Влияние предметно-развивающей среды на коммуникативное развитие детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Предметно-развивающая среда детского сада не существует сама по себе, без детей и взрослых, которые меняют ее в соответствии со своими потребностями и интересами взаимодействия. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для речевого развития каждого ребенка организации увлекательной и содержательной жизни. Для развития речи необходимо создание максимально насыщенной сенсорной среды.

Окружающие нас люди являются неотъемлемой частью предметно-развивающей среды. Речевые высказывания возникают очень часто именно в процессе взаимодействия людей друг с другом, с предметами. Активная речь развивается у ребенка как средство ситуативно-делового общения с взрослым. Такая форма общения становится необходимой ребенку в связи с освоением окружающего его предметного мира. Открыв для себя независимое существование предметов, малыш устремляется к их познанию. В отечественной психологии подчеркивается необходимость участия взрослого человека в освоении ребенком предметного мира. Общением со взрослым опосредована вся познавательная активность ребенка, а слово становится средством такого общения: происходит обмен опытом манипуляцивных действий с предметами, что способствует возникновению коммуникативных партнерских взаимодействий между взрослым и ребенком, ребенком и его сверстниками. Необходимо задавать ребенку вопросы, инициировать у малыша желание в вербальной форме излагать причины, этапы и результаты собственного поведения, разнообразных действий в окружающей среде. В этом залог формирования его внутренней речи – несущей оси всех форм и уровней сознания человека.

Для расширения своих речевых и коммуникативных возможностей у ребенка есть три основных источника:

  1. Постоянное общение с взрослыми, которые в идеале, находясь рядом с ним, должны выступать в роли “птицы-говоруна” – обсуждать с ним в жанре диалога все, что видят, гуляя на улице, посещая музеи и т.д.
  2. Закрепление образа слова через комплекс разнообразных зрительных, слуховых, вкусовых и обонятельных ощущений, манипуляций с ними.
  3. Приобщение к литературе и искусству.

Какой же должна быть среда?

Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес. Она является своего рода катализатором в процессе самореализации личности и в ее организации педагогу необходимо учитывать “зону ближайшего развития” каждого малыша. Происходит направленное формирование у ребенка образа мира, в котором все насыщено вкусами, запахами, тактильными ощущениями и звуками.

При организации предметной среды учитываются коммуникативные особенности, уровни речевого развития детей, способность творчески осваивать новые способы деятельности. Происходит речевое (символическое) обозначение, маркировка многообразных предметов, объектов, действий. Разговаривая с ребенком нужно следить за своей речью: четко выговаривать сложные слова, правильно и развернуто строить фразы.

Необходимо гибкое и вариативное использование пространства с учетом интересов, возраста, целей и задачей совместной игровой деятельности.

Нельзя забывать о праве каждого малыша на речевое развитие в собственном темпе, на свободу выбора предметов и игрушек.

Очень важно, на мой взгляд, чтобы ребенок чувствовал себя совершенно безопасно и комфортно в предметно-развивающей среде, мог проявить свои творческие задумки, исследовать и изменять ее по своему желанию. Безопасность предметно – развивающей среды это не только качественно сделанные игрушки из безопасных для ребенка материалов, но и понимание и принятие личности малыша, учет его точек зрения и умение взрослого понять чувства и эмоции ребенка, то есть психологическая безопасность среды.

Необходимо учитывать интересы мальчиков и девочек, то есть гендерный подход при построении и обогащении предметно-развивающей среды.

В предметно-развивающую среду мной были включены развивающие игры, модели, игрушки с магнитами, настольно-печатные игры, предметы для опытно-поисковой деятельности, материалы по сенсорному развитию, образы героев для пальчикового, кукольного театра, карточки для определения эмоций и чувств человека, озвученные игрушки. Необходимо помнить, что игровое поведение – один из фундаментальных видов инстинктивного поведения.

С помощью кукол би-ба-бо мы с детьми рассказываем сказки. Персонажи кукольного театра являются наглядной и осязательной опорой для составления рассказа, сказки. Игрушка вызывает положительные эмоциональные реакции у ребенка. У него возникает возможность для молниеносной смены ролей. Легкость перехода от одной роли к другой достигается именно сменой игрушек. Каждая из них диктует свою манеру поведения, интонацию речи. Возникает то, что можно назвать игрой за двоих: когда идет диалог, ребенок почти одновременно выступает в роли спрашивающего, и в роли отвечающего. Приходится ежесекундно перескакивать от одной роли к другой и обратно. Такие игры чрезвычайно полезны для развития малыша: он примеряет на себе различные ролевые поведения, учится разрешать конфликтные ситуации. В сюжетно-ролевой игре ребенок учится ориентироваться в мире людей, изображает их взаимоотношения, варианты начала и завершения разговора. В этих играх используются различные игровые средства, которые выступают в качестве заместителей других предметов. Такие игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на развитие культуры речи. Полезно готовить необходимый материал для построения сюжета совместно с ребенком.

