Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (27 МБ)


В связи с тем, что характер речевых патологий у дошкольников стал сложнее, возникла необходимость поиска новых форм и методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Что является задачей Федеральной программы развития образования в России, а именно обновление содержания и технологий обучения.

Рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети.

В “Концепции модернизации российского образования” наряду с задачей – внедрения новых технологий в образовательный процесс ДОУ, обозначена задача воспитания духовности и нравственности у дошкольников.

Проанализировав данную ситуацию мною была определена педагогическая проблема: выявление методов и приемов эффективной работы учителя – логопеда в ДОУ для совершенствования всех компонентов речевой системы, повышения интереса к выполнению упражнений по коррекции речи, развития познавательных психических процессов, а именно, образного мышления, внимания, памяти, воображения, развития эмпатии, формирования моделей выражения основных эмоций и чувств, овладение навыками управления своим поведением, творческой активности, воспитания нравственности.

Изучив психолого-педагогическую литературу я выделила для себя метод сказкотерапии, который является здоровьесберегающей технологией, а именно комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.(2 слайд)

Цель: использование эффективных методов и приемов сказкотерапии для коррекции речи, мотивации детей к процессу коррекции и связанных с ней психических процессов, развитие эмоционально-экспрессивной сферы дошкольников.(3 слайд)

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования. (технология комплексной сказкотерапии, направленная на развитие эмоционально-волевой сферы, развитие самосознания и созидательной системы ценностей (автор Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, 2011).

  • Разработать концептуальные положения данной проблемы.
  • Разработать серию логопедических занятий для детей старшего дошкольного возраста с элементами сказкотерипии.
  • Создать предметно-развивающую среду.(4 слайд )

Вся работа построена с опорой на общедидактические принципы (принцип систематич-ности и последовательности; принцип сознательности и активности), принципы специальной педагогики (принцип развивающего обучения; принцип наглядности; принцип коррекционной направленности) и принципы логопедии (принцип дифференциального подхода; принцип формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения; онтогенетический принцип). (5 слайд)

В своей логопедической практике использую следующие формы работы комплексной сказкотерапии :

Анализ сказок (решение “открытых” сказочных задач).

Рассказывание сказок (групповое: придумывание “по кругу”, рассказывание “по кругу” известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица).

Постановка сказок (игры-драматизации).

Сочинение сказок (интерпретация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй).

Медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс - статическое, психодинамическое)

Куклотерапия (пальчиковые, марионетки, бумажные, перчаточные куклы, верховые куклы, фланелеграф, теневые, магнитные, стендовые).

Сказочная имидж-терапия (мгновенное преображение с помощью костюмов).

Рисование сказок (спонтанное “волшебное” рисование). (6 слайд)

Элементами сказкотерапии являются – медитации на сказку (статическое или психодинамическое погружение) так называемые психодинамические медитации. Психодинамические медитации направлены на выражение и проявление различных эмоций, улучшают и активизируют выразительные средства общения: пластику, мимику, речь, и гармонично развивают личность ребенка. Виды психодинамических медитаций: перевоплощение, пантомимические этюды, погружение в различные стихии, изображение растений, упражнения с зеркалом, танец, упражнения с тканью. (7 слайд)

Перевоплощение. 1. Перевоплощение в живое существо.

Цель: Снятие напряжения, активизация воображения

Представьте себе, что вы находитесь в сказочном лесу. В этом лесу живет много разных животных. Изобразите зайца, волка, лису, медведя, змею, собаку, кошку, лягушку, жирафа, цаплю, крокодила. А теперь мы превращаемся в сказочных птиц и летим, свободно машем крыльями. У нас сильные и крепкие крылья, птицы летят свободно и легко. (8 слайд)

2. Перевоплощение в неживое существо.

Превращение в камень. Дети могут бегать, изображать животных, собирать воображаемые цветы, т.е. активно двигаться. По сигналу ведущего дети замирают, превращаясь в камень. При этом они принимают либо эмбриональную позу (садятся на корточки, обхватывают руками колени и прячут голову), либо садятся на колени и прижимаются к земле. Этот прием хорошо применять в сказочном путешествии, когда неожиданно появляется кто-то страшный, опасный.

