Современный урок русского языка в условиях введения ФГОС. Тема урока: "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

Современный урок русского языка в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:

  • мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
  • целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
  • осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
  • коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
  • взаимопроверка, взаимоконтроль;
  • рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Современный урок русского языка, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, – это проблемно-диалогический урок.

Класс: 5.

Урок: №58.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников:

  1. анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.);
  2. находить орфограмму – букву О, Ё после шипящих под ударением в корне слова;
  3. правильно писать слова с изученной орфограммой;
  4. различать виды орфограмм с общим опознавательным признаком – наличием шипящего: букв А, У, И после букв шипящих;
  5. буквы Ь после шипящих в конце имён существительных;
  6. графически обозначать опознавательный признак орфограмм и условия их выбора.

Ход урока

Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.
Используется презентация на этапах актуализации, постановки проблемы и открытия новых знаний
( слайд 1)

1. – Запишите слова группами в зависимости от орфограммы (слова представлены на слайде с помощью компьютера):
Ночь, чаща, круча, дрожь, роскошь, луч, ключ, жизнь, шило, пустошь, щавель, чудо.
Слова должны быть записаны в два столбика с орфограммой «Буква Ьпосле букв шипящих в конце имён существительных» и «Буквы И, У, А после букв шипящих». (Это материал, изученный в начальных классах.)
2. Проверка проводится с помощью следующего слайда:
ночь чаща
дрожь круча
роскошь жизнь
луч шило
ключ щавель
пустошь чудо
– Какие группы у вас получились? Сравните их с группами слов на слайде. Озаглавьте каждую группу по виду орфограммы. Подчеркните названные орфограммы.
– Что объединяет эти слова? (Общий опознавательный признак орфограмм – наличие буквы шипящего.)
– Обозначьте в словах этот опознавательный признак.
– Назовите условия выбора орфограмм.
– На основе графических обозначений сформулируйте правила.

3.
– Назовите слово, при произнесении которого нужно знать орфоэпическую норму. (Щавель.)
– С какой особенностью произношения связана эта норма? (С ударением.)
– Опираясь на подобранный дома материал, проведите самопроверку домашнего задания.
Несколько человек записывают на доске по 3–4 слова из своих личных орфоэпических мини­словариков, не делая никаких дополнительных обозначений (это слова, в которых возможны ошибки в произношении или ударении). Остальные учащиеся читают их вслух, при необходимости объясняются орфоэпические особенности данных слов.
Познавательные УУД
Владеть приёмами анализа и систематизации материала.























Коммуникативные УУД
Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические нормы.
III. Постановка проблемы (основного вопроса урока). Проблемная ситуация.
Ученики читают материал и выполняют задания под рубрикой «Определяем основной вопрос урока». (Этот материал представлен в презентации, в этом случае работа проводится при закрытых учебниках.)
При подходе к проблеме важно зафиксировать ещё раз опознавательный признак орфограммы – наличие буквы шипящего, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора буквы гласного
О или Ё под ударением. Это и служит основой постановки проблемного вопроса: какую букву – О или Ё – нужно писать под ударением после буквы шипящего? Проблемный вопрос можно записать на доске, а после этого сравнить с формулировкой в учебнике.
Регулятивные УУД
1.
Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать проблему урока.
3. Искать пути решения проблемы.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
IV. Открытие нового знания. 1. На слайде с помощью компьютера предлагается материал для наблюдения.
2. Далее учащиеся самостоятельно (можно в парах) подбирают и записывают в тетрадях однокоренные слова, устанавливают закономерность замены буквы Ё на Е в корнях однокоренных слов:
жёлтый – желтеть,
шёпот – шептать,
чёрный – чернеть

и существительные щёлка – щель.
Затем устанавливают невозможность подобной замены при подборе однокоренных слов во 2­м столбике, делают вывод о написании буквы Ё или Опосле букв шипящих в корне и сравнивают с формулировкой в учебнике.
Отдельно проводится работа с графическими моделями орфограммы.







