Занимательные упражнения по формированию ритмической способности у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Разделы: Логопедия


Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмически повторяемость однородных слогов, затем чередование разнородных. Отмечается тесная связь лепета с ритмическими движениями: ребенок ритмично взмахивает руками, прыгает, стучит игрушкой, при этом выкрикивает слоги в ритме движений, а как только движения прекращаются, он умолкает.

Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы, способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры,усвоению фонематической системы языка,развитию звуковой стороны речи, ускоряет развитие других лингвистических способностей (например, словообразования).

В данной статье обобщен материал традиционных и авторских упражнений по развитию ритмической способности у детей, имеющих особенности развития.

Использование данных упражнений на логопедических занятиях обеспечит успешное решение коррекционно-развивающих задач.

Упражнение "Повторялки"

Цель. Соотносить ритмический рисунок движений рук с речевым ритмом.

Дети стоят на коленях в кругу. Им предлагается ряд движений в ритме,который задает логопед фиксируя силовое напряжение в начале и в конце движения.

1. Удар правой рукой об пол перед собой: та.

2. Удар правой рукой справа от себя: та.

Удар левой рукой слева от себя: та.

3. Удар рукой об пол справа от себя: та.

Удар левой рукой об пол слева от себя: та.

Два удара рукой об пол перед собой: тата.

4. Удар рукой об пол справа от себя: та.

Удар левой рукой об пол слева от себя: та.

Три удара об пол перед собой: татата.

5. Частые удары перед собой слева на право: тататататататата.

Упражнение "Вертушка"

Цель. Соотносить ритмический рисунок, движения рук с речевым ритмом.

Выполнение пассивной гимнастики кисти и пальцев рук сопровождается звуковыми комплексами, слогами.

Последовательное вращение каждого пальца руки ребёнка по часовой стрелке и против неё сопровождается мелодичным произнесением или пением цепочки повторяющихся слогов: большой палец – “па-па-па”, указательный – “та-та-та”, средний – “ка-ка-ка”, безымянный – “ля-ля-ля”, мизинец “ма-ма-ма”.

Упражнение "Пружинки"

Цель: та же.

Последовательное растягивание межпальцевых складок путём отведения каждого пальца руки, начиная с большого, сопровождается восклицанием “опа!”.

Упражнение"Кукушка"

Цель: та же.

Последовательное сгибание, разгибание каждой фаланги пальцев руки сопровождается эмоциональным восклицанием “ку-ку!”.

Упражнение"Медвежонок"

Цель: та же.

Последовательное разминание большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного пальцев, большого пальца и мизинца сопровождается звукоподражанием “то_п” (на звук “п” логопед легко сжимает кончики пальцев ребёнка).

Упражнение"Веселые горки"

Цель: та же.

Последовательное прокатывание межпальцевого пространства между указательным и большим, средним и указательным, безымянным и средним, мизинцем и безымянным пальцами раскрытой ладонью логопеда сопровождается эмоциональным восклицанием “ух!” или “ах!”

Упражнение "Разноцветные звуки"

Цель. Соотносить темп звучания со зрительно-двигательными координациями.

Ребёнку предлагается “рисовать” быструю или медленную музыку с помощью разноцветных штрихов. Предварительная работа заключается в прослушивании музыкального отрывка и подборе цветного карандаша или пастели.

Быстрый темп звучания соотносится с частыми штриховыми движениями (IIIIIIIIIIIIIII), медленный – с редкими штриховыми движениями (I I I I I I).

Упражнение "Музыкальные дорожки"

Цель. Выделять паузу в ритмическом речевом ряду.

Ребёнку предлагается петь гласные звуки (слоги), проводя пальцем по дорожке, разделённой вертикальными линиями на отрезки. Каждая вертикальная линия соответствует “остановке” (паузе). Продолжительность пения соразмерна длине каждого отрезка.

Упражнение "Медведь и осы"

Цель. Выделять ударный слог в структуре слова.

Ребенку предлагается, используя бельевые прищепки, проговаривать стихотворный текст, прищемлять ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог.

Левая рука

Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меда крынку.

Правая рука

Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть.

Упражнение "Покажи правильно"

Цель. Воспроизводить слогоритмическую структуру слова с использованием двигательной опоры.

Логопед дает задание каждому ребенку “Сделай три шага вперед!”, “Сделай два шага вперед!”, “Сделай шаг вперед!”. Ребенок должен вспомнить слово из стольких слогов. Сколько шагов ему предложено сделать, и четко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовало произнесение одного слога.

Упражнение "Мое имя"

Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Логопед предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов. Сколько хлопков он сделает.

Упражнение "Закончи слово"

Цель. Развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.

Логопед, обращаясь к каждому ребенку по порядку, произносит первый слог двусложного слова. Ребенок должен закончить слово, назвав второй слог.

