Экскурсия "Ростокино и кинематограф"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Пополнить знания слушателей о достопримечательностях района Ростокино и мест связанных с кинематографом.
  • Пробудить интерес к истории района.
  • Рассказать о некоторых названиях улиц, вспомнить улицы-юбиляры.
  • Познакомить с расположением улиц, по некоторым из них пройтись.
  • Формировать уважение к людям творчества, талантливым мастерам своего дела.
  • Привить интерес к творчеству кинематографии, патриотические качества, трудолюбие.
  • Развивать чувства любви и уважения к малой родине, расширять кругозора.
  • Создать условия для взаимодействия и взаимопомощи участников на экскурсии.
  • Воспитывать культуру общения.

– Здравствуйте. Я ваш экскурсовод. Зовут меня ... Наша экскурсия посвящена моему любимому району Ростокино и кинематографу.
Однажды, я прислушалась к названию района Рост-кино или Росток-кино. Вот и задумалась – есть ли связь между этими словами?

Хотела бы напомнить, что Д.А.Медведев 2012 год объявил Годом российской истории. Какова же история Ростокина? В далеком прошлом в этой местности располагалось село Ростокино. Первые документальные упоминания о нем относятся к XV веку. Существует две версии толкования названия. Одна предполагает связь со старорусским географическим термином «растока», «ростока», указывавшие на место раздвоения реки на два потока. Сторонники этой гипотезы указывают на Яузу и впадающую в нее речку Горяинку, на берегах которых и располагалось Ростокино. Другие связывают происхождение название с личным именем Росток. Ростокино вошло в границы города Москвы 95 лет тому назад (после строительства Окружной железной дороги). Название села сохранено в названии района Ростокино, Ростокинского акведука, путепровода, улицы, Ростокинских мостов и станции малого кольца МЖД.

Ростокино – район небольшой, напоминает тихий, утопающий в зелени провинциальный городок. Восточная и северная границы района проходят по путям окружной и октябрьской железных дорог. Мы начнем экскурсию с южной границы – улица Э. Кадомцева и Сергея Эйзенштейна, западная – улица Вильгельма Пика.

«А я иду, шагаю по Москве,
И я пройти еще смогу»

– Знакомые строчки знаменитой песни. А кто автор этих строк? (Геннадий Фёдорович Шпаликов.)
– Из какого кинофильма? (Кинофильм Г. Данелия “Я шагаю по Москве”, а сценарий написал Геннадий Фёдорович Шпаликов.) Мы ещё вспомним этого советского поэта, кинорежиссёра, киносценариста.

Нам трудно представить себе жизнь без кино. А ведь кино появилось не так уж давно. В конце 19-го в. был изобретен аппарат, который мог снимать на пленку движущиеся предметы, людей, животных – в общем, движение. Этот аппарат назвали кинематографом, от греческих слов «кинема» – «движение» и «графо» – «пишу, записываю» (в последствии такой аппарат стали называть кинокамерой). Вот тогда и возникло киноискусство, то есть искусство создания кинофильма.Чтобы получился фильм, который вы видите на экране, нужен творческий труд людей разных профессий.

Работа над фильмом начинается со сценария – особого вида художественной литературы. В сценарии до деталей разработано содержание будущего кинофильма, определено место и время событий, которые увидят зрители. В соответствии с содержание сценария подбираются актеры на роли героев фильма, художники готовят костюмы и декорации, композитор пишет музыку к фильму.

Во главе коллектива, создающего фильм, стоит кинорежиссер. Он работает с актерами, руководит операторами, художниками, гримерами, костюмерами.

Снимает фильм на пленку кинооператор. От него зависит, чтобы каждая сцена стала наиболее яркой и впечатляющей.

Успех фильма во многом зависит от актеров. Ведь это актеру, нашему современнику, приходится жить и жизнью человека средних веков или становиться человеком будущего, мчаться в атаку с саблей наголо или ползти по глубокому снегу под обстрелом. В очень короткое время актер кино должен многому научиться, многое понять.

