Этика ислама на уроках исламской культуры в светской школе

Разделы: Начальная школа


Ислам – древнейшая мировая религия. Коран - главный источник вероучения ислама, его нравственно-этических и правовых норм.

Государство через школу стремится поддержать усилия родителей по духовно-нравственному развитию детей, согласовать воспитание в семье и воспитание в школе.

В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс “Основы религиозных культур и светской этики”. В мире много культур и религий. Люди разных взглядов и убеждений живут вместе, и дети изучают в школах религиозную культуру своего народа, учатся толерантности. В начальной школе очень важно не просто дать комплекс знаний по разным предметам, а сформировать этические нормы, принятые в обществе, поэтому курс ОРКСЭ поможет правильно сформировать личность ребёнка, объяснить ему нормы поведения.

Но этика не проявляется лишь только в поведении. О ней не может быть и речи, если отсутствуют другие люди, с которыми человек может вести взаимные дела.

В делах с родственниками, по известному выражению Ислама "кровными узами", что означает неувядаемый характер любви, всем родственникам предназначается милость, помощь и забота.

Первое и самое основное, забота о родственниках имеет особый статус в Исламе. Пророк сказал одному мусульманину, поинтересовавшемуся у него насчет заботы о своем отце: "Ты и то, чем ты владеешь, принадлежит твоему отцу" . Мать заслуживает всяческой любви и заботы: "Рай лежит у ног матерей". Повиновение родителям в Исламе безоговорочное.

Возраст 9-11 лет - время формирования личности. Не случайно именно для таких детей введён курс ОРКСЭ, прививающий морально-этические нормы поведения ребёнка. Для иллюстрации уважительного отношения детей к родителям и старшим уместно привести на уроке произведения В.Осеевой “Сыновья”, “Просто старушка”, “Печенье”, “Волшебное слово”.

Моральные нормы Корана предостерегают от дурных поступков для собственного блага человека, от его деградации и саморазрушения. В этом заключена высшая мудрость. “Он дарует мудрость кому захочет, а тот, кому дана мудрость, награжден великим благом”. Сподвижник пророка Мухаммеда, Ибн-Зейд говорит: “Всякое слово, которое тебя увещевает, или призывает к совершению достойного, или удерживает от гадкого – это мудрость”.

Более точным является высказывание Абу Джафара Мухаммеда бин Йакуба: “Всякое верное слово, порождающее правильное действие, есть мудрость”

Упование на совесть особенно характерно для мусульманской морали. Верующий человек, утверждает этика ислама, не может совершить дурной поступок. Если человеческая совесть остается под защитой веры в своего Создателя, то каждый человек ощущает себя защищенным Могучим стражем, который помогает отгонять любую злую мысль или совершать недоброе действие.

Литературные произведения являются важным подспорьем для донесения до каждого ребёнка важных истин. Произведения Железникова “Чучело”, Андерсена “Гадкий утёнок”, Куприна “Белый пудель” обращают внимание детей на соблюдение этических норм ислама:

- Запрещение издевательства и насмешек над людьми.

- Запрещено злословие и высмеивание недостатков. (Иллюстрация сказки Андерсена “Истинная правда”

- Ислам отвергает враньё, клевету, сплетни. “И пусть одни из Вас не поносят за глаза других”; “Говори правду даже в том случае, если она не в твоих интересах” (Можно объяснить на примере произведений Н.Носова: “Леденец”, “Фантазёры”; Драгунского: “Тайное становится явным”)

- Порицается подозрительность и недоверие друг к другу. (На примере рассказа А.Гайдара “Голубая чашка.”

- Запрещено обзывать друг друга, давать прозвища и клички, “Стягиваются раны от копья, но не заживут те, что язык нанёс,”

Исламское учение проповедует: “Не завидуйте друг другу ,не испытывайте друг к другу ненависти, не будьте эгоистами и стяжателями. Не выискивайте недостатки у других, будьте братьями. Для доступного понимания этих основ хорошо привести в качестве примера сказки А.Пушкина “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о рыбаке и рыбке.”, Аксакова “Аленький цветочек”,Драгунского “Синий кинжал.”

Этика в Исламе организует и упорядочивает все аспекты личностного поведения. Духовная и эмоциональная сфера формируется именно в школьные годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Учебный курс ОРКСЭ способствует реализации данных задач.

Граждане России должны получать объективную информацию о религии и её многообразии, о том, какую позицию занимают лидеры самых разных конфессий и религий.