Активные методы обучения на занятии художественно-прикладного творчества. Изготовление книжки-раскладушки "Модное дефиле для мамы" с использованием комбинированных технологий

Разделы: Технология


Методические материалы посвящены одному из самых трогательных праздников современности – Дню матери. С 1998 года в последнее воскресенье ноября в нашей стране отмечают этот международный праздник.

День матери отвечает лучшим традициям отношения человечества к матери и призван воспитанию гражданско-патриотического сознания и развитие духовно-нравственного потенциала детей школьного возраста.

К сожалению, в нашем урбанизированном мире очень часто, чем старше ребенок, тем меньше внимания и заботы он уделяет своим близким, в том числе и матери. Поэтому не редки случаи, когда взрослые люди забывают о своих матерях, не заботятся о них.

Чтобы изменить отношение к матери, избежать в будущем конфликтов в семье, вызвать положительные эмоции к самому близкому и родному человеку, а затем пронести эти чувства через всю жизнь – призвана данная методическая разработка.

В методических материалах представлено занятие по теме: “Изготовление книжки-раскладушки “Модное дефиле для мамы” с использованием комбинированных технологий”, которое проводится в первом полугодии учебного года. Оно является частью учебно-тематического плана детского объединения “Креативное рукоделие”.

Это первое занятие из трех по данной теме, которое проводится накануне ежегодного районного конкурса “Украшение для мамы”, посвященного Дню матери. Продолжительность занятия – 90 минут. Возраст детей 6-11 лет.

Цель занятия: формирование творческой личности воспитанника, владеющей художественно-эстетическими навыками через изготовление книжки-раскладушки “Модное дефиле для мамы” с использованием комбинированных технологий.

Образовательные задачи: применение разных технологий при изготовлении изделия “Модное дефиле для мамы” (ниткопластика, аппликация, моделирование из ткани); ознакомление с основами цветоведения и композиции; формирование умений читать схемы и решать поставленные задачи в процессе работы.

Развивающие задачи: развитие речи, грамотного письма, пространственного воображения, мелкой моторики, внимательности, аккуратности; формирование представления о красоте, умения работать индивидуально и в команде.

Воспитательные задачи: через ощущения “повернуть” взгляд на самого близкого и родного человека – маму, свои чувства выразить в творческих работах; повышение мотивации воспитанников к творчеству и созданию собственных изделий; формирование у воспитанников нравственности, чувства ответственности за результат деятельности.

Занятие направлено на формирование учебно-интеллектуальных компетенций (подбирать и анализировать специальную литературу о модных нарядах, используя компьютерные источники информации), коммуникативных (слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей, выступать перед аудиторией), организационных (организовывать свое рабочее место, аккуратно, ответственно выполнять работу, соблюдать в процессе деятельности правила безопасности).

Для качественного проведения занятия и изготовления книжки-раскладушки “Модное дефиле для мамы” потребуется следующее оборудование для педагога: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. “Толковый словарь русского языка” [3], таблица “Цветоведение”, презентация занятия (Приложение 1), ноутбук, экран, проектор, магнитная доска с магнитами, цветной мел. Для воспитанников необходимы: листы белой бумаги, ручки, простые карандаши, фломастеры, модель плоскостной бумажной куклы, эмблемы платья и ткани, распечатка технологии изготовления наряда для куклы, клей ПВА, ножницы, разноцветная ткань искусственного шелка, драпа, кусочки меха, трикотаж, тесьма.

Подготовительная работа

Подготовительная работа была сведена к выполнению домашних заданий и их обсуждению. За три занятия до данного, преподаватель сообщает детям о приближающемся международном празднике – Дне матери и предстоящей коллективной работе, которая будет продемонстрирована на районном конкурсе. Педагог просит дома подумать, в какой форме представить работу; узнать, какие модели одежды любит носить мама; подготовить слайд-шоу модного дефиле женской одежды; подумать из чего и как можно их сделать.

На следующем занятии ребята обменялись полученными знаниями. На этом этапе формируются рабочие группы по интересам. Ребята обсуждают модную одежду, определяют, какие модели будут делать, из чего и как. Задача педагога направлять дискуссию в рабочее русло, советовать и, если нужно, рассказать технологию изготовления. Воспитанники продемонстрировали слайд-шоу модных пальто, платьев и шляпок. (Приложение 1). Теперь необходимо спроектировать книжку-раскладушку. Решено на шести листах поместить модную одежду для мамы.

