Разработка урока по русскому языку по теме "Правописание корней с чередованием гласных. Корни мак-мок, равн-ровн". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Урок вляется уроком повторения (по программе В.В. Бабайцевой есть  часы, отведенные для повторения орфографии в течение года).

Основная цель данного урока заключается в том, чтобы повторить ранее изученные орфограммы в корне слова и познакомить учащихся с правописанием корней с чередованием мак-мок, равн-ровн. Отсюда вытекают задачи урока: научить учащихся  применять полученные теоретические знания на практике, развивать навыки грамотного письма, совершенствовать творческие способности.

На уроке используются средства обучения: карточки с тестовыми заданиями, распечатка текста, задания для интерактивной доски (Приложения 1, 2, 4).

На уроке применяются различные технологии: ИКТ, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии и игровая. Использование ИКТ оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное – поднимает на более высокий уровень интерес детей к учебе. Такое дополнение дает возможность сочетать разнообразные средства, способствующие глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока.

Особое внимание уделяется и анализу текста, повторяются признаки текста, понятия «тип речи, «стиль речи». Эта работа способствует развитию выразительности речи, сохранению чистоты языка (ясно, логично и точно излагать свои мысли), воспитывает бережное и сознательное отношение к русскому языку.

На уроке используются и разные формы работы: индивидуальная, при которой учитываются склонности, индивидуальные особенности и интересы учащихся; фронтальная (эта форма работы помогает учащимся вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка); групповая (помогает устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать).

Учащиеся на уроке выполняют различные виды деятельности: составление предложения, производя различные действия (игра «Составь предложение» воспитывает внимание и быстроту реакции, а также этот вид работы способствует созданию мотивации к обучению); словарно-орфографическая работа на закрепление знаний и умений по правописанию корней с чередованием, изученных ранее и на данном уроке; лингвистический анализ текста; повторение морфемного и синтаксического разборов; работа с тестовыми заданиями. В конце урока выполняется дифференцированное задание: одна группа записывает слова с пропущенными буквами и графически обозначает данную орфограмму, а у другой группы задание усложняется: необходимо распределить слова, учитывая условия выбора на месте пропусков. Такая работа помогает учащимся обрести веру в свои силы, включает в посильную познавательную деятельность всех учащихся.

Данный урок, я думаю, поможет учащимся 8-ого класса не только закрепить правописание чередующихся гласных, но и испытать радость от приложенных усилий, пережить успех достижения цели.

Цель урока:  закрепить знания и умения по правописанию корней с чередованием гласных.

Образовательные задачи:

  • повторить ранее изученные орфограммы в корне слова;
  • повторить знаки препинания при деепричастных оборотах;
  • повторить общие сведения о тексте (тему, тип, стиль речи);
  • познакомиться с правописанием корней с чередованием мак-мок, равн-ровн;
  • сформулировать умения различать слова с чередованием и проверяемой гласной.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать бережное и сознательное отношение к языку;
  • способствовать сохранению чистоты языка как явления культуры;
  • способствовать воспитанию трудолюбия и взаимопонимания.

Развивающие задачи:

  • развивать логическое мышление: операция анализа, выделение главного, обобщение;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • совершенствовать творческие способности;
  • развивать выразительность речи.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с тестовыми заданиями, распечатка текста, таблица «Правописание корней с чередованием гласных».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Сегодня, ребята, мы с вами продолжим работать над правописанием корней с чередованием гласных. И начнем работу с игры «Составь предложение».

II. Синтаксическая пятиминутка

Задание. Составьте  предложение, производя следующие действия (Приложение 1):

  • В капельках дождя отражались лучи солнца – взять обстоятельство, сделав его подлежащим.
  • Хорошо пробежаться утром по росе – взять существительное, выступающее в роли обстоятельства места, употребить как дополнение, выраженное существительным в родительном падеже.
  • Взять глагол, от которого образовано деепричастие в предложении Блестя на солнце, снег лежит. Согласовать его с полученным подлежащим и поставить в настоящее время.
  • Растения выделяют кислород – взять существительное, выступающее в роли подлежащего, поставить в предложном падеже, употребив его с предлогом на.
  • Продолжить полученное предложение, включив в него деепричастный оборот.

(Капельки росы блестят на растениях, отражая лучи солнца.)

Вопросы:

1) Найдите в этом предложении орфограммы, связанные с правописанием гласных в корне слова (росы, блестят, растениях)
2) На какие группы можно разделить орфограммы на правописание гласных в корне слова? (Безударные проверяемые гласные, безударные непроверяемые гласные и чередующиеся гласные.) 
3) Назовите, какие корни с чередованием вы знаете? Приведите примеры (это было вашим домашним заданием)
4) От чего зависит написание гласных? (От ударения,  от суффикса,  от последующей согласной).

 III. Объяснение нового материала

Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной группой корней, написание которых зависит от значения. На доске запись:  – МАК – «погружать в жидкость». Пример: макать сухарь в чай. – МОК – «пропускать жидкость». Пример: непромокаемый плащ. – РАВН – «равный, одинаковый, наравне». Пример: решить уравнение. – РОВН – «прямой, гладкий, ровный». Пример: заровнять яму. Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсь! (Учащиеся заполняют 4-ую колонку таблицы по правописанию корней с чередованием в тетради для правил).

IV.  Закрепление нового материала

1) Словарно-орфографическая работа.

Промокательная бумага, непромокаемый плащ, обмакнуть перо в чернила, вымокнуть под дождем, макать хлеб в молоко, рекорды пловцов, яркий поплавок, задачи с уравнением, подравняться в строю, заровнять поверхность, проскакать на лошади, земная равнина, проскочить мимо, прикоснуться к росточку, расстилаться по долине.

2) Работа с текстом (текст представлен на интерактивной доске). (Приложение 2)   

Учитель читает текст, а учащиеся внимательно слушают. Задания и вопросы к тексту:

  • О чем этот текст? (Об отдыхе ребят в летнем лагере)
  •  Определите тип речи. (Повествование)
  • Какова цель автора? (Произвести впечатление)
  • Каков  же  стиль  данного текста? (Художественный стиль)
  • Запишите 1-ый абзац текста в тетрадь, обозначьте графически корни с чередованием.
  • Выполните морфемный разбор слов: разгоралась, позолотили, возраста, последнее предложение 2-ого абзаца разберите синтаксически.

После окончания работы один ученик выходит к доске и вставляет пропущенные буквы, а остальные ребята проверяют.

Физкультминутка. Зарядка для глаз

3) Работа с тестовыми заданиями. Самопроверка (Приложение 3).

V. Самостоятельная работа.  (Задание  на интерактивной доске.  Приложение 4)

Учащиеся делятся на две группы: 1-ая записывает слова с пропущенными буквами и графически обозначает орфограмму, 2-ая распределяет слова по 4-ем колонкам, учитывая условия выбора на месте пропусков.

VI. Подведение итогов

VII. Домашнее задание

Учащиеся заканчивают работу с текстом (у каждого есть распечатка текста).