Эмоционально-нравственное развитие дошкольников через комические образы литературных произведений

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Анализ специальной литературы показывает, что юмор предполагает дружелюбный, беззлобный, хотя и не беззубый смех. [1]

Комические детали – это объекты нелепого цвета, необычной величины и формы, находящиеся в неестественном месте и используемые неожиданным образом.

Перевертыши – это одномоментные комические ситуации развертывающиеся поэтапно действия персонажей, для которых характерно рассогласование их компонентов: цели, результату, формы - содержанию, действия – обстоятельствам, цели – способу её достижения. Структурным компонентом являются “момент неожиданности”, противоречие, несоответствие норме, комические детали, перевертыши и комические ситуации, элементы юмора, сатиры, иронии насмешки, шутки и т.д. [2]

Терапевтическая функция комического: в том что, четко обусловлены страхи инстинктивного характера, ситуативные, возникающие в неожиданно опасной обстановке и личностно-обусловленные.Выделяются пути преодоления страхов: разъяснение детям причин возникновения тех или иных явлений, формирование представлений о животных, саморегуляция, самовоспитание. Адекватному восприятию детьми комических ситуаций мешает отсутствие у них константности восприятия, умения верно классифицировать эмоционально-экспрессивное состояние персонажей, незнание отдельных предметов и их назначения, толкование поступков. Развитие у детей чувство смешного проходит несколько стадий: выделение несмешных, а затем смешных деталей, комментирование сначала “момента неожиданности”, развязки действий, сопоставление частей комических противоречий друг с другом и общепринятой нормой и оценку поступков комического. [3]

Задания, в ходе выполнения которых дети обучаются конструированию комических деталей.

Задание первое

Цель: Развитие у дошкольников процесса восприятия.

Материал: картинки на которых изображены объекты, наделенные комическими несоответствиями (лошадь с человеческой головой, мальчик в большой шляпе и больших туфлях, маленькая лошадь везущая большую телегу)

Ход:

Дети рассматривают картинки и отвечают на вопросы: Смешные картинки или нет? Если смешные то почему.

Задание второе

Цель: Выделить уровни восприятия дошкольниками перевертышей.

Материал: картинки с изображением перевертышей.

Методика проведения:

Дети рассматривают и комментируют картинки.

Интерпретация результатов:

  • Первый уровень – на вопрос, смешная картинка или нет, дети отвечают утвердительно и указывают несоответствия имеющие отношения к противопоставляемым друг другу признакам двух разных объектов.
  • Второй уровень – дети выделяют и перечисляют действия персонажей, наделенных противоположными функциями.
  • Третий уровень – дети противопоставляют объекты друг другу, но сопоставления с нормой еще нет.
  • Четвертый уровень- дети выделяют несоответствия в объектах и сопоставляют эти объекты с нормой.

Задание третье

Цель: определить уровни сформированности конструирования детьми комического.

Методика проведения:

Дети придумывают и рисуют смешные истории.

Интерпретация результатов:

  • Первый уровень конструирования комического - дети демонстрируют репродуктивное воображение. Воспроизводят фрагменты из знакомых, обычных, несмешных произведений, отождествляют смешное с красивым, обычным, неприметным.
  • Второй уровень – изображаются юмористические герои кинофильмов, фрагменты из комических сюжетов. Появляются элементы творческого воображения, изображаются объекты с комическими деталями: дом с крышей необычной формы, изображение элементов одежды в смешном виде. Дети могут исказить цвет, форму, величину объектов, наделить их необычными функциями и признаками, совместить части разных объектов: рисуют одуванчик с глазами и носом и т.д.
  • Третий уровень – дети проявляют творческое воображение создавая комические конструкции, дети используют обратную координацию вещей, переносят признаки и функции с объекта “А” на объект “Б” и наоборот (свинки замяукали, кошечки захрюкали, учитель лечит, врач учит)
  • Четвертый уровень - ярко выражено творческое воображение: дети придумывают смешные истории с развивающим сюжетом, в которых рассогласуются компоненты комических противоречий.

Задание четвертое

Цель: учить детей выделять и обобщать необычные действия предметов и животных.

Материал: рисунки перевертыши воздушный шар летит наоборот не вверх, а вниз; человек рассеянный перчатки на ногах, носки на руках и др.

