XX век. Новые встречи со старыми друзьями. По творчеству А.П. Гайдара "Тимур и его команда". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: создание условий для понимания ценности дружбы, при изучении произведения А. П. Гайдара «Тимур и его команда».

Задачи урока:

  • совершенствовать познавательный и читательский интерес, устную монологическую и диалогическую речь;
  • развивать внимание и память;
  • воспитывать культуру общения;
  • содействовать обогащению мира чувств, эмоций детей.

Оборудование:

  • компьютер;
  • телевизор;
  • диск с фильмом «Тимур и его команда»;
  • выставка книг А. Гайдара;
  • классная доска, оформленная с прошлого урока;
  • мел, указка.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент
Задача:
включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу – значит могу»
Мы приглашаем всех вас в путешествие,
Где ждут вас чудесные происшествия,
Волшебные звуки, послушные дети,
Все то, что так редко бывает на свете.

– пожелать друг другу удачи
– что пригодиться для успешной работы на уроке





Хлопают в ладоши
Девиз, эпиграф:
«С малой удачи начинается большой успех»
Планируемый результат: учащихся включаться в познавательную деятельность на уроке
На этом этапе мы формируем УУД:
– личностные (учащиеся смогли самоопределиться);
– коммуникативные (учащиеся слушают и понимают друг друга).
II. Актуализация знаний.
Задача:
повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление степени обученности учащихся по пройденному материалу

Проверяем домашнее задание:
1. Выходит поисковая группа и информирует детей о том, что такое дружба (материал взят из разных источников).
2. Вторая группа называет названия песен о дружбе. Одна из подобранных песен поется.
3. Третья группа зачитывает подобранные пословицы и поговорки о дружбе.
4. Четвертая группа вспоминает название сказок, где именно благодаря дружбе сказочным героям легко приходилось выходить из трудных ситуаций
5. Пятая группа перечисляет названия прочитанных книг о дружбе

Как только дети называют произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», учитель останавливает детей:
«На прошлом уроке мы читали произведение, Рувима Фраермана «Гайдар и дети».

Учитель читает четверостишие:
Большой, веселый, ясноглазый,
Присев к ребячьему костру,
Он сочинил свои рассказы,
Как бесконечную игру.

Давайте вспомним, как строил свои отношения с детьми Аркадий Гайдар в произведении Рувима Фраермана «Гайдар и дети».
– Почему же дети дружили с взрослым?

– Он с ними играл?
– Наставлял, был добр, строг?
– А что он делал?
– Что дает дружба между взрослым и детьми?
– А что дала дружба с детьми Гайдару?

– Как вы думаете, о чем эта книга?


Зачитывают определение
Исполняют песню
Проговаривают пословицы
Название сказок

Название произведений и их авторы

А. Гайдар «Тимур и его команда»









Дети дружили с взрослым, потому что он относился к ним по-дружески и т.п.
Нет.
Нет.
Он любил их, жил вместе с ними и совсем не играл.
Предположение детей
Многое, и благодаря этой дружбе появилось произведение «Тимур и его команда»
О дружбе сверстников
Планируемый результат: учащиеся повторят изученный ранее материал, необходимый для «открытия нового знания», и будет выявлена степень обученности учащихся по пройденному материалу
На этом этапе мы формируем УУД:
– личностные (учащиеся проявили учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, ориентировались в нравственном содержании и смысле урока);
– коммуникативные (учащиеся проявили умение слушать и вступать в диалог);
– познавательные (учащиеся преобразовывали ранее полученную информацию, использовали и воспроизводили ее).
III. Постановка учебной задачи.
Задача:
обсуждение затруднения, вызванного темой урока, проговаривание цели урока.
– Как общались между собой сверстники в этом произведении?
(для учащихся создалась проблемная ситуация)
– Почему у вас возникли затруднения?
– Чего мы еще не знаем?
– Что мы будем делать сегодня на уроке?
Мы не знаем.


Мы не читали это произведение
Познакомимся с повестью «Тимур и его команда»
Планируемый результат: учащиеся выйдут на проблему: они не читали повести «Тимур и его команда»
На этом этапе мы формируем УУД:
– коммуникативные (Умение полно выражать свои мысли, ставить вопросы и отвечать на них);
– регулятивные (учащиеся спланировали чтение произведения);
– познавательные (учащиеся смогли сформулировать затруднение и выбрать способ выхода из него).
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
Задача:
постановка УЗ (устной задачи) и обсуждение проекта ее решения
Итак, ответить на вопрос «Как общались между собой сверстники в произведении Гайдара «Тимур и его команда»?» нам в этом поможет чтение этого произведения
– И тема нашего урока…

(открывается заголовок на доске)

«Как строились отношения между сверстниками в произведении А. Гайдара «Тимур и его команда»?

