Основы безопасности детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения и, особенно, детей дошкольного возраста. Поэтому сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны.

Тем не менее, ни одна из существующих комплексных и коррекционных программ дошкольного образования не предусматривает в содержании и организации педпроцесса реализации физического воспитания и оздоровления детей в полном объеме.

В связи с этим важно дополнительно использовать другие программы, направленные на формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни. В своей работе решили апробировать программу Стеркиной Р.Б., Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой «Основы безопасности детей дошкольного возраста. Однако мы испытали трудности при работе, так как наши воспитанники с ОНР, и имеют особенности психофизического развития. Им необходима специальная коррекционная помощь.

Организуя работу по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей, через реализацию парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» С.Б. Стёркиной, Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой. В сентябре мы провели обследование, за основу которого были взяты требования программы и критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемые в дошкольном образовательном учреждении(приказ № 448 от 22.08.1996.)

Поставили такие задачи работы.

  • Формировать у дошкольника позицию созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих, которая базируется на потребности ребёнка в здоровье, здоровом образе жизни, а так же самооценке им своего здоровья. Предусматривает: знание правил гигиены и ухода за своим телом; знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни; знания о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в защите; знание о своём физическом развитии, уровне физподготовленности.
  • Определить и апробировать методы, приёмы, организационные формы и средства по внедрению программы в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Разработать планы «Дней здоровья» по всем разделам программы на основе интеграции разных видов детской деятельности, с учётом потребностей и интересов детей.
  • Ввести новые не традиционные формы работы с родителями, вовлекая их в совместную деятельность с педагогами, детьми, пропагандируя основы здорового образа жизни.

Организация педпроцесса с детьми с ОНР строилась опираясь на методические рекомендации Программы коррекционного воспитания и обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (с 5 до 6 лет) Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, программно-методического пособия «Коррекция нарушений речи у дошкольников» под ред. Л.С. Сековец.

Педпроцесс строится по 4, условно, выделенным блокам:

  • 1 БЛОК - специально организованная взрослыми деятельность детей в форме занятий;
  • 2 БЛОК - совместная деятельность взрослых и детей.
  • 3 БЛОК - свободная самостоятельная деятельность детей.
  • 4 БЛОК - режимные моменты.

Содержание воспитательной, образовательной, коррекционной работы в блоках соответствует изучаемой лексической теме. 

Работа проходила в три этапа.

На первом этапе работы мы внесли содержание программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» в содержание лексических тем.

Пример:

Тема «Осенние заготовки» (3-4 неделя сентября)

Овощи, фрукты: узнавание, называние, классификация, обобщение по основным внешним признакам (цвет, форма, вкус), способу произрастания (над землей, под землей), узнавание по семенам.

Выделение цикла развития растения: семя-росток-растение-цветок-плод-семя.

Труд овощеводов, садоводов, рабочие инструменты.

Приготовление блюд из овощей и фруктов.

Мамины-помощники: овощерезка, соковыжималка и др.

Заготовка овощей, фруктов на зиму в домашних условиях.

Полезность овощей и фруктов для здоровья человека. Витамины и их влияние на организм человека ( раздел «Здоровье ребенка» программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста»).

В активной речи детей появились слова и словосочетания: здоровье, здоровый организм, полезные продукты, витамины, правильное питание и др.

Мы полностью отказались от проведения непосредственно образовательной деятельности по ОБЖ рекомендованных программой «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой , Р.Б. Стеркиной. Её содержание реализовывалось через целостный пед.процесс по указанным ранее блокам:

Однако, не во все лексические темы удалось включить содержание данной программы. С другой стороны, содержание одного раздела могло осваиваться детьми в разные временные отрезки, поэтому знания детей получались отрывочными, разрозненными, не было целостности восприятия, что не соответствовало принципам программы:

  • принципу полноты
  • принципу системности ;
  • принципу интеграции;
  • принципу координации деятельности педагогов.

Реализовывая программу в соответствии с данными принципами, мы решили апробировать проведение Дней здоровья по каждой из тем.

(Приложение №1)

На втором этапе работы разработали перспективный план проведения Дней здоровья по каждому разделу программы.

(Приложение №2)

Определили основные принципы разработки программ Дней здоровья:

Принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.

Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих у детей развитию самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).

Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в интеграции различных видов деятельности (речевая, продуктивная, ФЭМП, экологическое воспитание…), в тесном взаимодействии педагогов и специалистов ДОУ.

Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении , в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

Принцип креативности(способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации)

Принцип личности ребёнка заключается в творческом развитии личности детей в процессе эмоционально – двигательной деятельности.

Принцип взаимодействия детского сада и семьи направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребёнка по формированию основ здорового образа жизни.

Также выработали ряд требований и структурных частей:

  • Наиболее результативным является сценарный вариант планирования (программа Дня здоровья), который предполагает единую линию сюжета, связанного мотивом, героем, темой в течение дня. Это обеспечивает целостность восприятия содержания темы, а так же полную преемственность в работе педагогов, узких специалистов.
  • Игровой персонаж, которым может быть игрушка или сам педагог, должен быть подобран с учетом интересов и возраста детей. Как правило, он появляется утром, помогая педагогу настроить детей на предстоящую деятельность, собрать внимание, вызвать интерес к теме, спланировать совместно основные этапы дня. Учитывая особенности эмоционального восприятия у детей с ОНР, следует чаще привлекать их внимание к персонажу в различных видах деятельности. Возможна смена персонажа в течении дня , уход от излишней эмоциональности и экспрессивности, которые могут стать причинами перевозбуждения детей и их расторможенности.
  • Для детей младшего дошкольного возраста ведущими мотивами должны быть игровые, а со средней группы можно вводить познавательные, нравственные мотивы.
  • Важно, что бы детская деятельность проходила через все четыре блока коррекционно–образовательной работы. То есть День здоровья наполняется не сколько организованной деятельностью, а больше совместной; у детей должно быть достаточно времени для свободной самостоятельной деятельности. Поэтому обязательно планировать оборудование развивающей среды по теме.
  • В этот день планируется и проводится одна непосредственно образовательная деятельность по здоровью в нетрадиционной форме (беседа, рассуждение, экскурсия, занятие – проект, викторина, конкурс, занятие – путешествие и др.).
  • Рациональное увеличение двигательной активности детей с обязательным включением утренней эмоционально-стимулирующей коррекционно-оздоровительной гимнастики, дыхательной гимнастики, тренирующей игровой дорожки; релаксацию, психогимнастику, подвижные игры, соревнования, игры-эстафеты и др.
  • Обязательное включение в программу Дня здоровья, кульминационной части - развлечения или спортивного досуга
  • Необходимо чередовать групповую, подгрупповую и индивидуальную деятельности детей, исключая перегрузки, учитывать интересы, желания, потребности детей.
  • Так же как и мотивация, планирование предстоящей деятельности, важна оценка результата через проведение ритуала «кружок» утром и вечером.

Наиболее эффективными по формированию здорового образа жизни и безопасного поведения, интересными для детей в структуре дней здоровья стали досуги и занятия по здоровью.

Старались чередовать досуги разной направленности:

  1. Познавательные досуги ;
  2. Физкультурные досуги;
  3. Досуги на развитие коммуникативных качеств;
  4. Досуги- театрализованные представления ;

Как правило, проводимые нами досуги, не носили четкой классификации, строились по принципу интеграции.

НОД по здоровьюносила не только оздоровительный характер, но коррекционный, т.к. проводились с учетом требований технологии коррекционно-развивающего обучения.

Апробировали технологию – проектирования. Это способ организации, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, где ребёнок является субъектом деятельности: совместно с взрослым ставит задачу, учится планировать этапы действий, находить нужное решение проблемных ситуаций, оценивать результаты.

На третьем этапе работы провели итоговое обследование детей, итоги которого помогли оценить эффективность работы. По всем разделам программы прослеживалась положительная динамика.

Взаимодействие с родителями.

Положительного результата в становлении ценностей здорового образа жизни, формировании навыков безопасного поведения у детей, возможно, достичь лишь при тесном взаимодействии с семьёй.