За одно занятие до данного, педагог уточняет состав рабочих групп, показывает “листы” книжки из толстого картона. На этапе эскизирования ребята разделились на группы по числу листов и сделали эскизы каждого. Педагог помог в выборе технологий при изготовлении объектов композиции: одежда - (моделирование, аппликация, ниткопластика), дизайна – (аппликация, коллаж).

Необходимо разработать методику исполнения. Для этого каждая группа рассказала об этапах изготовления своей страницы книжки-раскладушки.

Педагог представил плоскостную бумажную куклу <Рисунок 1>. Теперь каждая группа сможет выбрать материал и инструменты, изготовить свое изделие. Педагог просит ребят дома подумать о том, что бы они рассказали о своей маме.

Ход занятия с описанием активных методов обучения

В начале занятия на этапе приветствия (3 минуты) педагог использует адаптированный метод активного обучения “Поздоровайся локтями” (происхождение метода: inka.duma.midural.ru/poleznoe/poleznoe_o.../amo_znakomstvo.doc?).

Цель: установить контакт между воспитанниками.

Задачи: поприветствовать друг друга.

Воспитанники встают в круг. Педагог предлагает воспитанникам рассчитаться на “один - два” и сделать следующее: каждый “номер первый” складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; каждый “номер второй” упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево. Воспитанники здороваются локтями друг с другом.

На этапе вхождения в тему (6 минут) педагог использует эвристическую беседу “Определи задачи занятия”.

Цель: познакомить с темой и целью занятия.

Задачи: повысить мотивацию воспитанников к творчеству и созданию собственных изделий,

формировать умение слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей.

Воспитанники работают в трех группах. На экран проецируется тема занятия: “Изготовление книжки-раскладушки “Модное дефиле для мамы”. Педагог просит спрогнозировать, что необходимо знать, чтобы изготовить модный наряд. Дети рассказывают, а педагог в столбик кратко записывает на доску ответы. Затем просит в группах, используя записанные на доске слова, продолжить предложения: 1 группа - Выяснить и расширить ….; 2 группа - Научить …; 3 группа – Познакомить с …. Далее воспитанники читают свои предложения, а педагог говорит, что это - задачи занятия.

На этапе формирования ожиданий обучающихся (3 минуты) педагог использует адаптированный метод активного обучения “Ателье” (происхождение метода: [1]).

Цель: самостоятельно сформулировать свои ожидания от занятия и узнать ожидания других воспитанников.

Задачи: повысить мотивацию воспитанников к творчеству и созданию собственных изделий, формировать умение слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей.

Педагог проводит на доске две линии так, чтобы они напоминали перевернутую букву “Т”. В первой колонке педагог пишет “Изделие”, а во второй – “Заказ”. Педагог предлагает воспитанникам прикрепить эмблемы <Рисунок 2> платья в первую колонку – “Изделие”, если те уверены в успешной работе на занятии, а если сомневаются в успехе – рулон ткани, прикрепив во вторую колонку “Заказ”. Воспитанники помещают свои ожидания в ателье. Этот метод ставит участников в ситуацию выбора и заставляет задуматься над полученным результатом.

На этапе “Работа над темой” педагог проводит авторскую педагогическую мастерскую “Потолкуем о маме!” (33 минуты) (происхождение метода: [4]).

Цель: “повернуть” взгляд воспитанников на самого близкого и родного человека – маму и эмоционально настроила их на творческую деятельность.

Задачи: формирование умения слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей; свои чувства к маме выразить в творческих работах; развивать речь, грамотное письмо; формирование нравственности, традиционного представления о красоте, чувства ответственности за результат деятельности, умения работать индивидуально и в команде.

Педагог объявляет, что во время данной мастерской участникам необходимо выполнять три “не”: нельзя выкрикивать, нельзя переговариваться, нельзя переспрашивать.

Ход мастерской.

От чистого сердца,
Простыми словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме. (Н. Саконская) [2]

(В группах) Потолкуйте о мамах.

Подумайте, что значит "толковать"? (Все высказывания детей учитель записывает на доску).

В словосочетании “потолкуем о маме” замените слово “потолкуем”.

Подберите родственные слова к слову “потолкуем”.

Проверим значение слова по “Толковому словарю” (“толковать” - давать чему-нибудь, кому-нибудь объяснение, определение; разъяснять, заставлять понять что-нибудь; разговаривать, беседовать, обсуждая или рассуждая) [3].

(Цепочкой) Какой цвет символизирует маму?

А теперь выберите изображение, похожее на маму (Приложение 1).

Афиширование.

(В группах) Что означает слово “мама”? Растолкуйте его смысл.