Превращение в дом. Добрый персонаж сказки рассказывает детям, как можно победить злое сказочное существо (например, Кощея, Колдуна, Дракончика Звукоеда, Фею Буквину и пр.). Когда дети подойдут к месту, где живет злое существо, им нужно превратиться в крепкий Волшебный дом. Дети становятся спиной друг к другу в круге, соприкасаясь головами, берутся за руки и крепко их сжимают. Злое существо увидит этот дом около своего, выйдет и начнет дуть для того, чтобы дом разрушить. Дети должны выстоять, крепко держась за руки. И тогда злое существо от натуги лопнет.

Цель: Погружение в образ, чередование напряжения с расслаблением. Сформировать чувство сплоченности, дружбы. (9 слайд)

Пантомимические этюды.

Дети мимикой и жестами изображают эмоциональные состояния героев сказки.

  • “ Больно”. Глаза грустные, брови сдвинуты, потирают рукой больное место.
  • “Забодаю”. Дети приставляют указательные пальцы к голове, наклоняют ее, хмурят брови, смотрят исподлобья.
  • “Злость”. У ребенка скрещены руки, нахмурены брови, голову наклоняет вниз.
  • “Радость”. Ребенок радуется, улыбается, покачивает головой, выполняет пружинку.
  • “Горе”. Ребенок горюет: подставляет ладошки к щекам, прикрывает глаза, вздергивает брови под углом, опускает голову.
    “Глупость”. Ребенок делает удивленные, круглые глаза; перешагивает с ноги на ногу.
  • “Хитрость”. Ребенок прищуривает глаза, делает повороты туловищем.
  • “Стыд”. У ребенка голова опущена, глаза прикрыты, руки внизу.
  • “Усталость”. Ребенок утирает от пота лоб, голова набок опущена, плечи опущены, согнута коленка.
  • “Голод”. Ребенок вдыхает запах вкусных пирожков, облизывается, делает круговые движения руками по животу.
  • “Удивление”. Ребенок широко открывает глаза и рот, руки в стороны.

Воспроизведение эмоций играющими детьми и “чтение” эмоций наблюдающими за игрой детьми несут не только психогигиеническую и психопрофилактическую функцию, но и функцию лечебно-педагогического воздействия на детей, страдающих органическим поражением ЦНС с неврозоподобной симптоматикой. (10 слайд)

Фото. “Хитрость”, “усталость”, “радость”, “стыд”, “удивление”, “злость”. (11 слайд)

Погружение в различные стихии (земля, вода, огонь, воздух).

Цель: Уравновешивание психики, развитие воображения.( 12 слайд )

Фото. “Хождение по лужам”. “Хождение по болоту”. “Хождение по глубокому снегу”. Опыт хождения по разным типам почвы помогает человеку заземлиться, сбалансировать свои чувства. (13 слайд)

Изображение растений.

Цель: Стабилизация психических процессов, снятие напряжения, создание позитивных образов.

Содержание упражнения делает ребенка добрее и восприимчивее.(14 слайд)

Упражнения с зеркалом – “Страна Зеркалия”.

Цель: Формирование у ребенка адекватных представлений об образе и возможностях своего тела. (15 слайд)

Танец.

Это телесное выражение различных эмоциональных состояний. Он раскрепощает и наполняет человека новой силой. (16 слайд)

Упражнения с тканью.

Упражнение развивает чувство опоры, внутренней стойкости, стабильности, координацию движений, укрепляет мышцы ног. После серии таких упражнений дети лучше владеют своим телом. Упражнение формирует групповую сплоченность, чувство поддержки и доверия.(17 слайд)

В логопедической работе использую два вида сказок, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией: художественные и дидактические.

Художественные сказки.

К ним можно отнести все литературное наследие наших предков. Художественные сказки могут быть народными. Они содержат опыт, мировоззрение, систему ценностей как отдельного автора, так и этноса в целом. Народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи:

Окружающий нас мир – живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами.

Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

Самое ценное дается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования и терпения.

Вокруг нас множество помощников, но они приходят на помощь только тогда, когда мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия окружающему миру.

Сюжеты народных сказок многообразны:

  • сказки о животных, взаимоотношения людей и животных. Дети до 5 лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них;
  • бытовые сказки. Они рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к неврозам, рассказывают о маленьких семейных хитростях;
  • волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для детей старшего дошкольного возраста. Благодаря этим сказкам в бессознательное человека поступает “концентрат” жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.

