Учим детей сочинять стихи. Проект для младший школьников "Книга в твоих руках"

Разделы: Начальная школа


Проектная деятельность является неотъемлемой частью современной школы. Она способствует осуществлению связи урочной и внеурочной деятельности, являясь одной из важных составляющих внеклассной деятельности по новым стандартам общего образования. Проблемы, решаемые в ходе проекта, активизируют деятельность учащихся, делают восприятие учебной информации более  целостным, творческим,  учат применять, полученные на уроках знания в новых, нестандартных ситуациях, а также развивает творческий потенциал, способствует укреплению связей ученик – ученик, учитель – ученик, родитель – ученик, библиотекарь – ученик внутри детского коллектива. Одна из целей, которую преследует метод проектов – это научить школьников  работать  с источниками  информации, обрабатывать полученную информацию (анализировать, систематизировать, выделять главное).

Характеристика проекта:

  • долгосрочный;
  • творческий, практико-ориентированный;
  • межпредметный;
  • с непосредственной координацией.

Цель проекта: развивать творческую личность

Задачи проекта:

  • учить умению сочинять стихи, иллюстрировать их;
  • формировать коммуникативную компетентность;
  • формировать позитивную само- и взаимооценку;
  • формировать умения планировать свою и совместную деятельность;
  • учить умению работать с источниками информации;
  • прививать любовь к книге.

Результат работы над проектом: выпуск сборника творческих работ учеников начальных классов «Первые шаги» (сборник назван так, потому что школьники сделали первый шаг в  сочинительском творчестве.)

Этапы работы над проектом

I этап. Введение в тему

Цель: на классных часах, беседах, на уроках чтения раскрыть роль поэзии как особого вида искусства, влияние чтения, книги на становление личности читателя.

1. На классных часах познакомить школьников с историей возникновения книги, с её строением, с профессиями людей, занятых в издательстве печатной продукции, с отношением великих людей к чтению литературы. Примерная тематика классных часов: «Чтобы книгу написать, нужно всё о ней узнать»,  «Как появилась книга?», «Кто и как создаёт книгу?», «Великие люди о книге» и др.

2. На уроках чтения дети знакомятся с понятиями «рифма»,  «строфа», «размер», «четверостишие» и др. Одной из форм сотрудничества на данном этапе стало коллективное сочинение учащимися небылиц и потешек. Вот некоторые из тех, которые вошли в сборник:

Шёл  мужик к себе домой.
Был он очень-очень злой.
Конь хозяину сказал,
Чтобы он с него слезал.
– Хочешь жизнь понять коня?
Покатай-ка ты меня!

Мышка кошку напугала –
Вдруг лизать сметану стала,
Спит клубочком на диване,
Моется шампунем в ванне.
Молока налита миска.
Вот такая «мышка-киска»!
Пусть кусается блоха,
Жизнь у кошки неплоха!

II этап. Работа над проектом

Цель: непосредственное включение школьников в творческую деятельность, выполнение своей работы по созданию сборника.

На данном этапе распределяются роли с учётом пожеланий, интересов и способностей:

– авторы;
– художники;
– редактор;
– корректор;
– верстальщик.

Работа над проектом представляет собой индивидуальную работу по сочинению стихов и иллюстрированию их. При этом проиллюстрировать   стихотворение может любой ученик. (Помощь в сочинении стихотворения могут оказать родители.) Сочинённые стихотворения выносятся на совместное обсуждение перед классом, где школьники могут высказать альтернативные мнения, подсказать более удачную рифму, заменить слово или строку. Редактор отбирает материал для сборника. Учитель оказывает помощь в отборе текстов и рисунков, комплектации и оформлении страниц.   Корректор берёт в библиотеке словарь и исправляет ошибки. Верстальщиком может стать любой ученик и набрать текст совместно с родителями. Создание проекта предполагает также парную и групповую работу по сочинению небылиц, заголовков, по разработке различных идей, подготовке презентации книги и т.д.

Иллюстрации к стихотворениям можно на уроках изобразительного искусства. Рисунки можно также выполнить в технике аппликации, торцевания и др.

Вся работа над проектом координируется учителем. Книга печатается в «типографии» школы.

Предлагаем вашему вниманию некоторые стихи, вошедшие в сборник:

Мистер Снеговик

Это было в декабре,
Как раз под новый год.
Деревья были в серебре.
Шёл с ёлками народ.

Смотрел в окно, печалясь, я,
Что заболел слегка.
Не пустят взрослые меня
Лепить снеговика.

Кипит работа во дворе.
И получился вмиг,
На радость местной детворе,
Мистер Снеговик.

Ведро на голове сидит,
Как шляпа-котелок.
И нос морковкою торчит,
А глазки – уголёк.

Я ночью выглянул в окно,
Когда весь дом уснул.
Он улыбнулся озорно
И глазом подмигнул!

От удивленья сам не свой,
Я радостью проник.
Поверить в чудеса помог
Мне Мистер Снеговик!

                     Волченко Виктор 3 класс

      «МАМА»

Ночью снова выпал снег
Негаданно, нежданно.
Где теперь вчерашний след,
Мой и моей мамы?

На нетронутом ковре
«МАМА» напишу я.
Пусть узнают во дворе,
Как её люблю я!

Я весь день стою в окне,
Прислонившись к раме.
Пусть приятно будет мне,
Мне и моей маме –
Это слово на снегу
До весны я сберегу!

Куликов Павел 3 класс

Воробей

Очень важно воробью,
После зимней стужи,
У дороги на краю
Искупаться в луже.

Непоседа воробей
Рад теплу и свету.
– Умывайся! Не робей!
Скоро будет лето!

                                  Лутфуллин Адель 3 класс

III  этап. Презентация сборника творческих работ «Первые шаги»

Цель: показать результат проектной деятельности – сборник творческих работ учащихся.

На данном этапе готовится праздничное мероприятие «Мы хотим, чтоб все вы знали, как мы книгу создавали». Дети читают свои стихи со сцены. Чтение стихов сопровождается показом слайдов, как дети работали над книгой, пением песен о книге, о чтении.

Работа над данным проектом показала, что младших школьников возможно  и необходимо учить сочинению собственных произведений, создавать основы творческого потенциала, прививать интерес к книге.

Использованная литература: Л.Уланова «Кто и как делает журнал» (использовано в презентации).

Приложение 1