Познавательные УУД
Перерабатывать и преобразовывать информацию (текст, схема, модель).
V. Развитие учебно­языковых, правописных и речевых умений.
1. Выполнение упражнений для первичного развития умений.
Упр. – развивается умение объяснять условия выбора орфограммы
буквы Ё, О после букв шипящих в корне слова, ориентируясь на мнемоническое правило (заучивание слов­исключений), а также подбор (устно) однокоренных слов с Е.
Выборочное списывание с графическим обозначением условий выбора орфограммы.
Упр. – развивается умение писать букву
Оили Ё в корне слова после букв шипящих, а также слова с ранее изученными орфограммами – буквами гласных, согласных, Ь.
Можно провести как предупредительный диктант
.
Упр. – развивается «обратное» умение – подбирать и писать слова с орфограммой –буквой Ёпосле буквы шипящего в корне на основе приведённых однокоренных слов с Е в корне.
Упр. – развивается лексическое умение – соотносить слово с изученной орфограммой и его лексическое значение, совершенствуются орфографические умения – писать слова с орфограммой – буквой
О или Ё после буквы шипящего в корне, а также устно и графически обозначать условия выбора этой орфограммы.
Первую часть задания ученики выполняют коллективно устно (к слову подбирается толкование и наоборот – сначала читается толкование, потом ученики называют слово).
а) Задание на разграничение
ом.
На слайде с помощью компьютера или на доске записаны два предложения:
Мальчик нечаянно ожёг руку. К счастью, ожог был несильный.
Вопросы и задания к ним:
– Назовите два одинаково звучащих слова. ([ажок].)
– Сравните их написание. Что необычного заметили?
– Как связаны эти слова с темой урока? (После букв шипящих под ударением гласные звуки обозначаются разными буквами.)

П. – Как называются такие слова? (Омофоны – имеют только одинаковое звучание, а пишутся по­разному.) Предположите, почему слова пишутся по­разному. В чём их различие? (Разная часть речи, член предложения.)
– Сравните свои предположения со справкой в рамке «Запомни и различай!».
Предложения записываются с доски, делаются графические обозначения (см. в рамке).
– Какой частью речи является слово ожог со значением «обожжённое место на ткани организма»
– Какую букву после буквы шипящего вы напишете?
б) Самостоятельное осложнённое списывание слов из упр. с графическим обозначением условий выбора изученной орфограммы. Взаимопроверка.

2. Развитие умений не смешивать изученную орфограмму с орфограммой буквой безударного гласного после буквы шипящего в корне слова.
На доске записаны слова
: ш_ссе, ш_колад, Ш_тландия, ш_фёр, ж_нглёр.
– Какой опознавательный признак объединяет эти слова? (Наличие шипящего перед гласным.)
– Можно ли сказать, что перед нами слова с орфограммой – буквой О/Ё после буквы шипящего в корне слова? Почему?
– Чем отличаются эти слова от слов с изученной орфограммой
(Выбор написания – О или А (а не Ё), безударное положение гласного.)
– Какие бы буквы вы вставили в эти слова? Почему?
– Проверим себя. Прочитайте правило, а также слова под рубрикой «Запомни».
– Как называется эта орфограмма? (Непроверяемые буквы гласных в корне слова.)
Следует обратить внимание учащихся на графическое обозначение – знак ударения в словах.
– Как вы думаете, почему это правило включено ?
(Здесь есть два сходных условия выбора с орфограммой О/Ё – это написание после букв шипящих в корне слова.)

Осложнённое списывание слов с доски с графическим обозначением условий выбора орфограммы непроверяемой буквы безударного гласного в корне слова.





































Познавательные УУД
1.
Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).
2. Строить логические рассуждения.ие.
VI. Итог урока.
– Назовите ключевые слова (сочетания слов) урока. (Шипящий, корень, буквы Ё, О, звук под ударением, непроверяемая буква безударного гласного О.)
– Подберите и сгруппируйте примеры так, чтобы они отражали ключевые слова урока.
1) шёлк, шов (искл.);
2) ожог (сущ.), ожёг (гл.);
3) шоссе, жонглёр.
 
VII. Домашнее задание.
1. Составить схемы правил §, выучить слова­исключения.
2. Составить самодиктант (с ИКТ­поддержкой) для последующей работы в классе в группах.
Познавательные УУД
Свободно пользоваться электронными ресурсами в учебных целях.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Русский язык. 5 класс. Учебник под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. 

Интернет-ресурсы по ФГОС:

  • mon.gov.ru – сайт Министерства образования и науки РФ. Раздел Федеральные государственные образовательные стандарты содержит текст ФГОС и нормативные акты, регламентирующие введение ФГОС.
  • www.mcko.ru – сайт Московского центра оценки качества содержит методические рекомендации по реализации основной образовательной програм­ мы, раскрывает специфику деятельностного подхода при реализации ФГОС.