Фильм снимается не сначала до конца в том порядке, как мы видим на экране, а отдельными кусками. Их бывает до 400-500. Соединение этих разрозненных кусков в единое целое называется монтажом. Монтаж – очень важная часть работы над фильмом.

Но вот огромная творческая работа завершена. Фильм готов. Образы кинокартины ожили на экране.

Фильм совершает путешествие по всему земному шару, заставляя людей, чувствовать и думать, негодовать и верить.

Лучшие кинофильмы отмечают премиями на международных кинофестивалях.

Как же связано Ростокино с кинематографом?

Школы 352 расположена на улице Малахитовая (1967), которая названа по произведению советского писателя П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка». В этом году эта улица юбиляр – 45 лет. В здании школы работает музей «Сказы П.П.Бажова».

В стенах здания школы было снято несколько эпизодов к детскому юмористическому киножурналу «Ералаш».

«Мальчишки идевчонки…
Атакже ихродители…
Веселые истории
Увидеть, нехотители?».

Например: выпуск № 98, сюжет «Перебор». Режиссёр Н. Репина, оператор В. Головченко. Киностудия им. Горького, 1993 год. Несколько учащихся нашей школы в нем снимались. Конечно, они не настоящие артисты. А где готовят кинозвезд? (В институте )

Перед школой мы видим пятиэтажное здание. Давайте подойдем ближе.
Кто-нибудь знает, что располагается в этом здании? (Ответы детей). Это Колледж кинематографии. Учебный корпус, в котором проводятся занятия. Здесь имеется кинозал, компьютерные классы, студенческое кафе, учебные классы. А когда-то это было общежитие ВГИКа, в котором жили, встречались студенты: В.Шукшин, А. Тарковский …

Продолжим экскурсию. Проходим в автобус.

Мы едем по улице Будайской. Она названа по названию речки. Но речки мы не видим, так как часть реки взята в трубы. Сейчас мы пересекаем улицу Малахитовую и едем по проезду Э.Кадомцева.

Перед нами дом №1. Выходим из автобуса. Посмотрите вверх на печную трубу, что вы видите. Прочитайте.(1957 г.) Как вы считаете, почему эти цифры здесь выложены? (Детские ответы) Верно, 1957 год – это год постройки данного дома. А раньше здесь люди жили во временных, быстро возводимых строениях, которое называли бараками.

Прочитаем, что написано на памятной доске.

Имя,Э.Кадомцева, сегодня не слишком широко известно. Родился в городе Бирске, но скоро семья переехала в город Уфу.

Интересно. Их дом посещали политические ссыльные, в том числе Н. Крупская (революционерка, общественный и культурный деятель. Жена основателя СССР – В. И. Ульянова (Ленина), отбывавшая в Уфе ссылку. В 1900 году посетил их дом и В. И. Ленин (создатель первого в мировой истории социалистического государства).

Эразм Самуилович Кадомцев, организатор рабочего движения на Урале, командующий внутренними войсками, иначе ОГПУ. Куда его только не направляли: и на защиту границы, и на создание оросительной системы в Туркестане, заведовал автопромом в Москве. В 1923 году Э.С.Кадомцев был назначен заведующим Госкино. Зарождавшееся советское киноискусство переживало тяжелую пору. Не хватало оборудования, пленки.

Впервые переступил порог этого учреждения. Собрал сотрудников:

– Моя фамилия Кадомцев. Я большевик. Давайте вместе заниматься кинематографом.

Он предложил несколько тем для будущих фильмов. Один из них – «На крыльях ввысь» о советских летчиках, героях Гражданской войны. Вскоре фильм вышел на экраны и пользовался успехом.

А год спустя молодой режиссер Сергей Эйзенштейн поставил фильм, вошедший в золотой фонд советского кино, – «Броненосец «Потемкин» (1925г.). Еще на Таммерфорсской конференции Эразм Кадомцев узнал подробности подвига потемкинцев и много лет мечтал о достойном воплощении его в искусстве.