Упражнение "Счет"

Цель. Составлять схему слоговой структуры слова.

Послоговое проговаривание слова сопровождается составлением схемы и её анализом (пересчётом количества составляющих, определением их местоположения путём соотнесения с порядковым числительным). Например: в слове “собака” три слога – первый “со”, второй “ба”, третий “ка”.

Вопросы ребёнку:

– Назови первый (второй, третий) слог.

– Какой по счёту слог “ба” (“ка”, “со”)?

Упражнение "Сигнальщики"

Цель. Соотносить ритмический рисунок движения рук с речевым ритмом.

Дети стоят по кругу и воспроизводят слоги, сопровождая произнесение каждого слога указательным движением пальца то вправо, то влево. Либо поочередно выбрасывая правую, затем левую руки, сжатые в кулаки, произнося слоги.

Упражнение "Гармошка"

Цель. Соотносить ритм повторяющихся движений с ритмическим рисунком стихотворного текста.

Ребенок проговаривает знакомый стихотворный текст, сопровождая его различными ритмическими движениями.

Посмотри: моя ладошка,
Как веселая гармошка.
Пальчики я раздвигаю,
А потом опять сдвигаю.
Раз, два, три (2 раза).
Я играю, посмотри.
Я ладошки раздвигаю.
Я на кнопки нажимаю.
Раз, два, три (2 раза).
Я играю, посмотри.

Ладошки расходятся, пальчики поочередно “нажимают на кнопки”.

Упражнение "Считалочки"

Цель. Соотносить ритм повторяющихся движений с ритмическим рисунком стихотворного текста.

Ребенок проговаривает знакомый стихотворный текст, ритмично дирижируя ведущей рукой. Направление дирижирующих движений горизонтальное – от себя к логопеду и обратно.

Вариант. Ребенок проговаривает знакомые считалочки. Сопровождая их “салящими” движениями руки к другим детям и логопеду.

Упражнение "Мы музыканты"

Цель. Соотносить ритм звучания музыкальных инструментов с ритмом движений.

Звучание каждого музыкального инструмента соотносится с имитационным движением. Например, звучание колокольчика соответствует раскачивающим движениям кистей рук, барабана – попеременным движениям кулаков по столу, бубна – похлопывающим движениям кулака о раскрытую ладонь. Ребёнок слушает звучание и воспроизводит соответствующее движения.

Упражнение "Разноцветные клубочки"

Цель. Соотносить ритм движений со слуховым ритмом

Ребёнку предлагается рисовать мелками, пастелью, простым карандашом клубочки тогда, когда он услышит звук музыкального инструмента (колокольчика, бубна, свистка).

Упражнение "Цепочка"

Цель. Соотносить ритм движений с речевым ритмом.

Ребёнку предлагается проговаривать цепочку слогов соблюдая условие: слоги со звуком “а” проговаривать, отхлопывая в ладоши, слоги со звуком “у” - отстукивая по столу:

а) па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу;

б) па-па-пу, па-па-пу, па-па-пу, па-па-пу, па-па-пу;

в) пу-пу-па, пу-пу-па, пу-пу-па, пу-пу-па, пу-пу-па;

г) па-пу-па, па-пу-па, па-пу-па, па-пу-па, па-пу-па.

Упражнение"Телеграфисты"

Цель. Соотносить ритм движений с речевым ритмом.

Дети стоят квадратом. Ведущий отхлопывает определенный ритм (можно с произнесением на автоматизацию са-са-са; ша-ша-ша) в ладоши, второй ребенок повторяет заданный ритм. Отбивая его об колени, третий – притопами, четвертый воспроизводит заданный ритм всеми способами. После ведущая роль передается следующему.

Упражнение "Попрыгушки"

Цель. Соотносить ритм движений с речевым ритмом.

Ритм: са-са-са-со; са-са-са-сы; са-са-са-су.

Дети стоят по кругу, руки на поясе. Движения выполняют по подражанию логопеда.

  1. Три прыжка на месте двумя ногами. Каждый прыжок сопровождается проговариванием слогов: са-са-са; прыжок двумя ногами вправо: со.
  2. Три прыжка двумя ногами на месте. Каждый прыжок с проговариванием: са-са-са. Прыжок двумя ногами влево: со.
  3. Три прыжка на месте двумя ногами: са-са-са; прыжок двумя ногами прямо перед собой: со.

Упражнение "Зайчата"

Цель. Соотносить ритм движений с речевым ритмом.

Ритм: опа опа па па па

1. Два прыжка вперед вкруг на двух ногах, каждый прыжок сопровождается проговариванием слогов: опа, опа.

2. Три прыжка назад на двух ногах, каждый прыжок сопровождается проговариванием слогов: па, па, па.

3. Повторить движения, описанные в первых двух пунктов.

В вышеописанных упражнениях слоги подбираются в соответствии с необходимым.