Основной целью взаимодействия с родителями на первом этапе определили – дать знания о здоровом образе жизни, о задачах формирования основ безопасности детей дошкольного возраста, для чего на заседании круглого стола познакомили с программой «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой , Р.Б. Стеркиной. В дальнейшем работу продолжили, основном, через наглядную пропаганду. Размещали информацию в «Уголке здоровья»: «Фруктовая аптека», «Культура питания», «Секреты белоснежной улыбки», «Правила для пешеходов и пассажиров», «Укрепляем иммунитет» (закаливание, рецепты фиточая и блюд из лука); в информационной папке для родителей под рубрикой «Азбука для родителей» (учим ребёнка правилам безопасности).

На втором этапе начали активно привлекать их в жизнь детского сада. Родители принимали участие в «Днях здоровья»: готовили атрибутику, афиши с программой ; участвовали в спортивных досугах; оформляли совместно с детьми книжки – малышки, плакаты по основам безопасности.

На третьем этапе работы провели анкетирование с целью - выявить уровень знаний родителей в вопросе правил безопасности и культуры здоровья ребёнка, эффективности работы сотрудников ДОУ по данной проблеме.

Взаимодействие со специалистами.

Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия педагогов и специалистов ДОУ.

На первом этапе работы совместно с учителем – логопедом составили и разработали содержание лексических тем, включив в них содержание программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста.

На втором этапе при общей руководящей и направляющей роли учителя-логопеда в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, усилилась роль медицинских работников, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, психолога. Они не только принимали участие в разработке программ «Дня здоровья», но и сами играли персонажей в течение Дня здоровья, развлечениях. Проводили экскурсии, беседы (например: психолог по разделу «Эмоциональное благополучие ребёнка»; медицинская сестра – «Здоровье ребёнка».

На третьем этапе работы в рамках комплексного медико-психолого-педагогического изучения развития детей (на конец учебного года) инструктором по физ. культуре проведено обследование детей по реализации гос.стандартов по разделу «Физическое развитие и здоровье ребёнка»;совместно с учителем – логопедом «Развитие экологической культуры( Э.2.); « Развитие представлений о человеке в истории и культуре (Ч.2.4.). Совместно с медицинскими работниками разработали и провели анкетирование родителей.

Результаты работы:

1. В работе с детьми

  • дети научились различать опасные ситуации и правильно вести себя в той или иной ситуации;
  • научились осторожно пользоваться доступными потенциально опасными предметами домашнего обихода;
  • оказывать элементарную помощь при ранах, ушибах, ожогах;
  • обращаться за помощью в случае необходимости к взрослым или по телефонам: 01,02,03;
  • научились следить за своим здоровьем;
  • научились различать и называть дорожные знаки, выполнять правила дорожного движения;
  • бережно относится к живой природе, не допускать загрязнения окружающей среды.
  • значительно расширился и обогатился словарь детей, закрепились навыки диалогической речи и объяснительной речи и др.

2. В обновлении педпроцесса

  • определили основные принципы и структурные части программы Дня здоровья;
  • разработали Программы дней здоровья по каждому разделу программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой , Р.Б. Стеркиной на основе интеграции разных видов детской деятельности с учетом потребностей и интересов детей, согласованности и преемственности педагогов, специалистов, медицинских работников;
  • апробировали новую технологию (проектирование) в проведении непосредственно образовательной деятельности по здоровью, направленную на формирование у дошкольника позиции созидателя в отношении своего здоровья, а не просто объекта педагогического воздействия.

3. Во взаимодействии с родителями

- ввели новые нетрадиционные формы, позволяющие им совместно с детьми и педагогами стать участниками коррекционно-образовательного процесса и успешно решать задачи по формированию ОБЖ детей дошкольного возраста.

Проделанная нами работа позволяет сделать следующие выводы:

  1. В ДОУ компенсирующего вида для решения задачи полноценного физического развития и оздоровления детей, направленного не только на формирование определенных двигательных навыков, но и на формирование основ здорового образа жизни и навыков безопасного поведения, необходимо наряду с комплексной и специальными коррекционными программами использовать парциальную программу.
  2. Предложенные нами средства и организационные формы педагогических мероприятий по реализации программы органично вошли в целостную систему коррекционной помощи детям с ОНР, не нарушая гигиенических требований к умственной нагрузке детей, а, наоборот, сохраняя и укрепляя их физическое и психическое здоровье.
  3. Наработанный материал носит практический характер и может использоваться в детских садах любого вида.