Вот так и сошлись пути-дороги режиссера из Риги Сергея Эйзенштейна и революционера из Уфы Эразма Кадомцева. Вместе они создали фильм «Броненосец «Потемкин». Один подал идею, другой ее воплотил.

В 1967-м, в год 50-летия Октябрьской революции, решили назвать зеленый проезд от акведука до железной дороги именем Э.С.Кадомцева. Уже 45 лет этот проезд носит имя Э. Кадомцева.

Проходим в автобус. Выезжаем опять на улицу Малахитовую. Слева видим желтого цвета здание, бывшая областная библиотека им. Н.К.Крупской. Вот и сквер им.П.П.Бажова, который был,облюбовал для съёмок киносериала «Глухарь».

Напротив сквера скульптура Ростокинского дворника. Идея столь необычного создания памятника принадлежит бывшему главе управы П.М.Поволоцкому. А воплотили ее в жизнь члены Московского Союза художников Владимир Лепешов и Андрей Асерьянц. Торжественное открытие памятника состоялось в 2006 году во время празднования Дня города.

Посмотрите вперед. Перед нами 2-й Ростокинский мост через реку Яузу – автодорожный, а дальше поменьше 1-ый Ростокинский мост по нему проложено трамвайное полотно. А есть и 3-ий пешеходный Ростокинский мост. Он расположен в 400 метрах выше по течению от 1-го и 2-го Ростокинских мостов. Этот пешеходный мост через Яузу построен в 2004-2006 гг. и является первым мостом вантовой конструкции в Москве.

Едем по проспекту Мира, которому в этом году исполнилось 55лет.Ранее, после октябрьского переворота, улица не долго носила название 1-й Гражданской. Проспект Мира – такое название улица получила в 1957 году в связи с проходившим тогда в Москве Всемирным фестивалем молодежи.

Свернули на улицу С.Эйзенштейна. Посмотрите налево, вот скульптура «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. У вас эта композиция, наверно, ассоциируется с Выставкой достижений народного хозяйства, но и, конечно же, – с киностудией «Мосфильм» – крупнейшей в России и одной из самых технически оснащенных киностудий в Европе. Трудно представить, что когда-то мосфильмовские картины не были узнаваемы с первых секунд...

А начало этой традиции положено 65 лет (2 июля 1947). Впервые появился символ «Мосфильма» – скульптура «Рабочий и колхозница», в картине Григория Александрова «Весна».

688c65e102fd8ef1a033aed4ea9b979b

«Мосфильм» был главной киностудией страны, было принято решение, что каждому показу фильма должны предшествовать соответствующий ассоциативный символ. Для выбора такого символа была создана специальная комиссия, в состав которой вошли деятели культуры. В результате комиссия выбрала скульптуру «Рабочий и колхозница». Монумент к тому времени уже был известный не только в нашей стране, но и за рубежом – как символ нерушимого союза рабочего класса и крестьянства и достижений Советского Союза (В 1937 году скульптура «Рабочий и колхозница» впервые принимала участие во «Всемирной выставке в Париже», где получила награду). Специально для «Мосфильма» Вера Мухина сделала копию монумента, которая хранится на киностудии.

В 1946 г. на «Мосфильме» был снят художественный фильм «Каменный цветок» по сказу П.П.Бажова. На Каннском кинофестивале он получил приз за лучший цвет. На территории «Мосфильма» сохранились декорации из этого фильма, в виде большого камня, а на нем огромная ящерица.

Эта улица раньше называлась 4-й Сельскохозяйственный проезд. Переименована в 1968 году в честь Сергея Михайловича Эйзенштейна (1898-1948) ? кинорежиссёра, основоположника советской кинематографии, который многие годы преподавал во ВГИКе, расположенном на соседней улице Вильгельма Пика.