Очень важно, на мой взгляд, предоставить ребенку возможность выбрать одного персонажа сделанного из различных материалов (мишка – резиновый, плюшевый, би-ба-бо, большой и маленький, бурый и белый). Все это позволяет нам стимулировать речевое развитие – я прошу ребенка описать, рассказать историю о своем “друге”. Чаще всего основу игр – драматизаций составляют сказки. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия – все это способствует развитию речи и коммуникативных способностей. При повторении сказки дети хорошо ее запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Таким образом, играя, ребенок выражает свои чувства в слове, жесте, интонации.

Размещение оборудования по секторам позволяет ребятам объединяться подгруппами, реализовывать свои творческие задумки, делиться впечатлениями, творчески осваивать новые способы деятельности: игровые замыслы, диалоги главных героев совместной игры.

С детьми младшего возраста необходима совместная с взрослым игровая деятельность: подражание взрослому, называние ребенком игровых атрибутов, использование “звучащих игрушек”, которые сначала вызывают слуховое, а затем зрительное сосредоточение. Комментирование педагогом действий малыша с предметами необходимо для развития у детей пассивной и активной речи. В этом возрасте игровое взаимодействие детей строиться на основе обладания той или иной игрушкой: чем младше дети, тем больше одинаковых игрушек (2-3 экземпляра) должно быть для игры в группе. Интересно проходят игры с использованием ширмы: кто спрятался, чьи это ушки, кто может так говорить и т.д. Помимо этого ширмы позволяют детям отгородиться от внешней среды, дают возможность побыть в одиночестве, почувствовать себя в безопасности при повышенной тревожности. Для стимулирования речевой деятельности детей 2-3 лет можно показывать фотографии детей и их близких, задавать им вопросы: “Кто это на фотографии? Как зовут папу, маму и т.д.?”. Многие дети начинают с удовольствием рассказывать о своих близких.

В старшем возрасте у ребят значительно обогащается среда, усложняются отношения внутри группы. В игре дети могут просить у своих сверстников недостающие предметы – накапливается опыт коммуникативного общения. В группе для развития речи полезно иметь игрушечные телефоны, чтобы ребята могли переговариваться друг с другом, учиться строить разнообразные речевые обороты. Интересны задания по рассматриванию иллюстраций книг, сюжетных картин. Просим детей: “Найди и расскажи, а все остальные заметили – промолчи” – формируем навыки активного слушания друг друга, развития произвольности. В свободном доступе ребят должны быть размещены материалы, способствующие овладению чтением, письмом: печатные буквы, кубики с буквами, книги с крупным шрифтом, карандаши, листы бумаги.

Существует очень эффективный способ, позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами сказки, игровой деятельности. Это моделирование. Оно начинается с замещения одних реальных объектов другими условными. В качестве таких заместителей удобно использовать бумажные, геометрические фигуры (круги, квадраты и т.д.), различающиеся по цвету и по величине. Замещение основывается на каком-либо различии между героями. Это может быть различия по цвету (крокодил будет изображаться зеленым кружком, солнце – желтым), по величине (слон – большой кружок, мышка – маленький кружок). Набор заместителей (различных геометрических фигур) должен изготовляться и предлагаться ребенку взрослым. Разыгрывать можно русские народные сказки “Колобок”, “Теремок”, сказку Л.Н. Толстого “Три медведя” и т.д. При этом очень важно выстраивать с ребенком диалогическое общение, закреплять образные речевые обороты, обращать его внимание на способы и приемы решения конфликтных, спорных ситуаций.

Для обогащения речи ребенка, развития его коммуникативных навыков можно предложить игру “Какой? Какая?”. Взрослый называет предмет, например “морковка”. Малыш должен дать как можно больше определений, описывающих ее свойства: “Какая морковка? Оранжевая, длинненькая, гладкая, на конце остренькая и т.д.”. Для детей дошкольного возраста можно не только называть предмет, но и показывать его – опора на наглядность. Другое задание – подобрать как можно больше предметов, имеющих заданный взрослым признак: “Что бывает красное? Флажок, помидор, яблоко и т.д.”. В этой несложной игре можно называть предметы по очереди с ребенком, тогда будет веселее и легче избежать нередкого у детей замыкания на одной единственной теме. Задаваемые признаки могут быть самыми разными: что бывает круглое, вкусное, деревянное и т.п. Эти игровые задания можно выполнять не только в помещении (активное освоение предметно-развивающей среды, развитие наблюдательности и внимания), но и на прогулках. Речевое обозначение окружающей среды позволяет эффективно осваивать ее, в дальнейшем разнообразно использовать ее в построении коммуникативных взаимодействиях.

Таким образом, организация насыщенной, разнообразной предметно-развивающей среды в современном дошкольном учреждении является одним их необходимых компонентов для формирования и развития коммуникативной сферы каждого участника педагогического процесса.

Литература:

  1. Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ\ под ред. Н.В. Микляевой – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  2. Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс Возрастно – психологический подход в консультировании детей и подростков – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007.
  3. А.В. Семенович В лабиринтах развивающегося мозга. Шифры и коды нейропсихологии. – М.: Генезис, 2010.
  4. Л.А. Венгер, А.Л. Венгер Домашняя школа мышления – М.: Дрофа, 2010.