Методика проведения:

Дети комментируют эти рисунки и выбирают лишние. Если дети не справляются с заданием, то им задаются уточняющие вопросы: Какие из рисунков смешные? Почему они смешные? Какого цвета бывает трава? Какие из лежащих картинок смешные, а какие нет? Несмешные картинки лишние отложите их в сторону.

Задание пятое

Цель: учить детей выделять и обобщать несоответствия в положении в пространстве предметов и вещей.

Материал: изображение ворон, из которых одна сидит на дереве, другая на носу у мужчины; изображение дома у которого крыша находится внизу, а не наверху и др.

Методика проведения:

Дети комментируют эти рисунки и выбирают лишние. Если дети не справляются с заданием, то им задаются уточняющие вопросы: Какие из рисунков смешные? Почему они смешные? Какого цвета бывает трава? Какие из лежащих картинок смешные, а какие нет? Несмешные картинки лишние отложите их в сторону.

Задания, предполагающие формирование у дошкольников элементов юмора, сатиры, иронии, остроумия

Задание первое

Цель: учить детей понимать комические несоответствия, составляющие пружину комизма сатирических произведений.

Материал: сатирическое произведение К.И. Чуковского “Тараканище”

Методика проведения:

Зачитывается стихотворение и задаются следующие вопросы:

Смешное стихотворение или нет? Если смешное (несмешное), то почему? Кто из героев самый смешной и почему? Хороший таракан или нет? Кто самый смелый в этом стихотворении?

Задание второе

Цель: учить детей дифференцировать поступки юмористических и сатирических героев, попавших в одинаковые комические ситуации.

Материал: сатирическое произведение А.Барто “Девочка чумазая” и юмористическое произведение О.Дризе “ Разноцветный мальчик”.

Методика проведения:

Детям зачитывается стихотворение, и задаются следующие вопросы: Можно назвать стихотворение о чумазой девочке смешным? Почему оно смешное? Какая в нем героиня: хорошая или плохая? Если хорошая (плохая), то почему? Нравится вам эта девочка? Если нравится, то почему?

Почему автор назвал мальчика разноцветным? Почему мальчик выпачкался? Похожи ли эти стихотворения? Если да, то почему? Что одинакового в этих произведениях? В каком из произведений автор высмеивает героя? Какой автор дружелюбно смеется над героем?

Задание третье

Цель: учить детей абстрагировать комические несоответствия в изображении сатирических персонажей.

Материал: Серия картинок: “Охотник и “Друзья” Н.Радлова.

Методика проведения:

Дети рассматривают серии картинок, взрослый описывает картинки для детей 4-5 лет, дети 6-7 лет описывают самостоятельно.

Дети гуляли в лесу. Увидели в дупле дерева, что-то светится. Испугались Миша и Нина и побежали за охотником. Пришел охотник наставил ружье, а из дупла выходит маленький-маленький котенок.

Рассказ из серии картинок “Жили-были две Утки и зайчик”. Решили утки помочь зайчику - перевезти его на другой берег. Доплыли утки до середины озера. Вдруг они увидели двух лягушек и поплыли за ними в разные стороны, а заяц упал в воду. Ох, какие хорошие друзья у зайца! Как они помогли зайчику!”

Дети отвечают на вопросы: Смешная история произошла с котенком? Почему смешная? Над каким героем из истории можно посмеяться? Стоило ли детям бояться Котенка? Какие дети в своих поступках смелые или трусливые?

Задание четвертое

Цель: Формировать у детей отрицательное отношение к неуступчивости и упрямству.

Материал: тексты стихотворений С.М. Михалкова “Бараны” и басни И.А. Крылова “Лебедь, рак и щука”и иллюстрации к этим произведениям.

Методика проведения: Дети заслушивают тексты указанных произведений, анализируют содержание иллюстраций находят сходство и различие в поведении персонажей басни и стихотворения. Вспоминают аналогичные ситуации из личного опыта.

Литература:

  1. Борев, Ю.Б. Комическое М. Искусство, 1970.-269с.
  2. Венгер, Л.А. Путь к развитию детского творчества. М. Знание, 1983.-92.
  3. Попова О.М. Развитие творческой активности дошкольников на материале юмористических произведений.Шадринск.1995.- 83.