Несколько штрихов о его биографии. Сергей Эйзенштейн родился 22 января (по старому стилю – 10 января) 1898 в Риге в семье архитектора. Он был единственным сыном. Мальчик прекрасно рисовал, много читал, увлекался театром. С раннего детства изучал сразу три иностранных языка. В 1915 году Сергей окончил Рижское реальное училище, затем три года учился в Петроградском институте инженеров. Не закончив учёбы, он добровольцем ушёл в Красную Армию. На фронте С. Эйзенштейн «прошел путь от телефониста до техника и прораба», был сапером, техником-строителем, одновременно участвовал в самодеятельности как художник, актер и режиссер. В 1924 году пришел в кино.

Эйзенштейн обладал необыкновенной способностью заставлять собеседника говорить на самые основные, глубокие темы. Он как бы вытаскивал из вас мысль, которая, может быть, дремала бы, умерла бы вовсе не вскрытой, если бы не разбудил ее Эйзенштейн.

Вот так же он разбудил и всю советскую кинематографию. Своим «Броненосцем» он первый сказал всему миру, кто мы и на что способны.

Интересный факт. Для мировой кинокультуры «Броненосец «Потёмкин» явился откровением. В 1952 году Бельгийская Синематека предложила пятидесяти восьми кинорежиссерам Европы и Америки назвать десять лучших фильмов всех времен и народов. В итоговом списке «Броненосец «Потёмкин» занял первое место.

Последние крупные работы Сергея Эйзенштейна – кинофильмы «Александр Невский» и «Иван Грозный». Кинокритики осудили постановку кинофильма «Иван Грозный». С.М. Эйзенштейну в категорической форме было предложено переработать фильм. Режиссёр тяжело переживал судьбу своего детища, болезнь сердца резко обострилась, и он скоропостижно скончался, едва перешагнув через свой пятидесятилетний рубеж.

Проедем дальше. Выходим из автобуса. Проходим к дому № 6, в котором с 1961 года по 2001 год жил режиссер Станислав Иосифович Ростоцкий. На мемориальной доске, которую открыли 2 декабря 2011года, режиссер С.И. Ростоцкий изображён в ковбойской шляпе: на съёмочной площадке он носил её, почти не снимая. Доска установлена на той стене, которая смотрит на здание Киностудии имени Горького, где Ростоцкий проработал более 35 лет.

Станислав Иосифович Ростоцкий в воспоминаниях, которые он назвал «На улице Эйзенштейна» писал: «В 1968 году жена мне сказала: «Я тебя поздравляю… С сегодняшнего дня ты живёшь на улице Сергея Эйзенштейна». Да, действительно тогда 4-й Сельскохозяйственный проезд, на котором стоял наш дом, переименовали. С этого дня я жил на улице своего учителя…»

Тяга к кино у него возникла в раннем детстве, когда пятилетний Стасик впервые увидел картину С. Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин». В 1936 году, 14-летним мальчишкой, по счастливому стечению обстоятельств встретился с великим режиссером, попал на кинопробы, а затем и на съемки фильма «Бежин луг». В 16 лет Ростоцкий вновь пришел к режиссеру и изложил свои планы, которые заключались в том, что он «согласен чистить ему ботинки, бегать в магазин и мыть посуду, если он за это будет его учить». Эйзенштейн рассмеялся и взамен посуды и гуталина предложил ему для начала прочитать 20 томов «Ругон-Маккаров» Золя, смотреть импрессионистов, слушать музыку Равеля, Дебюсси, изучить биографию Оноре? де Бальзака. Идя к своей цели, Станислав Иосифович сидел в Ленинской библиотеке, посещал музеи, сидел в консерватории, каждодневно приобщаясь к звукам, цвету, содержанию и форме определенного интереснейшего момента в истории развития мирового искусства. Дружба с мастером продолжалась до конца его жизни.

В 1940 году Станислав окончил школу и поступил в Институт философии и литературы. Этому во многом способствовали занятия с С.Эйзенштейном. Режиссурой они практически не занимались. Великий мастер убеждал ученика, что режиссуры не бывает без знаний – нужны не двадцать, а тысячи и тысячи томов. Ростоцкий продолжал упорно заниматься в твердой уверенности, что путь его лежит прямиком в Институт кинематографии. Однако началась война, ВГИК эвакуировался, а он пошел защищать Родину.