– А для этого давайте прочитаем первую главу
(Комментированное чтение)
По ходу чтения задаются вопросы
– Объясните значение слова «чинил».

– Почему автор говорил «чинил», а не ремонтировал?

– Объясните значение слова «с унылым»

– Хочет ли Коля помочь дедушке?
– Может быть, мы найдем ответ у автора?

– объясните значение слова «сведущего»


– Почему профессор говорил, что Кольку угостили касторкой?

– Как каждый из героев реагирует на лязг и звон?


– Что значит «Метнулся как заяц»? Испугался? трусливо убежал?

– Почему так заканчивается эта глава?

– Как строятся отношения между сверстниками? (напечатанные слова появляются на доске)

Физминутка

– Что же заставило мальчишек бежать туда, вы узнаете из второй главы, которую прочитаете самостоятельно.

– Что еще из этой главы вы узнали о дружбе между сверстниками?

– У вас на столах лежат листочки, с заданием: «Определите, какие отношения между детьми в этом фрагменте?» просмотр отрывок фильма









Ученик читает

Ученик смотрит значение слова по толковому словарю
«Чинил – ремонтировал»
– Автор употребил слово из разговорной речи.

Ученик смотрит значение слова по толковому словарю
«унылый – печальный»
– Нет.
– Да. Ему нужно было бежать, т.к. звенели колокольчики.

Ученик смотрит значение слова по толковому словарю
«сведущего – много знающего»

– Он так говорит, потому что видит нетерпеливость Кольки.

– Отвертка дрогнула, Татьяна с собакой обернулись, а Коля метнулся, как заяц

– Нет, быстро убежал.

Они мчались к какой-то цели.

Беспокойство, обязанность, преданность



Тихое чтение детей.

– Ребята не допускают чужих в отношения между собой.

– Вражда, ненависть, вредительство.
Планируемый результат: учащиеся прочитают первую и вторую главы повести, просмотрят отрывок из фильма и выяснят, какие отношения существуют между детьми.
На этом этапе мы формируем УУД:
– личностные (Нравственно-этическое оценивание);
– коммуникативные (Умение полно выражать свои мысли, ставить вопросы и отвечать на них; владение всеми формами речи; планирование учебного сотрудничества; разрешение конфликтов);
– познавательные (Анализ, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации).
V. Первичное закрепление. Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль.
Задача:
обобщение, работа с опорными карточками, каждый для себя должен сделать вывод о том, какие качества дружбы ему близки.
– Посмотрите, пожалуйста, на доску и сравните, с кем лучше дружить: с взрослыми или с детьми? (появляется знак вопроса).

Я вижу, что у каждого из вас свое мнение. Это хорошо. Я рада, что вы умеете дружить – это самое важное!

– У вас в учебниках вклеены листы «Полезные советы», подчеркните предложения , которое бы вы захотели отметить после сегодняшнего урока.
Разные ответы детей и все принимаются
Кто говорит, что с взрослыми дружить лучше, кто – с детьми.


Дети цветным карандашом отмечают предложение
Планируемый результат: учащиеся обобщат знания по теме урока, поработав с опорными карточками.
На этом этапе мы формируем УУД:
– личностные (Нравственно-этическое оценивание, самоопределение);
– регулятивные (прогнозирование результата, коррекция понимания проблемы, оценка);
– коммуникативные (Умение полно выражать свои мысли, ставить вопросы и отвечать на них;
планирование учебного сотрудничества; разрешение конфликтов; контроль, коррекция и оценка действий партнера);
– познавательные (синтез, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство).
VIII. Рефлексия деятельности ( итог урока)
Задача:
осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), оценка результатов деятельности своей и всего класса .
Что вам сегодня понравились на уроке?
Что для себя взяли полезного с урока?
Умеете ли вы дружить? Оцените на сколько это у вас получается?
Ответы детей
Ответы детей
Дети выходят к доске и вывешивают смайлики
Умею – улыбающийся
Не очень – серьезный
Не умею – грустный
Планируемый результат: учащиеся проведут оценку результатов деятельности своей и всего класса .
На этом этапе мы формируем УУД:
– личностные (Самоопределение);
– регулятивные (коррекция оценки, саморегуляция).
IX. Домашнее задание
– обозначить в порядке значимости для Вас следующие высказывания. Что важно для дружбы (см. Приложение у автора)
– Подготовить выразительное чтение 5 главы по ролям;
– Взять интервью у родителей. Примерные вопросы в Приложении