"Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие химические свойства металлов". 11-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


ЦЕЛЬ: Повторить и обобщить общие химические свойства металлов с учетом их положения в ЭХРНМ

ЗАДАЧИ:

Сформировать

  • умение объяснять зависимость свойств металлов от их положения в ЭХРНМ
  • навык записывать ухр, характеризующие общие химические свойства металлов

Развить

  • логическое мышление через упражнения в прогнозировании и написании ухр
  • грамотную устную речь при выполнении устных ответов;

Воспитать

  • аккуратность при ведении записей в тетради

Содержание:

  1. Организационный момент
  2. Постановка целей и задач
  3. Повторение положения металлов в ПСХЭ, особенностей строения атомов и свойств химических элементов металлов; общих химических свойств
  4. Изучение нового материала:
  5. ЭХРНМ и зависимость свойств металлов от положения в нем
  6. ДО: натрий с водой, цинк с кислотой, железо с сульфатом меди(II), медь с азотной кислотой
  7. Самостоятельная запись учащимися примеров уравнений с последующей проверкой по учебнику
  8. Диагностика и коррекция
  9. Объяснение домашнего задания

Методический инструментарий:

Методы:

  1. объяснительно-иллюстративный;
  2. словесно-наглядно-практический;
  3. самостоятельная работа, лекция;

Демонстрационный эксперимент.

Средства:

  • Проектор, компьютер, презентация, ИК учащегося, ПСХЭ, ЭХРНМ, текст параграф 18, страница 201-206, Габриелян, анализ, сравнение, обобщение

Способы и формы:

  • групповой способ и индивидуальная форма

Результат:

по окончании урока обучающиеся должны уметь:

1. Перечислять классы веществ, являющиеся окислителями по отношению к металлам

2. Составлять ухр взаимодействия металлов с неметаллами, водой, растворами кислот, щелочей, солей, органическими веществами, в зависимости от положения металлов в ЭХРНМ

3. Составлять ухр взаимодействия металлов с концентрированной серной кислотой, азотной кислотой и “царской водкой”

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель и учащиеся приветствуют друг друга

Слайды 1,2,3: Учитель оглашает тему, цель и задачи урока, обучающиеся записывают тему урока в тетрадь.

2. Актуализация знаний

Слайд 4: Вспомните:

  • Положение металлов в ПСХЭ
  • Особенности строения атомов металлов (радиус атома, количество электронов на внешнем энергетическом уровне, электроотрицательность)
  • Способность к принятию или отдаче электронов

Обучающиеся анализируют ПСХЭ в учебнике

Слайд 5,6: Обучающиеся указывают, что металлы в ПСХЭ находятся в побочных подгруппах и в главных подгруппах под диагональю Бор-Астат; атомы металлов имеют большие радиусы, малые значения электроотрицательности и, как правило, от одного до трех электронов на внешнем энергетическом уровне.

Слайд 7,8: Обучающиеся делают вывод о восстановительных свойствах атомов металлов и окислительных свойствах ионов металлов.

Учитель задает вопрос: “Если атомы металлов – восстановители, что будет окислителем по отношению к ним?” Обучающиеся высказывают свои версии

Слайд 9: Обучающиеся сравнивают свои версии с правильным ответом

Учитель ставит вопрос: “С какими же веществами металлы вступают в реакции, какие вещества при этом получаются?” Обучающиеся высказывают свои версии.

Слайд 10: Обучающиеся сравнивают свои версии с правильным ответом.

3. Обобщение и систематизация знаний об общих свойствах металлов в связи с положением их в ЭХРНМ

Учитель ставит вопрос: “Как определить активность металла и его восстановительную способность?” Предположительный ответ учащихся: “По положению в ПСХЭ и по положению в ЭХРНМ”

Учитель предлагает рассмотреть и проанализировать ЭХРНМ на форзаце учебника (Химия-11, О. С. Габриелян) и в тексте параграф 18 на странице 201

Слайд 11 дублирует информацию из учебника об ЭХРНМ. Обучающиеся находят сходства и различия.

Обучающиеся используют инструкционную карту

Слайд 12: Учитель напоминает 4 правила ЭХРНМ и демонстрирует опыты, иллюстрирующие правила 1) взаимодействие железа с раствором сульфата меди (II), 2) взаимодействие цинка с раствором серной кислоты, 3) взаимодействие натрия с водой.

Слайды 13,14,15: Учитель комментирует реакции металлов с малой восстановительной активностью, стоящие в ЭХРНМ после водорода и демонстрирует опыты: 1) взаимодействие меди с концентрированной серной кислотой при нагревании (тяга!), 2) взаимодействие меди с концентрированной и разбавленной азотной кислотой (тяга!)

Слайды16, 17: Обучающиеся обобщают общие свойства металлов, связанные с их положением в ЭХРНМ. Слабоуспевающие ученики могут воспользоваться инструкционной картой для формулировки ответа.

4. Тренировка навыка составления уравнений, характеризующих свойства металлов

Слайды 18,19,20: тренировочные задания у доски, один ученик работает у интерактивной доски, остальные в тетради

5. Диагностика

Слайд 21:Текст диагностической работы. Обучающиеся пишут диагностическую работу на отдельных листках (5 минут).

6. Рефлексия

Обучающиеся обмениваются выполненными диагностическими работами, проверяют и оценивают работу друг друга, используя слайд 22. Учитель выясняет затруднения, делает соответствующие пояснения, ссылаясь на инструкционную карту.

Слайд 22: Учитель объясняет домашнее задание.

Технологическая карта

Опыт 1

Опыт 2

Опыт 3