Первый раз Станислав Ростоцкий появился во ВГИКе (нынешняя улица Вильгельма Пика ) в августе 44-го Кавалер ордена Красной Звезды рядовой 6-го гвардейского кавалерийского корпуса, без ноги, на протезе, пришёл поступать на режиссёрский факультет ВГИКа. Учился семь лет. В 1952-м получил направление на Центральную студию детских и юношеских фильмов имени М. Горького. Именно здесь Станислав Иосифович снял такие картины: «Дело было в Пенькове», «А зори здесь тихие…», «Белый Бим Чёрное Ухо», «Эскадрон гусар летучих», «И на камнях растут деревья».

Каждая его картина вызывала не просто интерес – полное созвучие в душе зрителя и становилась событием. Станислав Ростоцкий – лауреат Ленинской премии, двух Государственных, премии Ленинского комсомола, заслуженный деятель искусств, народный артист СССР.

Ростоцкий не нашёл себе места в российском кинематографе и предпочёл поселиться вдали от Москвы – около Выборга.

Отдушиной Ростоцкого стал кинофестиваль «Окно в Европу» в Выборге. Он подолгу – по полгода и дольше – жил в доме на берегу Финского залива, думал, рыбачил. Там же, на шоссе Высоцк – Выборг, 11лет назад, в августе 2001 года остановилось сердце режиссёра.

Его жена, Нина Евгеньевна, прожила в квартире на Эйзенштейна ещё 6 лет, её не стало в 2007-м. Сын Ростоцкий Андрей, заслуженный артист России, погиб на съёмках фильма «Моя граница» через год после отца.

За 30 лет жизни С. Ростоцкий снял 11 фильмов, получил 4 госпремии и 7 орденов.

Инициатором открытия мемориальной доски Станиславу Ростоцкому стала Марианна Ростоцкая, его невестка. Она живёт в том же доме, на Эйзенштейна.
Ею создан фонд Ростоцких – Станислава Иосифовича, Андрея и Нины Евгеньевны.

Пройдём к дому № 8.Это киностудия им. М. Горького. В прошлом – это «Союздетфильм».Старейшая московская киностудия, основанная в 1924 году. В 1936 году студия стала специализироваться на фильмах для детей, и с тех пор здесь было снято огромное количество замечательных фильмов, которые вошли в историю. В 1941– 1943 годах киностудия была временно эвакуирована в Сталинабад.

Интересный факт. Как киностудии получила имя М.Горького.

После Великой Отечественной войны встал вопрос о том, чтобы сделать Союздетфильм филиалом Мосфильма. Но режиссер Марк Донской отправился к Ворошилову: «Эмблема «Союздетфильма» получила мировое признание благодаря моей трилогии о Горьком. Нигде в мире нет студии детского кино, а у нас есть. Неужели же вы её закроете?» Ворошилов проникся и пошёл уговаривать Сталина. Тот ответил: «Ну, раз там знаменитая трилогия была снята, то давайте присвоим студии имя Горького и оставим её в покое». В 1948году была переименована в Киностудию им. М. Горького.

Территория студии– 35.000 кв.м.Общая площадь помещений– 33.740 кв.м Съемочные павильоны– 3119,7 кв.м

Студия имеет 5съемочных павильонов смеханизированными рабочими потоками иэффективной акустической обработкой, обеспечивающей синхронную запись звука.

Пройдем вперед. Мы идём по улице Вильгельма Пика. Здесь расположился ВГИК им. С.А. Герасимова. Полное наименование Университета: «Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова».