Художественные сказки могут быть авторскими. (18 слайд)

Художественная сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничений добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. По мнению Б. Бетельхейма, это происходит не потому, что ребенок хороший по своей природе, а потому что положение этого героя среди других более привлекательно. Таким образом, сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке. (19 слайд)

Используя сказки для расширения словаря детей, я провожу следующие виды работы:

вычленение слов из сказки с заданным звуком; рифмовка слов (удалец-молодец); придумывание нескольких однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок); подбор эпитетов к сказочному герою; называние сказочного героя по эпитетам; называние слов-признаков, слов-действий из сказки; подбор к сказочному персонажу действий, признаков; подбор к действиям - сказочного персонажа; придумывание нового названия сказки; называние пропущенных слов в сказке. (20 слайд)

В работе над предложением предусматриваю два направления:

1. Работа по его развертыванию, распространению, наполнению и интонационному оформлению в соответствии с целью высказывания.

2. Работу по синонимическим заменам, перестройкам предложений, выражающим одно и то же содержание.

Для формирования правильного грамматического строя я предлагаю следующие формы работы:

составление предложений по опорным картинкам из сказок; составление предложений с определенным словом или с несколькими словами; распространение предложения; составление предложений по демонстрации действий сказочных персонажей; составление предложений с опорой на игрушку; упражнение "Закончи предложение" и т.д. (21 слайд)

Приёмы сказкотерапии при формировании связной речи: словесная режиссерская игра; пересказ от лица литературного героя; словесное рисование; “а что потом”; совместное решения проблемного вопроса к сказке; изменение ситуации в знакомых сказках; придумывание кратких историй; моделирование; сказки про самого себя; перевирание сказки; бином фантазии; сказки по-новому; сказка-калька; слово-сказка. (22 слайд)

При включении сказок в занятия, решаются задачи развития просодической стороны речи: развития речевого дыхания; плавности речи, дикции (на выдохе произносятся фразы); развитие различной силы выдыхания, развитие голоса с постепенной сменой силы голоса, развитие темпа, ритма и интонации голоса. (23 слайд)

Дидактические сказки.

Дидактические сказки – это сказки, которые я придумываю для создания положительной мотивации к учебному процессу, для “упаковки” учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, предлоги) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. В форме дидактических сказок “упаковываются” учебные задания. (24 слайд)

Создается дидактическая сказка по следующему алгоритму:

Введение в сказочную страну, в которой живет одушевленный символ. Ведется рассказ о нравах, правилах жизни в этой стране.

Разрушение благополучия. В качестве разрушителей могут выступать “злые” сказочные персонажи (Дракончик Звукоешка, Фея Буквина, Кощей и т.д.), стихийные бедствия, злое колдовство, тяжелое психоэмоциональное состояние (скучно, грустно, тоскливо, отсутствие друзей и т.д.).

Обращение к детям (ребенку). Только дети, умные, смелые, отзывчивые, добрые могут всё спасти. Поэтому, чтобы спасти персонажа, ситуацию, страну нужно пройти испытания, а значит выполнить определенное задание.

Введение сказочного героя в логопедический процесс, который будет появляться на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта). (25 слайд)

В работе использую методические пособия, в которых представлены циклы логопедических дидактических сказок с элементами сказкотерапии. Циклы – это разделы программы: Фонетика. Звукопроизношение. Обучение грамоте. Грамматика. Лексика. Каждый цикл сказок имеет своего персонажа, свою сказочную страну с ее законами, свои испытания (то есть задания по конкретному разделу программы). (26 слайд)

Фонетические сказки. Главные герои - звуки, наделенные своими характерами (гласные и согласные). Сказочный город – Звукоград. Злой персонаж – Дракончик Звукоешка. (27 слайд)

Провожу тренинговые упражнения для родителей с целью ознакомить их с законами данной страны и в результате осуществить взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей. Тренинг: “Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с ОНР”. (слайд 28)

Звукопроизношение. Использую артикуляционные сказки для постановки звуков. Главный герои – логопедическая собачка "Пес Барбос"и логопедический Бегемотик "Жу-жа”. (слайд 29)

Сказки по обучению грамоте . Главные герои - буквы. Сказочный город - Буквоград. Злой персонаж - Фея Буквина. Добрый - Фея Грамота. (слайд 30)

Фото букв. Парные согласные, йотированные гласные. (слайд 31)

Грамматические сказки. Главный герой - Колобок. Он путешествует и попадает в различные истории. Дети выручают его. По мотивам сказки “Колобок” создан цикл дидактических сказок: “Путешествие Колобка”, на материале которых отрабатываются предложно-падежные конструкции. (слайд 32)

