Библиотечный час по внеклассному чтению "Солнце над тундрой"

Разделы: Начальная школа, Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа


Цель:

  1. Познакомить учащихся с самобытным саамским поэтом, нашим земляком – Аскольдом Бажановым.
  2. Помочь школьникам осознать: в основе творчества поэта – жизнь народа саами, защита природы Крайнего Севера.
  3. Показать, что творчество Аскольда Бажанова – это гимн традициям саамского народа.
  4. Воспитание гражданственности, патриотизма, любви к своему краю через жизнь и творчество саамского поэта – Аскольда Бажанова.

Звучит песня Ивана Матрёхина “Тундра”. Приложение 1. Фото Александра Степаненко (Диск “С любовью к Северу”).

Стихотворение “На белых оленях”:

На белых оленях
по белой пороше
в родное селенье
путь мною проложен.
Сполохи сияний,
над тундрой качаясь,
о скором свиданье
мне шепчут ночами.
Рождается песня
под зорькою ранней,
под синь – поднебесьем
о Севере Крайнем.
А тундра нас любит
за верность сыновью.
Мы Севера люди –
горды её новью.
Горды её светлой
высокой судьбою.
Попутного ветра
нам, тундра, с тобою!

Эти стихи принадлежат саамскому поэту Аскольду Бажанову, памяти которого посвящено наше мероприятие “Солнце над тундрой”. Поэт родился 21 июля 1934 года в небольшом поселенье Ростикент на Нотозере Кольского района Мурманской области в семье потомственных оленеводов. Он писал, что прадеды и деды его ловили рыбу, добывали пушнину, пасли оленей. Говоря о пастухе-оленеводе, поэт видит важное обстоятельство смысла его дела:

Стихотворение “Пастух”:

Вот опять дожди косые
Побрели оленьим мхом,
а ровесник мой – Василий
ходит в тундру пастухом.

Нелегка его работа:
дождь ли, снег ли – на посту,
ночью длинной спать охота, –
не ропщи, крепись, пастух.

Велики стада в колхозе,
волен северный олень,
жизнь пастушья – на полозьях,
вдалеке от деревень.

Как не стлать ему под ноги
дорогих ковров из мха,
речек бурные пороги
не дарить, как жемчуга!

Он для тундры – друг старинный,
ей обязан – как костру.
Тундра б сделалась пустынной,
Коль не жил бы в ней пастух!

Детство саамского паренька пришлось на тяжёлое лихолетье войны, учился в школе-интернате посёлка Юркино. Позже он об этом времени напишет так:

Я опять в сорок первом,
Первый класс, интернат.
Но урок снова прерван,
Дым и щепки от парт…
Налетели фашисты
Утром рано к восьми.
Небо синее чисто
Как Туломская синь!

Война… Поэт никогда не забывает, что синонимом войны стоит слово “смерть”. У его бабушки было одиннадцать детей, в живых остались только сын и две дочери, остальные погибли. Отец Аскольда Бажанова, Алексей Вениаминович, погиб в самом начале войны, пропал в кровавом месиве без вести. Потому так сильна ненависть к войне саамского поэта, воспоминания о которой пропитаны болью и тревогой за родных.

Я виноват, что нет в живых
отца,
Что стон войны всю жизнь
за мной несётся.
Я виноват, что не обрёл
крыльца,
Которое родительским
зовётся,
Я виноват, что
надорвалась мать
В сплошном послевоенном
лихолетье.
Я виноват, что не сумел
понять,
откуда дует смертоносный
ветер…

И хотя послевоенное детство было нелёгким, поэт вспоминает его как что-то светлое, чистое и доброе.

“…чтоб по жизни светло идти.
надо солнечный лучик
детства,
обжигаясь,
носить в груди!”

Семь классов Аскольд Бажанов закончил в школе-интернате в городе Кола. В 1952 году Аскольда направили на учёбу на подготовительное отделение факультета народов Крайнего Севера при Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена, там он успешно закончил 10 классов, затем поступил на физико-математический факультет, но закончить его не удалось. Учёбу пришлось прервать на третьем курсе по семейным обстоятельствам: тяжело болела его мать, Анна Степановна, и он вернулся на Кольский полуостров в посёлок Пулозеро.

Здесь началась трудовая деятельность Аскольда, он работал электромонтёром на железнодорожной станции, ухаживал за больной матерью.

После смерти матери, Анны Степановны, в 1962 году Аскольд переехал жить в село Ловозеро, работал трактористом в колхозе “Тундра”. Вскоре переехал в п. Ревда, где и жил до конца своих дней. Работал электрослесарем на руднике “Карнасурт” под землёй, затем электромехаником на ЛГОКе.