В университете работают более 214 преподавателей. В главном учебном корпусе по адресу ул. В.Пика, 3 находятся: учебные аудитории для проведения теоретических занятий; лаборатории для выполнения практических заданий; 12 творческих мастерских (т.е. малых театральных площадок), 8 просмотровых кино-видеозалов; актовый зал на 340 мест; библиотека; 2 компьютерных класса; 2 лингафонных кабинета; типография; столовая на 100 мест; спортзал; медпункт и т.д. Фильмотека и видеотека университета располагают обширной коллекцией отечественных и зарубежных фильмов.

Выпускники ВГИКа – это успешные режиссеры кинофильмов, актеры театра и кино, продюсеры, редакторы и кинокритики. В разное время здесь учились Сергей Бондарчук, Людмила Гурченко, Никита Михалков, Эльдар Рязанов и многие другие уважаемые деятели сферы искусства.

2009 год – год празднования 90-летия ВГИКа. К этой дате приурочена официальная церемония открытия скульптурной группы, посвященной всем вгиковцам.

Автор скульптурной композиции – Алексей Благовестнов. Автор идеи – режиссёр и сценарист, народный артист России, а также ведущий мастер режиссерского факультета ВГИК С.А. Соловьев особенно подчеркнул, что это не официальный памятник, а «сердечная скульптурная композиция, посвященная вгиковскому студенчеству и его свободному духу».

Сергей Александрович Соловьев пояснил, почему в скульптурной группе объединены три фигуры – А. Тарковский, Г. Шпаликов и В. Шукшин: «Они никогда не были профессорами ВГИКа, не были руководителями ВГИКа, ни членами ученых советов, но у них хватило сил определить художественное лицо отечественной и мировой кинематографии второй половины XX века».

Кинорежиссер, народный артист РСФСР и председатель Союза кинематографистов Н.С. Михалков отметил, что А. Тарковский, Г. Шпаликов и В. Шукшин – разные художники, в жизни которых самым главным было их творчество. «Они не изваяния, они – живые, настоящие, большие русские художники».

Замысел скульптуры в том, чтобы «вызывать в людях мысли о том времени». Три фигуры расположены на разной высоте– Шукшин сидит, а Тарковский и Шпаликов стоят рядом. Общая высота композиции– почти 2 метра. Эти трое сильно отличаются друг от друга происхождением, взглядами на жизнь, творчеством. Объединило их, как считает автор идеи, стремление к истине.

Рядом с университетом идет строительство учебного корпуса с реконструкцией лаборатории по обработке пленки.

Пройдем в автобус.

Послушайте мой рассказ об этих известных выпускниках ВГИКа, их связывало многое – они не только учились вместе, окончив курс Михаила Ромма (Тарковский и Шукшин – режиссерский факультет, а Шпаликов – сценарный), но и были близкими друзьями.

На ступеньках сидит студент в телогрейке, кепке и сапогах. Это – Василий Макарович Шукшин. Он родился 25 июля 1929 года в селе Сростки, Бийского округа, Сибирского края в крестьянской семье.

Окончив семилетку, учился в автомобильном техникуме, через два года ушел из техникума. Вернулся работать в колхоз. Снова уезжает из родного села. В Калуге работал слесарем, во Владимире – разнорабочим. С 1949 по 1953 год служил матросом на Балтийском флоте, потом радистом на Черноморском флоте. Тут он впервые попытался писать рассказы. В 1953 году демобилизовался с флота из-за обнаружившейся язвы желудка и вернулся в родное село. Василий Макарович сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости в сростинской средней школе .

Пошёл работать учителем русского языка и словесности в Сросткинской школе сельской молодёжи. Некоторое время был директором этой школы.

В 1954 году Шукшин отправился в Москву поступать во ВГИК. Чтобы собрать деньги на дорогу, его мать продала корову. Поступил во ВГИК на режиссерское отделение, где постигал искусство кинематографии в мастерской Михаила Ромма.

Во время учёбы во ВГИКе, по совету М.Ромма, Шукшин начал рассылать свои рассказы в столичные издания. В 1958 году в журнале «Смена» был опубликован его первый рассказ «Двое на телеге».

