Межпредметная контрольная работа гуманитарного характера

Разделы: Общепедагогические технологии


Интегрированное обучение не является новым. Учитель может провести разовые интегрированные уроки, разработать блок уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов, вести спецкурс, обновляющий содержание внутри одного или нескольких уроков.

Использование межпредметных связей на уроках литературы учит школьников самостоятельно разбираться в прочитанном, оценивать произведение и передавать свой читательский опыт другим.

Учитель литературы должен понимать, что работа на межпредметном уровне развивает общеучебные умения и навыки и является одним из способов прививания ученику интереса к чтению.

Межпредметная контрольная работа имеет обучающий характер, способствует развитию умения конспектировать, систематизировать материал и составлять текст, придерживаясь научного стиля речи.

Для того, чтобы правильно сформулировать вопросы и задания для межпредметной контрольной работы, учителю-гуманитарию важно учесть специфику каждого гуманитарного предмета (литературы, МХК, истории, русского языка). Предметная особенность литературы, например, в том, что она позволяет установить диалог в историко-культурном пространстве, учит ученика выражать свое мироощущение в слове. История раскрывает пространственные, временные и причинно-следственные связи мирового процесса. МХК помогает воплощать историческое пространство в художественных образах разных видов искусств.

Приведем примеры заданий и вопросов межпредметной контрольной работы, проводимой в 10 классе в период изучения жизни и творчества Н.А.Некрасова:

Задание 1.

В лирике Н.А.Некрасова много афоризмов, которые, будучи собраны вместе, составили бы своеобразный моральный кодекс революционеров-демократов 60-70 годов. Что бы вы могли добавить из произведений Некрасова к этой подборке? Как вы считаете, не устарели ли данные афоризмы:

а)

Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ.

б)

Нужны столетья, и кровь, и борьба,
Чтоб человека создать из раба.

в)

Воля и труд человека
Дивные дива творят.

Задание 2.

Как в лирике Некрасова отразилась деятельность Александра II -реформатора? Свой ответ аргументируйте цитатами.

Задание 3.

В главе “Пир на весь мир” поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” вахлаки просят Добросклонова спеть сочиненную Григорием песню “Веселая”. Автор замечает, что песня эта была впервые спета вахлаками после отмены крепостного права. Почему она стала очень популярной? Какова жизнь “освобожденного” народа в пореформенной России?

Итак, введение в учебный процесс межпредметных контрольных работ позволяет осуществить диалог культур, необходимый для сохранения традиций и преемственности поколений. Межпредметная деятельность позволяет ученику и учителю в ходе урочной и внеурочной деятельности ощущать себя участниками общего историко-культурного процесса, осознавать себя личностью.