Экологическое воспитание младших школьников с религиозно-нравственной стороны окружающего мира

Разделы: Начальная школа


Духовно-нравственный кризис самого человека, утрата им духовно-нравственных ориентиров является фундаментальной причиной, провоцирующей все негативные явления, в том числе и ухудшение экологической ситуации во многих точках земного шара.

Кандидат педагогических наук настоятель Самарского храма игумен Георгий (Шестун) пишет о том, что цели всей системы образования гораздо значительнее и включают в себя открытие образа Божьего в человеке, осознание человеком цели и смысла жизни, своего предназначения в этом мире и ответственности за свою жизнь.

Православие удовлетворяет важнейшим потребностям человека, даёт конкретный исчерпывающий ответ на вопрос, в чём смысл и цель его жизни: в вечном бытии личности, в единении со своим Творцом. Это становится особенно актуальным на современном этапе.

1.1 Из истории педагогической мысли

Научное понятие “природа” имеет несколько значений.

В современном экологическом подходе понятие природы используется в основном в значении “среды обитания” человека, человеческого общества.

Термин “экологическое воспитание” появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли.

3.jpg (69742 bytes)

Признавая индивидуальность природных задатков, Я.А. Коменский усматривал цель воспитания в их раскрытии.

И. Г. Песталоцци рассматривал человека в качестве совершенного существа, и идея природосообразности воспитания в его трудах приобретала смысл организации воспитательного процесса в соответствии с особенностями человеческой природы, законами её развития. Педагог считал, что природным силам и способностям ребёнка присуще стремление к развитию: “глаз хочет смотреть, ухо – слышать, ноги – ходить и рука – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить”.

К названным подходам близок А. Дистервег. Он выдвинул наряду с принципом природосообразности воспитания идею культуросообразности, ближе всего он подошёл к принципу единства, целостности окружающей среды – природной и социальной в органической взаимосвязи с самим человеком

К. Д. Ушинскому принадлежит идея народности в воспитании, Под народностью К. Д. Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями.

Воспитание человека через общение с природой пронизывает всю созданную В.А. Сухомлинским педагогическую систему. Открывая класс шестилеток, знаменитую “Школу радости”, он говорил детям: “Наша школа будет под голубым небом, на зелёной травке, под ветвистой грушей, на винограднике, на зелёном лугу”. Педагог включает детей в разнообразную деятельность. В процессе организованного взаимодействия детей с природой В.А. Сухомлинский решает комплекс педагогических задач. Природа помогает ему воспитывать в детях такие человеческие качества как доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию, представляет ребёнку богатый опыт по взаимодействию с окружающим миром.

1.2 Экологическое воспитание сегодня

“Суть современных подходов к проблемам экологического воспитания состоит в том, - отмечает Дежникова Н.С., чтобы донести до сознания воспитанников, что человек – часть природы и потому зависит от неё не только биологически, но и духовно, учась у неё симметрии, гармонии, ритму, целесообразности и т. п., потребительское отношение к окружающей среде постепенно вытеснить пониманием того, что окружающий мир является для людей объектом их постоянной заботы и за его благосостояние каждый несёт персональную ответственность”.

2. Микрокосм по имени ребёнок

В различных интерпретациях принципа природосообразности воспитания человек как “микрокосм” рассматривается в единстве с окружающей природой, а природное в самом человеке выступает в качестве самодеятельной, самодвижущей силы (Я.А.Коменский), которой присуще стремление к развитию (И.Г.Песталоцци).

По данным многочисленных психологических исследований младший школьный возраст - решающий в процессе становления базовых, ведущих новообразований личности. Сформированные в этом возрасте базовые образования оказываются устойчивыми и сохраняются в своих главных чертах на долгие годы.

3.1 Духовные основы содержания образования

“Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни связывают дерево с землёй, питают его. Для России эти корни в духовности, которая сформировалась непосредственно под влиянием святого Православия. Это то, чем жили люди вчера, сто, тысячу лет назад. Духовность – это свойство души, состоящее в преобладании внутренних, нравственных интеллектуальных интересов над внешними, материальными.

3.2 Практически – деятельный аспект – один из важных аспектов экологического образования.

С раннего детства, общаясь с природой, ребенок получает минимальные экологические знания и умения. Придя в школу, ученик начинает получать конкретные знания и умения по экологической культуре. Самое главное в этом процессе – это заинтересованность ребенка.

