Юные клинчане путешествуют по книжным местам

Разделы: Работа с дошкольниками


В последнее время возникла проблема утраты роли чтения в обществе, замена чтения книги телепросмотром и компьютерными играми, в результате происходит задержка речевого развития детей. Дети затрудняются самостоятельно рассказать знакомую сказку, историю, составить небольшое устное сочинение.

В поисках наиболее эффективных методов работы с детьми, воспитании развитого и социально ценного человека, активизации воздействия на чувства и разум ребенка необходимо обращаться к художественному произведению.

Опыт работы показывает, что чтение нотаций, правил поведения вызывает обиду, агрессию, непонимание у ребенка. И только хорошая книга учит добру и справедливости, человечности и отзывчивости.

При умелом, гибком подходе к обсуждению примеров из художественной литературы у детей возникают добрые чувства, которые необходимо развивать и поддерживать.

Кроме воздействия на душу ребенка книга является интеллектуальным ресурсом развития личности.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, необходимо разнообразить общение с книгой, вызывая желание читать в будущем для успешного обучения в школе.

Детский сад «Чебурашка» города Клина имеет удобное месторасположение в микрорайоне, благодаря которому дети имеют возможность наблюдать воочию, как зарождается книга.

Совместно с детьми был намечен маршрут реального путешествия по близлежайшему району в «книжные» места. Такие экскурсии легли в основу организации сюжетно-ролевой игры «Путешествие в книжную страну».

Схема маршрута.

Была проведена экскурсия в Клинскую типографию согласно намеченному маршруту. Ребятам было показано, как много труда вложено людьми разных профессий (наборщик, печатник, переплетчик, корректор, журналист, писатель и поэт) в изготовлении книги. Дети прониклись чувством уважения к труду этих людей, они обещали беречь книги, чтобы ими пользоваться как можно дольше.

Куда же поступают книги из типографии? В книжный магазин и библиотеку. В пяти минутах ходьбы от типографии находится детская библиотека имени А.П. Гайдара.

На протяжении нескольких лет детская библиотека приглашает старших дошкольников на различные мероприятия. Это игры – путешествия со сказочными героями, литературные викторины, мастер-классы, конкурсы, соревнования и настольные игры. Наши дети принимали участие во Всероссийской социально-культурной акции «Библионочь – 2013».

Таким образом, перед детьми раскрывается познавательная ценность книги, дети записываются в библиотеку, они чувствуют потребность в книге и желание самим научиться читать.

В 2014 году исполняется 110 лет со дня рождения детского писателя А.П. Гайдара.

Старшие дошкольники нашего сада – частые гости Дома-музея А.П. Гайдара. Экскурсоводы музея рассказывают о Клинском периоде творчества писателя, его дружбе, играх с маленькими клинскими мальчиками и девочками. В «военной комнате» музея висит штурвал с консервными банками. Дети знают, что если его покрутить, раздается сигнал, созывающий тимуровцев на помощь старикам, вдовам и детям. Нравственно-этические принципы показаны во многих повестях писателя. Читая отрывки из произведений «Тимур и его команда», «Голубая чашка», «Чук и Гек», дети прослеживают взаимоотношения героев, смеются и грустят вместе с ними.

Движение тимуровцев будет иметь продолжение, когда дети станут учениками МОУ «Гимназия №1» . «Тимуровцы» приходят с помощью к дошкольникам: убирают территорию, вскапывают огород, рассказывают о школе, показывают концерты.

Всё увиденное и услышанное приводит к возникновению у детей различных замыслов, которые перерастают в желание сделать всё самим; возникают различные творческие, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

Перед детьми ставится задача: «Как самим организовать «издательство» в группе?» Конечно же, необходимо изготовить книги самостоятельно. В группе организуется «мастерская». Из листов бумаги изготавливаются книжки-малышки. По своему вкусу ребенок украшает обложку. К данной работе можно привлечь родителей. В группе устраивается конкурс «Семейная рукописная книга». Старшие дошкольники знают, что свои книжки подарят детям младшей группы, поэтому украшают их яркими рисунками. Таким образом, работают иллюстраторы, которые выполняют предварительные наброски, эскизы, отбирают лучший вариант рисунка.

Дети знают, что книги сочиняют писатели и поэты. Как же сделать книгу интересной малышам? Детям старшей группы предлагается сочинить историю самостоятельно. Это  может быть сказка или рассказ. Все детские рассказы записываются под диктовку ребенка. Такой метод работы имеет большое значение в развитии связной речи. Ребенок старается правильно построить предложение, подобрать слова-синонимы, описания, сравнения, сделать свой рассказ интересным и увлекательным. В старшем возрасте можно практиковать рифмовку и создать небольшой сюжет сказки или рассказа в поэтической форме.

Итак, все готово для визита в младшую группу «Гномики». Малыши рады гостям, ждут их с нетерпением. Старшие дошкольники разыгрывают мини-спектакль для малышей, а в заключении дарят им книжки-малышки, изготовленные собственными руками.

Данная работа имеет большое воспитательное значение для ребят. Кроме любви к чтению, самостоятельности при создании книги, бережного отношения к ней, дети испытывают гордость, чувство удовлетворения своим трудом, желание помочь малышам в проведении досуга. Труд ребят не пропал даром, они чувствуют значимость, полезность его.

В работу по приобщению ребенка к книге необходимо вовлекать родителей, показать им всю ценность детского чтения как средства образования и воспитания дошкольников. Для родителей были составлены памятки, анкеты, организованы выставки «Что читать детям». Родителя приняли активное участие во Всероссийской социально-культурной акции «Библионочь-2013», в конкурсе «Моя рукописная книга».

Примерный перспективный план развития сюжетно-ролевой игры «Путешествие в книжную страну».

№п/п Содержание Дата
1. «Как появляется книга?» Экскурсия в типографию Сентябрь
2. «Осень в библиотеке». Встреча в читальном зале. Сентябрь
3. Готовимся к юбилею писателя. Экскурсия в Дом-музей А.П. Гайдара Октябрь
4. Организация групповой библиотеки. Октябрь
5. Работа «издательства» в группе «Теремок». Изготовление книжки малышки. Ноябрь
6. Мы – иллюстраторы книг. Рисование сюжетов к сказкам. Ноябрь
7. «Сочиняем сами» – запись рассказов и сказок под диктовку. Декабрь
8. В гостях у «гномиков» – шефская работа детей старшей группы. Январь
9. Дарим книжки-самоделки малышам. Февраль
10. «Папа, мама, я – читающая семья» – встречи в библиотеке им. А.П. Гайдара. Март
11. «Семейная рукописная книга» – конкурс Апрель
12. «Сумерки в библиотеке» – литературный вечер. Май

Приложение 1