Проверим по “Толковому словарю” (“мама” - женщина по отношению к своим детям) [3].

Какое отношение, на ваш взгляд, должно быть у мамы к детям?

Выберите понравившиеся строки из предложенных стихотворений (Приложение 1).

Афиширование.

У каждого из вас на парте лежит лист бумаги с изображением ладони маминой руки <Рисунок 3>. Запишите на ладони самую горькую обиду для мамы.

Положите свою ладонь на ладонь мамы и обведите свою руку. Вспомните, вы не обижали вы свою маму.

“Афиширование” работ. Рисунки вывешиваются на доску.

Снимите свои работы. На пальчиках маминой руки запишите ассоциативные слова к слову “мама”.

Произнесите вслух что записали.

Возьмите ножницы, лист чистой бумаги и заклейте обиду для мамы.

Напишите на наклеенном листе слова, благодаря которым вас мама простит.

Выберите из всех записанных на листе слов самое теплое – это название вашего сочинения–миниатюры.

Напишите сочинение-миниатюру.

Афиширование.

Рефлексия: Что ты чувствовал, когда писал сочинение? О чем ты задумался?

(На этом заканчиваются первые 45 минут занятия. После перемены следует продолжение занятия).

В начале второго часа занятия педагог проводит эвристическую беседу “Технология изготовления наряда для мамы” (5 минут).

Цель: познакомить с технологией изготовления наряда для кукольной модели мамы.

Задачи: знакомство с технологией изготовления наряда для мамы; развитие внимательности, пространственного воображения воспитанников; ознакомление с основами цветоведения и композиции; повторение правил техники безопасности.

Воспитанники работают в группах. Педагог раздает модель плоскостной бумажной куклы, объявляя, что это модель мамы, которую необходимо одеть в модный наряд. Далее он просит подумать над тем, как это можно осуществить.

После обсуждения в группах, воспитанники предлагают последовательность изготовления наряда для кукольной модели мамы. После этого педагог выдает распечатку последовательности действий изготовления наряда <Рисунок 4>. Потом по таблице “Цветоведение” (Приложение 1) повторяется совместимость цветов. После этого определяются инструменты, повторяются правила техники безопасности (Приложение 1).

Этот метод развивает познавательные способности учащихся, формирует преобразовательно-практическую деятельность.

Далее проводится разминка (2 минуты) “Как живешь?” (происхождение метода: http://pikuleva.ru/stihi1/kak-zhivjosh.html

http://www.shkolnymir.info/content/view/258/57/

Цель: длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

Задачи: помочь активно отдохнуть воспитанникам.

Педагог задает вопрос, а воспитанники показывают ответ движением.

Как живешь? Вот так
А плывешь? Вот так
Ждешь ответ? Вот так
Машешь вслед? Вот так
Как бежишь? Вот так
Утром спишь? Вот так
Вдаль глядишь? Вот так
Как шалишь? Вот так

Во время самостоятельной практической деятельности (35 минут) воспитанники работают в группах, изготавливая модный наряд для мамы. Педагог консультирует и если нужно – помогает, контролируя работу воспитанников.

На завершающем этапе занятия подводятся итоги (3 минуты).

Цель: оценить работу на занятии.

Задачи: создание ситуации успеха; соотнесение результатов с намеченными ожиданиями.

Воспитанники подходят к доске, забирают свою эмблему, демонстрируя изготовленный модный наряд для мамы, отвечая на вопросы: Что на занятии было интересным? Что нового сегодня узнали?

Этот метод помогает осуществить оценку занятия, деятельности участников и педагога.

Технологии активных методов обучения, использованные на занятии, позволяют эффективно управлять коллективом, вовлекать всех воспитанников в деятельность и поддерживать высокую познавательную активность. Педагог становится консультантом и старшим партнером, поэтому растет к нему доверие со стороны воспитанников.

На следующих занятиях воспитанники занимались дизайном страниц книжки-раскладушки, скрепляли их и украшали. На районном конкурсе “Украшение для мамы”, посвященном Дню матери, книжка-раскладушка “Модное дефиле для мамы” стала победителем, а воспитанники награждены дипломами.

Список литературы

1. Корнилов С.В., Корнилова Л. Э. Методический ларец - Петрозаводск, “Петро Пресс”, 2002.

2. Мамин день. Сборник стихов – М., Махаон, 2010, стр. 25.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., Азбуковник, 1999, стр. 341, 801.

4. Сыстерова Г.Ю. Потолкуем о маме! - М, газета Пед. Совет № 1/2003, стр.7.