Фото. Символ Колобка. Формы работы с детьми. (слайд 33)

Лексические сказки. Главные герои – слова. Гномики-приятели (слова синонимы), гномики-неприятели (слова антонимы), гномики - близнецы (слова омонимы). (слайд 34)

В работе со сказкой использую приём мнемотехники, компьютерную технику ( к сказкам составлены мнемотаблицы и компьютерные презентации). (слайд 35)

Логопедическое занятие строю, используя структурные компоненты коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия, для того, чтобы “погрузить” в сказочное действо, заинтересовать и удержать внимание детей на протяжении всего занятия. Заинтересованность –повышает мотивацию к коррекционному процессу и является стимулом для выполнения учебных задач. (слайд 36)

Структурными компонентами коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия являются следующие этапы: ритуал “входа” в сказку, повторение, расширение, закрепление, интеграция, резюмирование, ритуал “выхода” из сказки. (слайд 37)

1 этап. Ритуал “входа” в сказку. Цель: Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку.

Содержание этапа: Коллективное упражнение (взявшись за руки в кругу, все выполняют “сплачивающее” действие). (слайд 38)

2 этап. Повторение. Цель: Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.

Содержание этапа: Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и т.п. (слайд 39)

3 этап. Расширение. Цель: Расширить представления ребенка о чем-либо.

Содержание этапа: Показываю или рассказываю детям новую сказку, фрагмент сказки с постановкой задач по преодолению препятствий. Спрашиваю, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и пр. (слайд 40)

5 этап. Закрепление.

Цель: Приобретение нового опыта, появление новых качеств личности ребенка, закрепление и повторение учебного материала.

Содержание этапа: Провожу дидактические игры, позволяющие детям приобрести новый опыт и закрепить знания, умения и навыки; совершаются символические путешествия, превращения и пр.(слайд 41)

5 этап. Интеграция.

Цель: Связать опыт с реальной жизнью.

Содержание этапа: Обсуждаю и анализирую вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня. (слайд 42)

6 этап. Резюмирование.

Цель: Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

Содержание этапа: Подвожу итоги занятия, отмечаю каждого ребенка за достижения, подчеркиваю значимость приобретенного опыта, проговариваю конкретные ситуации, в которых дети могут использовать новый опыт. (слайд 43)

7 этап. Ритуал “выхода” из сказки.

Цель: Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.

Содержание этапа: Повторение ритуала “входа” в занятие с дополнением: “Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились”. Дети протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, прикладывают руки к груди. (слайд 44)

Фото. 7 этап. Ритуал “выхода” из сказки (слайд 45)

Таким образом, введение элементов сказкотерапии в логопедический процесс привлекательно тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.
Сказкотерапия – это не только игра, но и ненавязчивое осуществление поставленных коррекционных задач логопедом.

В соответствии с новыми федеральными государственными требованиями, по завершению дошкольного образования,  воспитанник должен соответствовать Модели выпускника ДОУ

1. Любознательный, активный .

- Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутренней мире).

- Использует разные способы познания мира природы, пользуется схемами, наглядными моделями.

- Отличается высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел.

- Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнеров по деятельности.

- Имеет способность к обобщению, установление причинно-следственных связей и речевому планированию.

2. Эмоционально отзывчивый.

- Правильно понимает эмоциональные состояния других людей, активно выражает готовность помочь.

- Умеет “читать” эмоциональные состояния по мимике, жестам, интонации голоса, высказывает мнение о причинах эмоционального состояния сверстника.

- Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. (слайд 46)

3. Коммуникативно развит.

- Проявление доброжелательного отношения к окружающим людям, отзывчивость к их переживаниям.

- Способность к фантазии и воображению, ярко проявляющаяся в ролевой и режиссёрской играх, которые к концу дошкольного периода характеризуются наличием оригинального замысла, гибкостью сюжетной линии в зависимости от условий и обстоятельств.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

- Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, рассказе.

- Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим, в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).

 Психологические характеристики.

- Устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру.

- Способность к инициативе и самостоятельности в сфере решения социальных и бытовых задач.

- Активность при участии в игре, общении и других видах детской деятельности.

- Ребенок эмоционален, креативен, инициативен, самостоятелен и ответственен, с адекватной самооценкой. (слайд 47)

Таким образом, использование в логопедической практике метода сказкотерапии позволяет реализовать основной принцип сказкоторапии – целостное развитие личности. (слайд 48)

Литература. (слайд 49)

Спасибо за внимание! (слайд 51)