Технологическая карта урока музыки по теме "Музыка – главный герой сказки"

Разделы: Музыка


Введение

Междисциплинарная связь в науке давно признана одним из средств ее прогресса, поэтому обращение педагогов к технологическому подходу в образовании не случайно. Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего для развивающего образования.

Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока. В ней должен быть описан весь процесс деятельности, должны быть указаны операции, их составные части.

Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельного и личностно-ориентированного подхода требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуализации урока, но и чёткой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников.

В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:

  • тщательно планирования каждого этапа деятельности;
  • максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
  • координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.

В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а виде формируемых способов деятельности.

Очевидно, что это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации учебного процесса. Для педагога становится актуальным умение планировать и стоить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Поскольку планируемые результаты обучения представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, отпадает необходимость выделения в структуре карты отдельной графы, посвященному целевому назначению проектируемого урока.

Формирование у обучающихся универсальных учебных действий – требование федерального государственного стандарта. Предлагаемая технологическая карта урока поможет организовать учебный процесс в соответствии с данными требованиями.

Технологическая карта урока

Учебный предмет: музыка

Класс: 5 класс

Тема урока: «Музыка – главный герой сказки»

Тип урока: изучение нового материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия Формируемые способы действия Осуществляемые действия Формируемые способы действия Осуществляемые действия Формируемые способы действия

Этап «Постановка цели и задачи урока»

1. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.
2. Организует беседу, выявляющую представление о сказках.
3. Подводит итог беседы.
4. Ставит цель заслушивания текста и музыки
5. Формирует группу экспертов для оценки выразительности чтения и сценического мастерства (по разработанному алгоритму)
Выдвигают предложения по теме урока.
Слушают вопросы учителя.
Отвечают на вопросы учителя.
Выделить существенную информацию из текста сказки
Выделить гипотезу и обосновать ее.
Осуществить актуализацию личного жизненного опыта.
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме Слушать собеседника.
Строить понятные для собеседника высказывания
Контролируют правильность ответов обучающихся Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Этап «Работа над содержанием материала»

Организует работу по первичному чтению текста С.Есенина «Поёт зима, аукает…», сказки «Музыкант – чародей». Трое обучающихся последовательно один за другим вслух читают текст стихотворения.

Работа осуществляется с целью

  • отработки приёмов выразительного чтения,
  • понимания обучающимися содержания текста.
Анализировать
  • степень выразительности чтения,
  • содержание поэтического произведения.
Весь класс в фронтальном режиме слушает сказку Понимать на слух текст стихотворения и сказки. Группа экспертов по ходу чтения оценивает его выразительность по ранее разработанному алгоритму. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Выявлять отклонения от эталона.
Осуществлять взаимоконтроль
Организует обсуждение поэтического произведения, задает вопросы:

– Чтобы же стало с этим стихотворением без музыки?

Организует обсуждение сказки.

– Понравилась сказка?
– Назовите героев сказки.
– Почему волки отступили от музыканта?
– Кто же главный герой сказки?

Участвуют в беседе по сюжету текста Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Участвуют в обсуждении содержания произведения во фронтальном режиме Понимать на слух ответы обучающихся и уметь формулировать собственное мнение и позицию.
Уметь использовать речь для регуляции своего действия.
В ходе заслушивания ответов обучающиеся осуществляют самоконтроль понимания текстов. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Осуществлять самоконтроль.
1. Организует обсуждение степени выразительности чтения.
2. При необходимости корректирует результаты работы группы экспертов.
3. Оценивает (выставляет отметки) по результатам выразительного чтения стихотворения.
Трое обучающихся («спикеры») из группы экспертов озвучивают подготовленный анализ степени выразительности чтения каждого из троих школьников. Доказывать, аргументировать свою точку зрения. Все остальные обучающиеся выслушивают «спикеров» группы экспертов. Понимать на слух ответы обучающихся.

Эксперты.

  • осознанно строить речевое высказывание;
  • строить высказывания понятные для партнеров;
  • рефлексия своих действий (полное отображение и условий осуществляемых действий).
В ходе заслушивания выступлений «спикеров» остальные школьники контролируют правильность и полноту проведенного анализа степени выразительности чтения.
По мере необходимости используют, дополняют, уточняют озвученный анализ.
Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Обнаруживать отклонение от эталона.
Осуществлять взаимоконтроль.
Адекватно воспринимать оценку учителя.
Организует чтение сказки с фиксацией внимания обучающихся
  • на развитие сюжета;
  • выразительности чтения.
Обучающиеся вслух по ролям (сколько героем – столько и читающих текст) читают текст сказки с фиксацией внимания:
  • на развитие сюжета;
  • выразительности чтения.
Осуществлять анализ объектов произведения с выделением последовательности развития сюжета. Все остальные обучающиеся слушают чтение по ролям. Выразительно читать.
Понимать на слух ответы обучающихся.
В ходе заслушивания ответов обучающихся осуществлять самоконтроль понимания текста сказки. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Этап «Работа над смыслом произведения»

Ставит цель на выявление:
. черт характеров героев с подтверждением из текста сказки,
. роли и значения каждого из персонажей,
. смысла сказки.
2. Организует деление класса на группы для обмена мнениями и уточнения характеров героев сказки.
3. Регулирует работу групп, по мере необходимости, помогает в выполнении задания.
Анализируют сказку с целью определения:
  • характеров героев,
  • роли и значении каждого из персонажей;
  • смысла текста сказки.

Согласуют между собой:

  • характеристику героев сказки,
  • мнения о роли и значении каждого из персонажей.

Дают обобщающий вывод о смысле сказки.

Осуществляют анализ объектов сказки с выделением существенных смысловых признаков. В группах корректируют усилия по решению учебной задачи. Согласовывать усилия по решению учебной задачи.
Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. Учитывать другие мнения.
Осуществлять взаимоконтроль процесса выполнения задания. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Обнаруживать отклонение от эталона.
1. Организует обсуждение характеров героев сказки.
2. Организует обсуждение обещающего вывода о смысле сказки.
3. Оценивает результаты обсуждения характеров героев сказки и выявления смысла текста.
Участвуют в беседе по обсуждению характеров героев сказки. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Обосновывать мнение.
«Спикеры» групп озвучивают ответы, подготовленные группой:
. от каждой группы заслушивается сообщение об одном личностном качестве героев сказки.
. вывод о смысле сказки с обоснованием.
Строить высказывания, понятные для партнёров.
Рефлексия своих действий ( полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).
Понимать на слух ответы обучающихся.
Прослушивают ответы спикера группы. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Этап «Домашнее задание»

Объясняет сущность домашнего задания:
  • придумать свою сказку про волшебную силу музыки.
  • нарисовать иллюстрацию к сказке «Музыкант – чародей».
Участвуют в беседе по обсуждению, какой должна быть музыка. Обосновывают своё мнение     Прослушивают домашнее задание, записывают в дневник