Открытый урок на тему "Экскурсия по Одессе 2-й половины XIX века". 8-й класс

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство

Класс: 8


Эпиграф урока:

«Итак, я жил тогда в Одессе…»
А.С. Пушкин, роман «Евгений Онегин».

Цели и задачи урока:

  • Дать основные понятия о том, как строился и развивался родной город во II половине XIX века, показать его расцвет с указанного исторического времени до наших дней.
  • Формировать личностное понимание того, что Одесса сохраняла экономическое и культурное первенство в Украине – составной части Российской Империи.
  • Формировать уважение и любовь к родному городу путем ознакомления с его достопримечательностями, показать формирование его колорита и национальных особенностей.

Оборудование урока:

  • Мультимедиа-проектор для показа подготовленной презентации (смотри Приложение 1).
  • Мультимедийный учебник по курсу «Одесса – мой город родной».
  • Классная доска, заранее оформленная к уроку.

Основные термины и понятия:

  • Архитектура
  • Порто-Франко
  • Эклектика
  • Модерн
  • Классицизм
  • Привоз
  • Филики Этерия

Некоторые исторические личности, игравшие значительную роль в истории города:

  • Девалан
  • Ришелье
  • Гоголь
  • Пушкин
  • Мицкевич
  • Чайковский

Тип урока Итоговый, повторительно-обобщающий урок по теме.

Форма проведения урока: Урок-экскурсия с мультимедиа-презентацией.

Структура (план) урока:

  1. Организационный момент. Объяснение учащимся целей и задач урока.
  2. Проверка предыдущего домашнего задания (проводится по ходу всего урока).
  3. Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний учащихся (вступительное слово учителя).
  4. Обобщение и систематизация знаний учащихся (проводится путем просмотра мультимедиа-презентации с последующей проверкой знаний учащихся методом ответов на вопросы исторической викторины).
  5. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.
  6. Объяснение нового домашнего задания.

Ход урока

I. Организационный момент. Объяснение учащимся целей и задач урока. Оформление учащимися рабочих тетрадей.

II. Проверка предыдущего домашнего задания (осуществляется в течение всего урока).

III. Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний учащихся. Вступительное слово учителя.

«Ах, Одесса!» Коренные одесситы произносят это выражение с восторгом и гордостью, иногородние – с восхищением, а уехавшие за границу – с тоской. Вот такое магическое воздействие оказывает название нашего города, расположенного на побережье «самого синего в мире Черного моря».

Итак, Одесса, как сказал коренной одессит и талантливый сатирик Михаил Михайлович Жванецкий, это «довольно красивый город на нашем Юге и чьем-то Севере. Кроме того – это столица юмора бывшего СССР, занимавшего одну шестую часть всей земной карты.

Одесса – это своеобразный инкубатор по выращиванию талантливых людей: писателей, художников, музыкантов, космонавтов. «Оперившись», они тут же улетают в другие страны. Одесситов знают во всем мире. Недаром же Жванецкий организовал «Всемирный клуб одесситов», девизом которого являются слова: «Одесситы всех стран – соединяйтесь!»

В Одессе живут люди многих национальностей – прямо-таки вавилонское столпотворение. Здесь бок о бок жили русские, украинцы, молдаване, евреи, албанцы (арнауты), греки. Вот они-то и создали одну единственную национальность – одесситы.

Своим рождением и бурным развитием в первые годы своего существования Одесса обязана иностранцам. Основателем и первостроителем города был испанец Де Рибас, план строительства составлялся военным инженером – голландцем де Воланом. Управление городом осуществлялось французами – герцогом Де Ришелье и графом Де Ланжероном. К тому же все их ближайшие помощники тоже были иностранцами.

Давайте вернемся к началу начал, с чего начиналась наша любимая Одесса. А все начиналось с рескрипта российской Императрицы Екатерины II, подписанного ею 27 мая 1794 года, коим она повелела вице-адмиралу Де Рибасу начать строительство порта и города на месте турецкой крепости Хаджибей.

Рескрипт Императрицы начинался словами: «Нашему вице-адмиралу Де Рибасу. Уважая выгодное положение Хаджибея при Черном море и сопряженные с оным пользы, признали Мы нужным устроить там военную гавань куно с купеческой пристанью…»

Далее в рескрипте Императрицы указывалось: «Устроение гавани сей Мы возлагаем на вас и Всемилостивейше повелеваем вам быть Главным Начальником оной…» Другими словами – пришло время «собирать камни», разбросанные по территории разрушенной турецкой крепости Хаджибей, и строить новый город согласно Высочайшему указу.

IV. Обобщение и систематизация знаний учащихся (проводится путем просмотра мультимедиа-презентации). (Смотри Приложение 1)

V. Первичная проверка опорных знаний учащихся по изученной теме (осуществляется методом ответов на вопросы исторической викторины).

  1. Когда был построен Одесский Оперный театр?
  2. Когда впервые город получил водопроводную воду из Днестра?
  3. Кто из деятелей литературы бывал в Одессе?
  4. Кто из композиторов бывал в Одессе?
  5. Кто из актеров бывал в Одессе?
  6. Кто из деятелей национально-освободительного движения бывал в Одессе?
  7. Кто из декабристов бывал в Одессе?
  8. Какую роль сыграла Одесса в период Крымской войны (1854 – 1856 гг.)?
  9. Когда и при каких обстоятельствах А.С. Пушкин бывал в Одессе?
  10. Какой великий хирург руководил Одесским учебным округом?
  11. Какой польский писатель был сослан в Одессу?
  12. Сколько раз Одесса подвергалась нашествию эпидемии чумы?

VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.

VII. Объяснение нового домашнего задания.

  1. Отработайте текст соответствующего параграфа мультимедиа-учебника.
  2. Подготовьте сообщения по следующим темам:
    • «История Одессы в I половине ХХ века».
    • «Одесский аэроклуб».
    • Исторические личности изучаемого периода и их роль в жизни нашего города».