В детстве Аскольд очень любил слушать сказки, которые читала его бабушка:

Стихотворение “Сказки Пушкина”:

Поспешно побросав игрушки,
не видел дела я важней,
чем сказки, что читал мне Пушкин
устами бабушки моей.
Неторопливо, задушевно,
в словах покатывая “о”,
то страшной ведьмой, то царевной
являлась сказка предо мной.
И это сказка, будто ранка,
в душе доверчивой легла:
зачем покорная служанка
царевну в тундру увела?
Она ж погибнет там, блуждая
одна, без пищи, без костра;
повсюду рыщут волчьи стаи
в безлюдных сумрачных лесах.
…И вот удача: на избушку
к утру царевна набрела.
В работе нужной и нескучной
спокойно жизнь её пошла.
Но тут во двор пришла черница…
Я, со слезами на глазах,
просил на том остановиться,
хотел царевне подсказать:
“Не подпускай колдунью к дому!..
И ты, Соколко, умный пёс!..”
И я сбежал бы звать на помощь
в чём был, не глядя на мороз,
коль голос бабушки спокойный
я б не услышал за собой:
– Куда ты, внучек? Полно, полно,
ведь это ж сказка, бог с тобой!

Стихи Аскольд Бажанов начал писать ещё в школьные годы, а одно из его стихотворений было даже опубликовано в центральной газете школьников “Пионерской правде”.

Первое заметное выступление Аскольда Бажанова состоялось в сборнике “Сказание о счастье”, которое выпустило Ленинградское отделение издательства “Советский писатель” в 1970 году. Здесь его стихи были представлены всесоюзному читателю наряду с произведениями поэтов тайги и тундры – чукчей, эвенков, юкагиров, эскимосов, ненцев, коряков, мансийцев, нивхов, селькупов, хантов, ительменов.

В коллективном сборнике “Ступени”, в который вошли рассказы и стихи молодых литераторов Кольского полуострова (Мурманск, 1979), его творчество было представлено несколько шире.

Стихи Аскольда Бажанова публиковались в крупнейших литературных журналах, сборниках:

– “Сказание о счастье” (1970),
– “Ступени” (1979),
– “Близок Крайний Север” (1982),
– “Сполохи” (1986),
– “Северное сияние” (1987),
– “Последнее пришествие” (1998),
– “Здесь начинаются дороги” (2001),
– “Поэзия народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России” (2002).
– “Стихи и поэмы о саамском крае”. – 2009.

Был он участником Всероссийских семинаров писателей народностей Севера и Дальнего Востока в Ялте, в Малеевке под Москвой, на Магадане.

Так уж исторически сложилось – родной землёй саамов стала заполярная тундра. Речь идёт не о черноземной почве, способной превратить семя в цветок сказочной красоты, в сладкий фрукт или вкусный овощ, – о земле каменистой, болотистой, часто непригодной для земледелия, не отличающейся ласковостью характера, покладистым климатом, но доброй с теми, кто сумел разглядеть её, оценить достоинства прародительницы оленей.

Стихотворение “Край мой”:

Край ты мой просторный,
Север бородатый,
край ты мой озёрный,
край ты мой богатый!
В прошлом позабытый,
прозванный медвежьим,
был ты беззащитным,
был ты безутешным.
Выглядел угрюмым,
сдавленный неволей.
Был ты краем чумов,
был ты краем горя.
На погостах дальних
часто смерть гостила,
край многострадальный
счастье обходило.
Радость не селилась
в тундре полудикой.
Так веками длилось…
А теперь – гляди-ка:
разбрелись по сопкам,
по лесам еловым.
по оленьим тропам
города и сёла;
край мой стал моложе,
всё ему по силам…
Мне он – всех дороже,
с ним я всех счастливей!

Сумел разглядеть её, оценить достоинства земли Кольской саамский поэт Аскольд Бажанов. Самобытность Бажанова тем и определяется, что он мыслит образами, которые из века в век несли к нам его предки, умеющие видеть красоту в окружающих суровых пейзажах, талантливо поэтизирующие их.

Стихотворение “Север”:

В чьём-то “точном” представленье
Север – тундра и пурга,
а саамские олени –
это мясо и рога.
Да уютные “лопарки” –
диво дивное из койб,
лёгких пим орнамент яркий,
шитый мастерской рукой.
Но пускай узнает всякий
об оленях и о тех,
кто идёт в мороз и в слякоть
в горы, в тундру, словно в цех.
от, кто видел пламень гонки,
пусть прислушается, пусть. –
и тогда услышит тонких,
чутких ног оленьих хруст.

