Развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Разделы: Работа с дошкольниками


Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

Известно, что основная функция речи – коммуникативная. Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.Г. Рузская, Д.Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важного для формирования его личности. Самой ранней формой коммуникативной речи является диалог. Развитие диалогической речи занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи.

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. [4]

В ходе работы с детьми среднего дошкольного возраста по программе “От рождения до школы” под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой я заметила, что дети четырех-пяти лет испытывают насущную потребность в общении. Им необходимо делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, они охотно откликаются на предложение рассказать о своих наблюдениях в природе, о любимых игрушках. Но у них не хватает терпения выслушать собеседника, все начинают говорить одновременно. Для построения диалога детям необходимо научиться контролировать друг друга и себя; учиться говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать. Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения диалогического общения со сверстниками.

Учитывая исходную ситуацию и результаты обследования детей, я пришла к выводу, что для достижения более высоких результатов в этом направлении необходимо проводить дополнительную работу. Изучив методическую литературу, решила, что положительной динамики можно добиться, создав систему работы по развитию диалогической речи детей через театрализацию. Она задействует эмоции дошкольников: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, что способствует улучшению качества речи. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. С помощью театрализованной деятельности, можно побуждать ребенка к высказыванию своих мыслей, своего отношения к увиденному, что способствует развитию природных речевых возможностей и способностей. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны речи.

Театрализованная деятельность имеет большие возможности, ее можно осуществлять не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями (интеграция может быть фрагментарной: мини-игрой, введение сказочного персонажа, как сюрпризный момент).

Чтобы дети могли содержательно общаться друг с другом, необходимы определенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх, в повседневной жизни. То есть для общения детей необходима достаточная развивающая среда. Для работы по созданию этой среды была организована экскурсия в театр, где дети познакомились с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами театров. После этого в группе были созданы различные виды театров: конусный, пальчиковый, теневой, театр мягкой игрушки, вязаный, театр с ширмой. Были обновлены и пополнены сюжетно-ролевые игры: “Супермаркет”, “Кафе”, “Ветлечебница”, уголок ряжения. Очень помогает в работе картотека игр-драматизаций (“Самолет”, “Умываемся”, “Звонкий день”) и театральных этюдов (“Был у зайца дом”, “Рука болит”, “Крапива”), а также пальчиковых игр (“Утречко”, “На блины”, “Солдаты”).

С большим увлечением дети драматизируют стихи, хорошо знакомые небольшие произведения и сказки.  Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется.

Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Но не все дети сразу могут участвовать в спектаклях, так как это игра для зрителей, а многие дети застенчивы. С такими детьми провожу игры–драматизации, где дети играют для собственного удовольствия, не задумываясь о том, интересно ли это другим. Игра ребенка за ширмой позволяет ему спрятаться и раскрыться одновременно. Если ребенок боится говорить, стесняется, то за ширмой он начинает говорить уверенно – это же не он говорит, а его герой. Дети с удовольствием включаются в театрализованную игру как во время совместной деятельности с педагогом, так и самостоятельной свободной деятельности.

Известно, что речь у ребенка развивается, прежде всего, в процессе общения с окружающими. Потому очень важна чистая речь тех, среди, кого находится ребенок, а также контроль и правильное руководство формированием его речи. [6]

Поэтому вовлекаю в работу по постановке произведений и сказок родителей воспитанников: изготовление костюмов и атрибутов к постановкам, помощь в разучивании ролей, а так же непосредственное участие в постановке. Для более успешной работы для родителей провожу консультации, встречи “за круглым столом”, дискуссии и т.д.

Итогом моей работы с детьми явились качественные изменения в их поведении, общении с окружающими. Дети стали увереннее, смелее, доброжелательнее. Обогатились познавательные, личностные контакты, появилось стремление к внеситуативным контактам. У детей значительно повысилась степень активности общения. Дети стали более инициативны, контактны и коммуникабельны.

Таким образом, можно выделить следующие критерии работы по развитию речи ребенка посредством театрализованной деятельности:

Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.).

  • Приобщение детей к театральной культуре.
  • Осуществление взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
  • Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Литература.

  1. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры-занятия. С-Петербург, 2001 г.
  2. Безруких М.М. Сказка как источник творчества детей. М. 2001г.
  3. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М.: Издательство “Скрипторий 2003”, 2008. – 136с.
  4. Григорьева Г.Г., Кочетова, Н.П, Груба Г.В. Играем с малышами: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей. - М.: Просвещение, 2007. - 215 с.
  5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. Москва, 2003 г.
  6. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. Екатеринбург: Изд-во “АРГО”, 1996. - 80 с.