Из проведённого мониторинга я выявила, что дети 2 класса имели незначительные знания по экологической культуре и приступила к формированию таких знаний.

Практически-деятельный аспект играет важную роль в экологическом образовании. Практическая деятельность – это результат формирующихся отношений, критерий развивающегося сознания и чувств. В то же время сама деятельность формирует отношение человека с окружающим миром. Экологические умения ученик может продемонстрировать непосредственно на практических работах.

В первом классе ученики знакомятся с 2-3 комнатными растениями, которые находятся в классе. Эти растения можно использовать при изучении темы сезонных изменений в природе. На примере алоэ древовидного можно наблюдать за ростом и развитием, которое начинается осенью, т.к. это растение из южного полушария. А за цветением растения в конце осени – начале зимы можно наблюдать с помощью зигокактуса усеченного.

При прохождении раздела, “Значение природы в жизни людей и охрана природы” также можно использовать комнатное растение. С помощью комнатного растения можно дать первоначальные сведения о фотосинтезе. Детям необходимо объяснить, что когда листья комнатных растений очищены от загрязнений, то этот процесс происходит более интенсивно, а, следовательно, и воздух в классе более чистый. Изучая тему, “Разнообразие растений” можно обратить внимание на разные жизненные формы комнатных растений.

Знания, полученные учениками в первом классе по уходу за комнатными растениями помогают правильно содержать их: в период покоя сократить полив, переставить их в более затененное место.

Изучая темы, “Вода” и “Превращение воды” можно использовать комнатные растения, как объект опыта. Комнатное растение в опыте моделирует растения, получающие воду при выпадении осадков. Вода, конденсируясь на стекле, стекает струйками в горшок с цветком, увлажняя землю. При изучении темы, “Почва” можно предложить школьникам исследовать почву в цветочных горшках, выяснить ее состав и состояние растений.

Ученики первого класса должны знать: растения – живой организм; условия жизни комнатных растений (необходимость света, тепла, воды, воздуха); труд человека по уходу за комнатными растениями, как необходимый фактор их нормального роста и жизнедеятельности; эстетическое и гигиеническое значение комнатных растений. Уметь: правильно поливать комнатные растения; протирать крупные листья; удалять сухие листья; опрыскивать; рыхлить деревянной палочкой; видеть красоту комнатных растений и выражать ее языком художественных образов.

Ученики вторых классов должны знать: растения – живой организм; условия жизни комнатных растений (необходимость света, тепла, воды, воздуха, минерального питания); многообразие комнатных растений и различия в требованиях к условиям жизни; виды труда взрослых и детей по уходу за комнатными растениями, по их посадке и выращиванию; ценностные свойства комнатных растений как объектов живой природы (эстетический, санитарно-гигиенический, познавательные). Уметь: выполнять все виды работы по уходу за комнатными растениями; размножать растения семенами, заготавливать черенки, получать корешки и высаживать цветочные вазоны; наблюдать за их ростом и развитием; видеть красоту комнатных растений и описывать ее.

В третьем классе дети продолжают работу по уходу за комнатными растениями. Их знания пополняются новым материалом. При уходе за комнатными растениями младшие школьники знакомятся с основами сельскохозяйственных знаний. Благодаря заботе о комнатных растениях, учащиеся невольно формируют в себе бережное отношение к растениям в природе, таким образом, происходит экологическое воспитание.

Повторное анкетирование показало, что уровень знаний учащихся по теме “Комнатные растения” и уровень экологического образования повысился. Это значит, была правильно организованная работа по изучению комнатных растений, которая расширяет знания учащихся, способствует формированию растениеводческих навыков, повышает уровень экологического образования, развивает любознательность, наблюдательность, аккуратность в процессе ухода за комнатными растениями.

3.3 Использование методических приёмов, инноваций

Экологическое воспитание учащихся занимает особое место в воспитательной системе православной прогимназии, где я работала 5 лет, дополняя учебный курс “Мир вокруг нас” А.А. Плешакова изучением тем христианского миропонимания. Познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока, кружка. Происходит осознание Замысла Божьего; воспитание экологической культуры, процесс которого включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослых, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Таким образом, посредством познания окружающего мира мы воспитываем гуманного, творческого, социально-активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, природному и культурному достоянию человечества.