В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме С.А.Герасимова «Тихий Дон» (вторая серия) он сыграл в крошечном эпизоде– изобразил выглядывающего из-за плетня матроса. С этого матроса и началась кинематографическая судьба Шукшина-актёра.

Во время учёбы во ВГИКе в 1958 году Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме М.М.Хуциева «Два Фёдора». Актёрская карьера складывалась вполне удачно. С 1963 года работает режиссером на киностудии им. М.Горького, снимает свой фильм «Живет такой парень».

2 октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину».

Второй студент стоит, задумавшись, в костюме, при галстуке, в начищенных ботинках – советский кинорежиссёр и сценарист Андрея Арсеньевич Тарковский. Родился он 4 апреля 1932 г. (80 лет)в селе Завражье (Костромской области)

Главным педагогом и наставником Тарковского в годы его учёбы стал Михаил Ромм, воспитавший многих кинорежиссёров. М.Ромм был учителем, развивавшим в своих учениках творческую индивидуальность и верность своей правде.

На третьем курсе А. Тарковский встречает в монтажной Андрея Кончаловского, в то время первокурсника режиссёрского отделения. С этого момента начинается их творческая дружба и соавторство. Они обнаруживают много общего во взглядах на кинематограф, им нравятся одни и те же режиссёры– А. Довженко, А. Куросава.

В 1960 году Тарковский закончил ВГИК с отличием и получил диплом №756038.

Третий студент. Загадочная улыбка, пальто и вязаный шарф. Геннадий Фёдорович Шпаликов родился 6 сентября 1937г. (Сегежа, Карельская АССР)– советский поэт, кинорежиссёр, киносценарист.

Родился в семье военного инженера Федора Григорьевича Шпаликова.

В июле 1955 окончил Киевское суворовское училище, куда был направлен в 1947 году военкоматом Ленинградского района. Там же, в суворовском училище, начал писать рассказы и стихи. Вот одно:

Москва, Москва, люблю тебя как сын,
Как русский пламенно и нежно,
Люблю поток твоих машин,
И летний воздух свежий.

Это строчки из песни «А я иду, шагаю по Москве». В фильме мы их не услышим. Они были вырезали.

С 1956 по 1961 гг. учился во ВГИКе на сценарном факультете. Первая крупная сценарная работа Шпаликова, снятый Марленом Хуциевым кинофильм «Застава Ильича». Фильм подвергся жестокой цензуре, из него был исключен ряд сцен. В ходе разбора фильма, Шпаликов выступил с резкой критикой произошедшего с фильмом.

Он прожил 37лет. 6 сентября ему бы исполнилось в этом году 75 лет.

Поворачиваем направо. Въезжаем на улицу Леонова. Слева окружная железная дорога. Справа вы видите единственную в нашем районе станцию « Ботанический сад». Интересно. В проекте станция носила название «Ростокино». Затем название поменяли на «Ботанический сад».

Станция имеет два выхода.Она была открыта 29 сентября 1978года в составе Калужско-Рижской линии метро и названа по расположенному рядом центральному входу Главного ботанического сада. За время существования название не менялось.

Здание станции метро использовалось в съёмках художественного фильма «Гостья из будущего» (Киностудия им. Горького, 1985г.) Во 2 серии есть крошечный эпизод, который снимался на фоне южного павильона станции. Купол для здания космопорта и летающую тарелку добавили с помощью комбинированных съемок.

073_1.jpg

073_f.jpg

Мы продолжаем движение по улице 1-я Леонова, она так названа по названию села Леонова. Справа небольшой зеленый массив и вдали виднеется церковь Ризоположения Богородицы составляют единый природно-архитектурный ландшафт. Храм стоит на государственной охране. Ему 290 лет.

Село Леоново снесено в 1980-е годы, а название села осталось. Эта улица переходит в улицу Докукина. Названа в 1964 г. в память о военном лётчике, командире эскадрильи гвардейского авиаполка, Герое Советского Союза Иване Архиповиче Докукине (1920-1943), который погиб в воздушном бою. Жил в этом районе. Учился в школе № 269 (ныне – ЦО № 1499).