В основе творчества поэта – жизнь народа саами, защита природы Крайнего Севера:

Стихотворение “Кто сказал, что северных оленей”:

Кто сказал, что северных оленей
скоро будет незачем пасти,
дай, мол, срок – и техника заменит:
на неё лишь сесть и завести, –
и кати по тундре без боязни,
прямиком, по солнцу, без дорог;
на стальной машине не увязнешь,
колеси и вдоль и поперёк;
мни берёзок слабенькие плечи;
ели, сосны походя круши;
мох и ягель вспахивай беспечно;
в светлых речках траки полощи?!
И замрёт природа, увядая,
коль красу её не пощадить.
Будет тундра вечно молодая,
если в ней олени будут жить!

Звучит песня “Спешит в Ловозеро оленевод” или песня Ивана Матрёхина “Белый олень”. Приложение 2

Стихи его, как и бесконечная тундра, с виду незамысловаты, напевны, с многообразием эпитетов:

Стихотворение “Морошковый цвет”:

В снегу морошкового цвета
и в изумрудовой листве
пришло к нам северное лето
на ярком солнечном холсте.
И лес, и реки, и вершины.
И я – мечтаем о поре,
когда весь свет сойдётся клином
на нашей северной земле.
А лишь привыкнем к буйству лета
ценой немалого труда,
придёт сентябрь – и от света
не обнаружишь и следа…
Прощаясь с белыми ночами,
привычно думаю о том,
что в Заполярье все начала
идут иль с солнцем, иль со льдом.

Аскольда Бажанова вполне можно назвать, по словам поэта Виктора Тимофеева, солнцепоклонником, так как солнце или мечты о нём мы находим почти в каждом стихотворении:

Последний солнца луч,
Уткнувшись в снег, погас…

или:

Взамен духов и сковородок,
И прочих нужных мелочей
Собрать бы женщинам в подарок
Букет из солнечных лучей!

А вот ещё одно:

Ставни туч сорвал с оконца
Неба дерзкий ветерок!
В дверь Хибин ввалилось Солнце
И – уселось на порог.

Но не только к солнцу обращается поэт. Увлекает его и необыкновенная по красоте и загадочности игра Северного сияния:

Глядите, ветер солнечный,
Зелёное сияние,
Подвижная бессонница,
Холодное ласкание.
То светится, как занавес,
То быстрым вихрем
Взвинтится;
Погаснув,
Вспыхнет заново,
Играет, – не насытится…

А сколько стихов он посвящает своим друзьям – оленям и собакам!

Друг мой, лайка, где ты
там впереди,
Будь сегодня, как всегда,
на слуху!
Постарайся, глухаря мне
найди
И держи его, держи на суку!

Творчество Аскольда Бажанова – гимн традициям саамского народа. Приложение 3

Стихотворение “В саамском нашем поселенье”.

В саамском нашем поселенье,
смотрящем в двадцать первый век.
Мальчишкам нравятся олени
и сам оленный человек.
Мальчишкам нравятся, как прежде.
оленьи гонки и костёр,
саамской вышивки одежда
и ветром мереный простор!
Недаром в нашем поселенье,
идущем в двадцать первый век,
всё больше ценятся олени
и сам оленный человек!

Очень хочется верить в то, что так и будет сегодня, завтра и всегда, как верил в это Аскольд Бажанов.

А сейчас посмотрите, пожалуйста, фильм Владимира Кузнецова "Саамская поэзия". Видеофильм можно получить у автора статьи.

Песня Ивана Матрёхина “Символ тундры – олень”. Приложение 4

Обзор книг Аскольда Бажанова.

Литература:

  1. Ступени. – Мурманск: Книжное изд-во, 1979. – 112 с.
  2. Бажанов А.А. Солнце над тундрой: Стихи. – Мурманск: Кн. изд-во, 1983. – 56 с.
  3. Литература Кольской земли: Хрестоматия для 9-11 классов общеобразовательных учреждений: В 2 ч.: Ч.1/Л.Т.Пантелеева, Т.П.Агапова, Л.Ф.Жданова, Л.Д.Шахова, О.Д.Родченко; Под общ. Ред. Л.Т.Пантелеевой. – Мурманск: МОИПКРО, 2004. – 336 с: илл.
  4. Бажанов А.А. Белый олень. – Мурманск: Север, 2007. – 40 с.
  5. Надежда Большакова. Аскольду Бажанову 70 лет!//Ловозерская правда. – 2004. – 1 октября. – № 40.
  6. А.Миланов. Будет тундра вечно молодая //Мурманский вестник. – 1995. – 19 апреля.
  7. Пантелеева Л.Т., Лявданский Э.К. Храни огонь родного очага. – Мурманск: Мурманский государственный педагогический институт, 1993. – 120 с.: илл.
  8. Наука и бизнес на Мурмане: науч.– практ. журн. – Мурманск: Кн. изд-во, 2005.– № 5: саамской литературе 15 лет.