"Явление тяготения, сила тяжести". 7-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Урок, на котором происходит объяснение нового материала, должен быть ярким и запоминающимся. Необходимо настолько заинтересовать учеников, что им самим захотелось бы понять то, что говорит учитель на данном занятии, затем самостоятельно выполнить домашнее задание и даже изучить дополнительный материал по этой теме. Одним из важных элементов для достижения такой цели является использование на уроке презентации.

Презентация, о которой пойдет речь, относится к теме 7-го класса “Явление тяготения, сила тяжести”, и первоначально была выполнена в формате Smart Board. Как известно,

гравитационные силы являются одними из основных видов сил, существующих в природе. В школьной физике знакомство с ними и их изучение начинается с 7-го класса. Жизнедеятельность человека проходит под непрерывным воздействием этой силы. Оценить ее роль, знать, от чего эта вездесущая сила зависит, попробовать самому объяснять явления, связанные с гравитацией современному ученику совершенно необходимо.

Итак, до звонка, учитель включает компьютер и на интерактивной доске высвечивается слайд с темой урока. Когда ученики заходят в класс для подготовки к уроку и видят этот слайд, то уже могут представить себе, о чем скоро пойдет речь.

Поскольку предстоит изучать реальные силы, существующие в природе, в данном случае – гравитационные, следующий слайд представляет собой серию вопросов для повторения темы “Сила”. Запись вопросов улучшает понимание их смысла особенно для тех детей, которые недостаточно успешно воспринимают задания “на слух”.

Затем учащимся рассказывается легенда о том, как в 17 веке на сидящего под яблоней двадцатитрехлетнего И.Ньютона, якобы, упало яблоко, это, согласно легенде, и послужило для гениального ученого причиной открытия закона всемирного тяготения. На слайде ребята видят портрет И.Ньютона и схему, объясняющую, как два тела разной массы взаимно притягиваются. Вместе с учащимися учитель анализирует эту схему: сравниваются величины сил, выясняется, к чему они приложены и куда направлены. Учитель обращает внимание учеников на вселенское проявление этого закона. Картинки, на которых изображены движения планет вокруг Солнца и искусственного спутника вокруг Земли это подтверждают.

На последующих трех слайдах приводятся интересные примеры действия закона тяготения на Земле, а также иллюстрируется переход к понятию силы тяжести, являющейся следствием проявления закона всемирного тяготения. С помощью слайда с рисунками и фотографии трубки Ньютона объясняется, что ускорение свободного падения у всех тел одинаково. Хотя учитель демонстрирует в классе реальный опыт с трубкой Ньютона, наполняя и откачивая из этой трубки воздух, далеко не все учащиеся по различным причинам достаточно хорошо видят результат эксперимента, а следовательно, и не понимают его смысл. Именно поэтому данный слайд присутствует в презентации.

Изучая новый слайд, многие ребята будут удивлены, узнав, что ускорение свободного падения для одного и того же тела на Земле может быть различным. Этот слайд информационный. Он должен зафиксировать в памяти учеников, что существуют два условия, которые влияют на небольшие различия в числовых значениях ускорения свободного падения: это высота над Землей и местоположение на Земле.

Следующий слайд посвящен изобретениям, в которых используется действие силы тяжести: приведение в действие часов-ходиков с помощью гири, песочный двигатель, водяная мельница, маятник, гидравлическая турбина. Простота некоторых механизмов побуждает учащихся попробовать самим придумать интересные устройства с использованием этой силы.

На двух слайдах размещены задания. Первое требует на объектах разной массы нарисовать действующие на них силы тяжести. Второе - нарисовать, как Земля притягивает Луну и как Луна притягивает Землю.

Используя возможности интерактивной доски, ребята могут учиться, играя. Они по очереди выходят к доске и, сдвигая пальцем стрелки, с учетом их длины, помещают в точки приложения по направлению действия силы тяжести.

Еще пара слайдов обобщает основной материал, изученный на уроке. Один посвящен всемирному тяготению, другой силе тяжести. Первый связан с выбором нужного слова и перемещением его в соответствующее предложение. Во втором слайде используется функция затенения ячеек таблицы, которые в процессе ответов открываются для проверки их правильности.

Урок, для которого предназначалась данная презентация, содержал гораздо больше обучающих приемов, которые так же имели большое значение для усвоения учащимися нового материала. Это натурные опыты, выполненные как учителем, так и самими учениками. Для каждого учащегося были подготовлены рабочие листы с необходимой на них информацией, таблицы со значениями ускорения свободного падения на различных высотах над поверхностью Земли; для некоторых городов, а также на поверхности некоторых небесных тел. Магнитная, одновременно она же и меловая, доска использовалась при графическом способе получения формулы F = gm. Учителя, которые присутствовали на этом уроке, отметили многообразие методов и способов для подачи и объяснения нового материала.

В заключении хочется озвучить мнение самих учеников об использовании презентации. Они утверждают, что в сочетании с другими интересными элементами урока, презентация - это “круто”.