Перед нами кирпичный дом (улица Докукина, дом 5, корпус 1) на нем установлена мемориальная доска морскому разведчику, дважды герою Советского Союза Виктору Николаевичу Леонову.

Так же в этом доме жил и актер Виктор Иванович Косых. Родился он 27 января 1950 года в городе Алапаевск (Свердловской области). В кино – с 13-ти лет. Виктор Косых окончил актерский факультет ВГИКа (мастерская Сергея Бондарчука). После окончания продолжил активно сниматься в кино и работал в московском театре «Темп» при Союзе театральных деятелей. Он сыграл в 40 фильмах. Миллионы зрителей любят и помнят его работы в картинах «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен» и «Неуловимые мстители». Пионер Костя Инночкин и бесстрашный Данька стали героями нескольких поколений. Немногие знают, что Виктор Иванович был мастером спорта по самбо и конному спорту. В последние годы из-за проблем со здоровьем Виктор Косых почти не снимался. Прожил в этом доме до своей смерти, ему был тогда 61 год.

Хотела бы обратить ваше внимание на такой факт. Его старший сын учился в нашей школе № 352 у учителя начальных классов Старостиной Натальи Наумовны.

Въезжаем на улицу Ростокинская, бывший 5-й проезд Ростокинского студенческого городка был переименован в Ростокинскую. В этом году ей исполнилось 40 лет.

Школа №1499, бывшая школа № 269. В ней учился и закончил 7 классов 1937 году (75 лет) Герой Советского Союза Иван Архипович Докукин.

Справа вы видите Московский Детский Камерный Театр Кукол, он открылся 13 ноября 1990 года.

Вот школа № 10, бывшая школа №608. В ней снимали эпизоды к фильму «Однажды двадцать лет спустя» в главной роли Наталья Гундарева и Виктор Проскурин.

Заканчиваем нашу экскурсию у нашей школы. В ее здании был снят эпизод кинофильма «Карнавал». В главной роли Ирина Муравьева.

Как видим, Ростокино близко связано с кинематографом. Наверно, я бы объединила в такой последовательности слова «росток + рос(российское ) + рост + кино» .

Если есть вопросы, задайте.

Разрешите экскурсию закончить. Всего вам наилучшего.

Литература.

  1. Горбаневский М.В. Тайны московских улиц – М.: «Московский учебник-2000», 1997, с. 317
  2. Москва 850 лет. Северо-Восточный административный округ: юбилейное издание префекруры под ред. В.А.Виноградова. – М.: АО «Московские учебники и католитография», 1997. – с. 96
  3. Романов А.А. Мосвоведение – история столицы,М.: «Советский спорт», 2006, с. 349
  4. Шкловский В. Б. Эйзенштейн.– М.: «Искусство», 1976.– С.296.
  5. Кадомцев Э., Воспоминания о молодости, М., 1937; Первая конференция воен. и боевых орг-ций РСДРП. Ноябрь 1906 г., М.,
  6. Москва – М.: Мир энциклопедий, 2005 – с.160
  7. Двинский Э., Кольца и радиусы Москвы,М.: «Московский рабочим», 1986, с. 479
  8. История московских районов: энциклопедия /под ред. К.А.Аверьянова – М.: Астрель, АСТ, 2008 – с.830
  9. С. Ростоцкий На улице Эйзенштейна
  10. Книги на сайте «Все о киноисскустве, кино, кинематографии», с.284,290;07.10.2012г.
  11. Газета «Ростокинская панорама» №7 август 2011, статья «Он предложил идею «Броненосца «Потемкина»
  12. ВГИК 2000,Спровочно-информационный альмонах, ВГИК
  13. «Википедия»
  14. Брошюра. «Год российской истории в Ростокине 2012», Ростокино
  15. Газета «Звездный бульвар» №35 декабрь 2011г., статья «Дело было в Ростокике».