и физического (аппетит, сон), и психологического здоровья (эмоциональное состояние, социальные контакты с детьми и взрослыми, познавательная и игровая активность, реакция на изменение привычной ситуации).

Все вышесказанное дает возможность говорить о положительном влиянии проводимой нами работы по успешной адаптации детей раннего возраста на сохранение физического и психического здоровья малышей.